Интернет-газета. Псков
16+

Зачем Чингиз Османов обратился к «Тому и Джерри»?

11 марта 2022 г.

Приезд в новгородскую филармонию Чингиза Османова – всегда большой праздник для новгородского оркестра. Это особый день. Как будто солнце целый день не заходит, и в его лучах, светится всё вокруг. Только в этот день наши музыканты играют по-особому. Практически у всех на лицах улыбка перед очередным номером и очень лёгкое, воздушное, романтичное и одновременно филигранное исполнение произведений. Если вы никогда не были на концерте с участием Чингиза Османова, то сегодня же займитесь поиском возможности это сделать. Чингиз Османов – непревзойдённый российский скрипач и талантливый конферансье, равного которому сегодня с трудом можно встретить.

 

Пусть всё в нашей жизни будет настолько просто и столь же изящно

На концерте в Новгородской филармонии среди зрителей были многие юные струнники с мамами и бабушками. В зале не было свободных мест, заняты даже все приставные. Преподаватели музыкальных школ города очень хотели, чтобы их ученики посмотрели на блестящее владение скрипкой этим музыкантом.

В первом отделении конферансье Османов предложил поговорить про «Простую симфонию» (Simplesymphony), для струнного оркестра Эдварда Бриттена (Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен, 1913-1976, - британский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших английских композиторов XX века, - авт.). Рассказывает Османов интересно, привлекая внимание публики не только музыковедческими знаниями, но и философскими.

К примеру, перед тем как сыграть «Простую симфонию» Бриттена, он стал говорить о понятии «простота» в философии, в музыке, в обычной жизни. По мнению Османова многие воспринимают и используют это слово неправильно. Люди часто усложняют простые вещи. Когда раньше ему встречались горожане с футлярами для инструментов, то он с грустью провожал их взглядом, представляя, сколько усилий и трудностей на пути у такого человека с футляром: сколько нужно пройти уроков, сделать домашних заданий, отыграть концертов, чтобы что-то получилось. Но спустя годы, он воспринимает людей, в руках у которых футляры музыкальных инструментов, с гордостью. «Пусть всё в нашей жизни будет настолько же изящно и просто как «Простая симфония» Бриттена, которую фрагментами написал Бриттен ещё в 9 лет», - обратился к публике Османов.

Но после своего философского посвящения маэстро сыграл не Бриттена, а «Весну» из цикла «Времена года» Вивальди, чем и вовсе заинтриговал публику. В зале задумались: а когда же прозвучит эта изящная простота Бриттена? Но Османов продолжал играть: звучала «Весна», которая и должна была стать прологом к первой части «Простой симфонии».

Эдвард Бенджамин Бриттен действительно написал фрагменты произведения ещё в девять лет, видимо, поэтому симфония «простая». О произведении мы знаем то, что в его основе отрывки без изменений, хотя развитие тем во многих местах новое. Партитура для струнного оркестра полностью сделана самим автором. В сносках к каждой части автор указывает источник, откуда заимствована та или иная музыкальная тема.

 

Муки любви не исключают радости 

После «Простой симфонии» Бриттена вышедший из-за кулис Османов заинтересовал всех неожиданной новостью. Оказывается, что именно в этот день в марте когда-то вышел первый выпуск знаменитого мультсериала «Том и Джерри». Узнал он это, читая за кулисами ленту новостей. День рождения «Тома и Джерри», он посчитал удачным стечением обстоятельств, Османов предложил аудитории определить с помощью возникших в воображении ассоциаций, какой из следующих номеров будет олицетворять Тома, а какой Джерри.

Это были «Муки любви» и потом «Радости любви» Крейслера. (Фриц Крейслер, реже Крайслер, родился в Вене в 1875 году, умер в Нью-Йорке в 1962 - австрийский скрипач и композитор, при жизни считался одним из лучших исполнителей скрипичного жанра и талантливым композитором, - авт.). Исполнение Крейслера отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и тёплым звучанием, живым ритмом. Техника вибрато («французское» вибрато – ред.), которую, по словам самого Крейслера, он перенял у Генрика Венявского, также была одной из отличительных черт его игры. Сохранилось достаточно большое количество его записей, относящихся в основном к 1920-1930-м годам, среди которых - концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Паганини, Мендельсона, скрипичные сонаты Шуберта и Грига (с Сергеем Рахманиновым, - авт.) и др. Османов исполнил «Муки любви» и «Радость любви», и предложил сравнить: какое из этих произведений можно было бы назвать олицетворением Тома, а какое Джерри? Отношения влюблённых людей, действительно очень часто напоминают те, что сложились между мультяшными героями - Томом и Джерри. После прослушивания мнения зала разделились.

Музыка из фильмов и реклам всегда привлекает внимание слушателей на концерте. И такой была Palladio - сюита Карла Дженкинса для струнного оркестра, увидевшая свет в 1995 году. Произведение имеет три части - Allegretto, Largo, Vivace и написано в жанре «concertogrosso». Мотив первой части - «Allegretto», был использован в рекламе алмазной компании «DeBeers» - «Бриллиант это навсегда» (англ. ADiamond Is Forever) 1993 года. После этого Дженкинс закончил сюиту и назвал её Palladio в честь архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. Композиция была записана на CD Diamond Music в 1996 году. В записи приняли участие члены Лондонского филармонического оркестра. Впоследствии композиция многократно исполнялась различными музыкальными коллективами.

Сам Карл Уильям Памп Дженкинс посвятил своё творчество антивоенной теме. И кроме сюиты Palladio в честь итальянского архитектора, у него есть знаменитая «Месса мира» - это антивоенное произведение, основанное на католической мессе. Оканчивается месса Betterispeace (Лучше мир, чем война).


Программа концерта

  1. «Весна» Вивальди из цикла «Времена года»
  2. 1 часть «Простой симфонии» Бриттена
  3. «Муки любви» Фриц Крейслера
  4. «Радость любви» Фриц Крейслер
  5. «Маленький венский марш» Фриц Крейслер
  6. Палладио 1 часть сюиты Аллегретто
  7. А́стор Пьяццо́лла «Весна в Буэнос-Айресе»
  8. «Вальс-скерцо» Петра Ильича Чайковского
  9. «Анданте-кантабиле» Чайковский
  10. Тема Мерседес из «Кармен-сюиты»
  11. «Воспоминание о дорогом месте» ор.42 Чайковского
  12. Вивальди «Лето»
  13. Вальс из балетов Чайковского

Причём здесь Том и Джерри?

Следующие произведения отнесли зрителей в Испанию и в Аргентину. Вот-вот должна была зазвучать тема цыганки Мерседес из «Кармен-сюиты», и Османов вспомнил себя ребёнком, когда впервые услышал оперу «Кармен» Бизе. Он рассмешил весь зал своей удивительной историей.

Он вспомнил, что ребёнком путался в ударениях, а ещё, кстати, любил грампластинки… Запускать их в окно и смотреть, как они летят, планируют в потоках воздуха. Путая ударения, у него получалось не имя цыганки в опере, а марка известного автомобиля - имя героини Мерсéдес, а автомобиль называют - Мерседéс. Но сильнее всего рассмеялся зал, когда Османов рассказал, как мама на детском языке назвала ему действующих лиц оперы: «цыгане и Хосе». Так в зале узнали тему Мерсéдес по – новому.

Буэ́нос-А́йрес - один из самых любимых городов  Чингиза. Он признался зрителям, что большой любитель путешествий. Аргентину ему помог открыть известный композитор из этой страны второй половины XX века Астор Пьяццола, (1921-1992 гг. - «Великий Астор» или El Gran Ástor как называли и называют композитора и музыканта в Аргентине -  родоначальник стиля, получившего название танго нуэво исп. tango nuevo, «новое танго», - ред.). Его сочинения обогатили жанр «танго», представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Также композитор известен как мастер игры на бандонеоне (язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник, - ред.); свои произведения часто исполнял с различными музыкальными коллективами.

Интересно, что весна в Аргентине, а именно в Буэнос-Айресе начинается, когда у нас начинается осень - 1 сентября. Если в первом отделении была «Весна» в Венеции благодаря сочинению Вивальди, то во втором отделении звучала «Весна в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццо́лла. Османов, таким образом, сравнил Пьяцолло и Вивальди.

Когда играешь на скрипке, признался Османов, то левая рука напоминает Джерри, а правая - Тома из детского мультфильма. В результате, на инструменте левая рука никак не может догнать правую. Кажется, есть ощущение, что левая вот-вот поймает Тома (правую руку), но каждый раз промазывает, или не успевает на мгновение. И Джерри снова удаётся убежать от Тома. Вот что представляет собой владение скрипкой.

А ещё Османов восхищается чувственностью в музыке Чайковского - великого романтика, великого психолога в нотах. Чингиз перед очередным исполнением, предложил каждому слушателю в зале задуматься о своём дорогом месте… И начал «Воспоминание о дорогом месте» Чайковского.

Зал, конечно, был не готов после всего услышанного просто так отпустить маэстро - все требовали «на бис». Но Османов не стал играть. Видимо, любое исполнение для него это не просто концертный номер, а сильнейшее переживание. Он сказал, что ещё приедет, непременно. И мы все надеемся, что эти минуты наступят как можно скорее.

Тамара КОСТЕРИНА, фото автора

 «Прессапарте»/Pressaparte.ru

Рекомендуем! Обязательно прочитайте эксклюзивное интервью Чингиза Османова, которое он дал после концерта в Великом Новгороде:

Чингиз Османов «улетает от удовольствия», когда звучит Чайковский

Ещё материалы о музыке и музыкантах от нашего автора:

Шоу роялей, танец спиной, цветной слух и всё это на итальянском значит «Bel Suono»

Вадим Руденко: от ночного сторожа до музыканта известного во всём мире

Сокровенные мысли Татьяны Дамриной

Великий Новгород погрузили во времена Шекспира

Про неудачное открытие турне по России оркестра Йельского университета Америки

Звук пауков, духовный космос, вдохновлённый Ленин и матрёшка в Японии – наследие таинственного Термена

«Элли на маковом поле»: Ну, здравствуй... ну, здравствуй....

1152 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу