Интернет-газета. Псков
16+

«Элли на маковом поле»: Ну, здравствуй... ну, здравствуй....

04 августа 2021 г.

UNIONBAR расположен в центре Санкт-Петербурга на Литейном 55. В этом месте всегда происходило что-то интересное хоть 100, хоть 200 лет назад. Сегодня здесь поёт «Элли на маковом поле».

 


Покупка билетов происходила онлайн. На руках никакого документа у посетителей концерта не было. К тому же на входе у меня возникли трудности с интернетом. Не представляю, как можно было приобрести билет, если был бы обычный телефон без выхода в интернет и других современных возможностей?

В Юнион баре три зала. Зал со сценой, зал без сцены, летняя площадка. Меню самое разнообразное. Концерт звучал именно, там, где угощали напитками. Но публика была культурной.


 

«…В твоей спальне солнца всегда было чуточку больше, чем в Африке»

Бар со сценой вмещает около 70 посетителей. В основном пришли жители Питера и, как показалось, группа друзей и коллег исполнительницы. И хотя её песни пока не суперпопулярны, в зале можно было услышать тех, кто подпевали. Песни действительно душевные. Среди слушателей встречались люди разные, в том числе с особенностями поведения. Во время исполнения артистка поделилась своими переживаниями из жизни, рассказала, что чувствовала, когда её песни понимали не так как она того ожидала.

Перед исполнением песни «В России» на стихи Бориса Рыжего она рассказала, как на 4 курсе вышла отвечать задание по композиции, преподаватель не была готова к стилю своей ученицы и сегодняшняя «Элли на маковом поле» увидела, что её педагог погрузила в ладони голову и долго молчала, пока не сказала: «Виктория, никогда мне больше не пишите такие песни. Мне хочется умереть. Это всё правда?». В общем зачёт Элли не получила, и ей пришлось сочинять совершенно другую песню. А после исполнения на одном из радио песни «Под шерстяным одеялом» на стихи Дзёси Икито, рассказала Элли, одна из слушательниц обратилась в паблик: «Здорово вас было услышать на радио», - очень много приятного написала. Но в конце маленькое «но»: «Виктория, скажите, как вы с чистой душой рассказываете, как лежать под незнакомцами… Ваша мама знает об этом? Не знаю, насколько сильно она разочаровалась, когда я ответила, что «да», мама знает об этом. В общем пусть у вас не возникает диссонанса на этот счёт».

Да, слова песен нельзя понимать буквально. В них многое изображено утрировано. Поэтикой песни автор намерено хотела подчеркнуть, как могут развиваться отношения влюблённой пары, она использует приём гротеска, чтобы придать ситуации комичности. Что имеется в виду, чтобы вы понимали: девушка описывает, что её парень как ребёнок, наивен, обаятелен, находчив, хотя он уже взрослый молодой человек. Он мир понимает, через нежную детскую восприимчивость, но мир-то взрослый и с этим ничего не поделаешь.

«Ты - это детские сказки. Ты - ожидание праздника в пластиковых коронах. Это все что я помню. Это все что я сохраню о тебе в своей памяти».

«…В твоей спальне солнца всегда было чуточку больше, чем в Африке. Нежности больше, чем в той шоколадке с лиловой коровой. Я закрываю глаза и стою на твоем пороге: «Ну, здравствуй... ну, здравствуй...».

И с ним очень интересно проводить время. Но так как он воспринимает действительность совсем как ребёнок, то, как многие маленькие дети постоянно делает глупости. «Тебе от меня ничего не останется, кроме вывихов психики, шестнадцати шрамов по пьяни в той глупой игре, когда ты поёшь и ножом протыкаешь стол в расстояниях между пальцами. Я ловлю на себе твой любящий взгляд и тут же промахиваюсь. Не смотри на меня. Ответь, зачем ты так смотришь? За что ты так меня ранишь? Мы едем в травмпункт, чтобы вытащить нож».

Эту песню стоит послушать хотя бы ради её последних слов: «Ведь ты отдаешь все самое лучшее, ведь ты оставляешь мне самое лучшее, не прося взамен ничего».

 

После концерта я спросила Элли о её ощущениях после выступления:

- Концерт понравился, безусловно. В Москве шум в зале, эмоции. А здесь я чувствую, что меня слушают. Из минусов - здесь жарко и я переживаю, как перенесут духоту слушатели.

- Как вам удаётся приводить в форму голосовой аппарат?

- С голосом у меня вопросов не возникает. Перед концертом, я не делаю специальных упражнений, только общие. Стараюсь не говорить. Я не оперная певица. Вокальный жанр, в котором я пою, не подразумевает особый вокальных возможностей.

- Где вы берёте вдохновение? Может быть, читаете художественную литературу?

- Вдохновение приходит от окружающей действительности. Книги читаю, но с целью формирования языка, и чтобы расширить кругозор. Но в книгах для своих песен вдохновения не ищу.

- Вам нравится голос певиц советского кино? Или нашей современницы Полины Агуреевой - «Люблю тебя сейчас» на слова Высоцкого?

- Мне очень нравится Полина Агуреева, «Любовь – волшебная страна», ведь она поёт?.

- А как вам удалось такие замечательнее клипы снять на свои песни?

- Не видела клипов. Даже не знала, что на мои песни уже снимают видеоролики.

(Представляете, артистка так увлечена творчеством, что даже не подозревает, что её песни исполняют, подбирая по слуху, и даже снимают видеоролики, - авт.)

- Вы пианистка. Что чаще всего исполняете для себя дома?

- Из композиторов, люблю Равеля и Рахманинова. Шопена как раз не люблю. Нотка импрессионизма есть даже в моих аккордах.

- В какое время суток вы любите играть на инструменте: утром, когда только-только солнышко покажется в окне или когда город спит?

- Мой день начинается с общения с инструментом - это моя работа. Над собой тружусь ежедневно. Хочу увидеть в будущем свои песни. 

- Где вы учились, и как вам удаётся совмещать учёбу с гастролями?

- Предпочитаю музыкальный авангард. Месяц назад защитила диплом как специалист по теме: «Фортепианное творчество Артура Лурье». Его жизнь связана с городом, в котором мы сейчас с вами, с Петербургом. Считаю, что Артур Лурье очень интересный в вопросах фортепианного исполнительства. Очень сложно совмещать обучение в институте и гастроли, но у меня это вышло. В ближайшие два месяца буду отдыхать.

- Есть ли у музыкантов подобной вам профессии в нашей стране перспективы?

- Иногда кажется, что будущего нет, но оно есть, музыкальная сцена в России развивается. Бывает я задумываюсь, куда пошла бы учиться, если не на музыку. И каждый раз я понимаю, что ничего другое мне было бы не интересно. Иногда у меня возникала мысль сойти с музыкального поприща, в какую-то нормальную отрасль. Но я этого не сделала.

- Ваши педагоги и студенты посещают ваши концерты?

- Как-то однажды доцент московской консерватории по фортепиано попросилась на мой концерт. Это было так: от опасения смутить меня, она спросила: «Ты не будешь волноваться? Просто я хочу послушать твои песни и не знаю, как мне прийти».

- Почему вы не пошли дальше в консерваторию?

- В консерваторию на фортепианное отделение я не прошла конкурс.

- А не хотелось попробовать себя на теоретическом отделении консерватории?

- С меня хватит и фортепианного, и так много времени забирает. В следующей жизни я, быть может, пойду и на теоретическое.

- Вы сказали, что ваш любимый композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Он ведь новгородец по рождению - не хотели бы дать концерт в родном городе любимого композитора и пианиста, посетили бы его музей, побывали на экскурсии?

- В Великом Новгороде? Пока не было предложений дать концерт в Великом Новгороде. Мне приходится выбирать более выгодные предложения, надо ведь зарабатывать на жизнь.

- У вас поэтический образ - вы что-то читали из литературы викторианской эпохи? К примеру, «Тэсс из рода д’Э́рбервиллей: чистая женщина, правдиво изображённая» Томаса Харди?

- Хотя я одеваюсь в образе девушки из викторианской эпохи, я совершенно не интересуюсь литературой и музыкой тех лет. Это просто первое впечатление.

- Вы много путешествуете, много видите людей, городов - получаете вдохновение от мест, в которых выступаете?

- Путешествия туда, где выступаю, мне не дают возможности получить вдохновение от видов архитектуры и природы, я не успеваю ощутить дух города, в котором выступаю. Если хоть немного появилось времени, я бегу, чтобы поспать. Но турне того стоит. Поэтому я работаю и дарю людям душевные концерты.

- В одном из интервью, вы говорите, что ваши песни очень ценит мама, она вас во всём поддерживает?

- Родители меня поддерживают, как я считаю. Они, как многие в России родители имеют представление о том, как жить в тяжёлой, удручающей экономической ситуации. И поэтому хотели, чтобы я получила какую-то прикладную, прибыльную профессию. Я их понимаю. А сейчас им, наверно, нравятся мои песни, я заметила, что в качестве телефонного «гудка» у родителей стоит одна из моих композиций. Стать той кем я есть – это был мой личный выбор.

- На личную жизнь у вас, наверно, тоже времени не хватает?

- На личную жизнь, как это ни удивительно, у меня времени хватает. 

- В вашем творчестве есть место патриотическим песням?

- Некоторые песни косвенно касаются любви к стране - «В России», «Горки», но лишь косвенно.

- Известно, что на стихи Вертинского вы написали песню «Пей, моя девочка» и на его слова «Злые духи», а кто у вас любимый поэт?

- Люблю стихи Бориса Рыжего - он у меня любимый. Я читаю, впечатляюсь, и творю -  так у меня появляются песни на его слова.

- А по какому принципу вы составляете песни в сборник?

- В моём официально выпущенном первом альбоме принцип построения по хронологии событий главной лирической героини.

  1. Любовь моя
  2. Футболка
  3. Я так скучаю
  4. Прятки
  5. Нерассказанное
  6. Ты
  7. Рядом
  8. Нечего ждать

- Как вы думаете, откуда у вас способности сочинять песни?

- Способности сочинять, думаю, у меня были заложены изначально. Мама постоянно рассказывает, как я запоминала песенки, пела и сочиняла их продолжение. А дальше я просто стала развивать эти способности, как развивают свои способности другие люди.

- Как и когда родилась первая ваша песня?

- Первая песня у меня родилась под моими пальцами на клавиатуре фортепиано где-то в 11 лет, она была примерно 8 тактов.

 

Девочка из красивой сказки

«Ремесленникам можно сделать из любого человека. А вот главный предмет в музыке – это мелодический дар – это дар от Бога. Если его нет, то хоть всю жизнь учи, исполняй, читай – ничего не поделаешь», - сказал Леонид Клиничев. В наше время, как и в другие времена, этот дар вызывал зависть и порождал конкуренцию среди музыкантов. Самая наверно яркая конкуренция была в истории между Моцартом и Сальери.

Пушкин говорит устами Сальери в Маленьких трагедиях:

…Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп.

Поверил Я алгеброй гармонию.

Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты.

Пушкин в "Маленьких трагедиях" очень удачно описал, как отсутствие мелодического дара у Сальери отразилось на его зависти к Моцарту. Моцарт без всякой алгебры сочинял потому что имел мелодический дар. Это говорит о том, что те, кто отучились как "Элли на маковом поле" или учатся могут испытывать зависть подобно Сальери, Римскому - Корсакову, так как она из тех редких музыкантов как Чайковский, как Моцарт, которым в их поколении завидовали. Чайковскому завидовал Римский-Корсаков. А когда Чайковский умер, он расстроился, что завидовать некому, не с кем соревноваться. Ему было где-то даже стыдно, что он завидовал мелодическому дару, которому не надо завидовать. Им надо восхищаться. Хочется пожелать "Элли" не обращать внимание на зависть, а продолжать сочинять.

«Девочка из красивой сказки жила во мне всегда» - это тоже её слова. Не удивительно, что её песни так нравятся детям. Чего только стоит «Колыбельная» сочинённая для дуэта и колыбельная «Розовые слоны».

Надо добавить, что Элли понравилось давать интервью. И она сказала:

- У меня впервые такое занимательное интервью. С вами было очень интересно беседовать. И особо ценю ваше пожелание «побольше набираться сил между концертами».

На концерте «Элли на маковом поле» подарила слушателям две новые песни, у которых пока нет окончательного названия. Они появятся. Думаю, что у такого творчества большое будущее.

Тамара КОСТЕРИНА

Фото Олега Барищенкова

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

 

 

Для особо продвинутых и тех, кто хочет ими стать, расскажем что из себя представляет камерно-вокальное творчество «Элли на маковом поле»

Камерно-вокальное творчество «Элли на маковом поле» открывается циклом песен «Нечего ждать». Цикл миниатюр посвящён романтичному Петербургу, написан полностью на собственные стихи и собственную музыку. Её поэзия, как и музыка достойна отдельного внимания и анализа. 

  1. Начинается цикл с песни «Любовь моя», в которой проступает желание встретить свою любовь. В ней использована басовая линия из знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен» это аккомпанемент знаменитой Хабанеры Кармен, в которой Кармен поёт о том, что любовь обладает неограниченной свободой и человеку она не подвластна: если ты разлюбишь, тебя полюбят, ты полюбишь – тебя разлюбят… известная старая цыганская поговорка:

«Меня не любишь ты,

Так что ж, зато тебя люблю!

Тебя люблю я, берегись любви моей!..»

Такой подтекст в этом цикле совсем не случайный, ведь лирическая героиня этого цикла останется одна.

  1. «Футболка». Несёт в себе встречу лирической героини со своим возлюбленным. Вот именно здесь к нам заглянул Равель погостить и угостить нотками импрессионизма. Горел тёплый август, дул северный петербургский ветер.
  2. «Я так скучаю». О тоске и неге настигших героиню в сентябре, с воспоминаниями о встрече с парнем в серой футболке из нежнейшего хлопка с глазами цвета малахита в августе. А малахит издревле считался камнем-самоцветом, исполняющим сокровенные желания. Если в первой песне лирическая героиня загадала желание встретить кого-нибудь, то в 2 песне она получила своё желание. Песня написана в двудольном размере, в миноре, с 4 частной формой, в которой первая в 4 части повторяется.
  3. «Прятки». Написана тоже в миноре, в двухдольном размере, в бодром темпе марша. Если в предыдущей песне главная героиня скучала, то в этой песне она уже искала по Петербургу его и эти поиски начали напоминать ей игру в прятки. Композиция начинается с 3 солирующих нот в верхнем регистре, напоминающими собой отчёт времени, перед поиском участников игры.
  4. «Нерассказанное». Рассказывает, как мальчик в Петербурге играл в пазлы, и на рисунке этих пазлов главная героиня распознала портрет влюблённой пары и этой парой была она с парнем глаз цвета малахита. Это то, что могло быть у них, и так не сложилось в пазлы.
  5. «Ты». Память о парне, которого главная героиня встретила среди кораблей, мостов и воды. Когда её глаза закрываются, она начинает его видеть. Эти воспоминания находят её и в самолёте, и в троллейбусе.
  6. «Рядом». Представляет собой надежду, что возникшая между ними любовь такая же хрупкая как хрусталь всё-таки не разобьётся.
  7. «Нечего ждать». Композиция написана в мажоре. Олицетворяет собой расставание и прощание главных героев цикла. «Твой путь – это видеть, как серебрится водная гладь».

Элли идёт по традиции Роберта Шумана… Она пишет циклы песен, в которых главная героиня, начиная с первой до последней песни, рассказывает свою историю.

На фото: Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов, творивших в таком художественном направлении в искусстве, как романтизм

У Элли как и у Шумана исключительное внимание к поэтическому слову, стремление передать мелодику стиха, тонкость психологических переживаний, поражающих невиданной до того сложностью и противоречивостью, глубочайшая погруженность в них, приводящая к почти полному игнорированию внешнего мира. Этому способствуют новые выразительные средства: не песенная, а декламационная мелодика, непрерывно развивающаяся свободная форма, почти без повторов и изобразительных деталей, изысканность гармонии.

А ещё

  1. Особый подход к литературным источникам (Александр Вертинский, Борис Рыжий, Дзёси Икито);
  2. Внимание к романтической поэзии;
  3. Попытка дословно передать смысл текста;
  4. Утрирование декламационных элементов;
  5. Большая роль аккомпанемента, который часто служит для раскрытия психологического подтекста.

Если вы услышите её песню«В России», сочинённую в колледже на стихи Б. Рыжего то, определённо узнаете первые три аккорда из 11 песни Шумана в цикле «Любовь поэта».

 

Тамара КОСТЕРИНА

Фото Олега Барищенкова

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Ещё материалы автора на тему музыкальной культуры:

Шоу роялей, танец спиной, цветной слух и всё это на итальянском значит «Bel Suono»

Вадим Руденко: от ночного сторожа до музыканта известного во всём мире

Сокровенные мысли Татьяны Дамриной

Великий Новгород погрузили во времена Шекспира

Про неудачное открытие турне по России оркестра Йельского университета Америки

Звук пауков, духовный космос, вдохновлённый Ленин и матрёшка в Японии – наследие таинственного Термена

5160 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу