Интернет-газета. Псков
16+

Про неудачное открытие турне по России оркестра Йельского университета Америки

06 июня 2017 г.

Первые гастроли Симфонического оркестра Йельского университета в России начались с Великого Новгорода. 26 мая в половину седьмого вечера Новгородская сцена филармонии им. А.С. Аренского увидела первый в мире студенческий оркестр в тройном составе: три флейты, три гобоя и три кларнета. Оркестр численностью в 75 человек, с американским типом рассадки (вторые скрипки расположены сразу за первыми, - авт.). Возможности исполнения у такого оркестра велики, это один из самых больших видов оркестров, и он может исполнять масштабные произведения XIX и XX веков. Руководил оркестром Тошиюки Шимада. Партию фортепиано в концерте Бартока №3 для фортепиано с оркестром играл знаменитый гастролирующий московский артист Борис Берман.

Так началось историческое событие для музыкальной публики страны!

Фото: "Ваши новости" vnnews.ru

Про знаменитый университет

Там, где учатся самые богатые и самые умные. Легендарное заведение, которое входит в Лигу плюща – сообщества восьми наиболее престижных  американских университетов. Йельский входит первую тройку знаменитой Лиги. Это alma mater пяти президентов США. Стоимость обучения: около $ 40 500 в год. Выпускниками этого университета стали и многие известные актёры: Эдвард Нортон, Джоди Фостер, Дэвид Духовны.

История создания оркестра

Университет славится музыкальным образованием. Именно поэтому здесь родился первый в мире студенческий оркестр, основанный в 1965 году группой учащихся. И в результате Йельский симфонический оркестр (YSO) стал одним из ведущих музыкальных коллективов США.

YSO предоставляет студентам возможность исполнять симфоническую музыку на консерваторском уровне. Для студентов, стремящихся получить не музыкальное образование, оркестр является одной из немногих возможностей, чтобы сохранить направление своего обучения вне консерваторской среды. На самом деле 80-90 процентов членов коллектива не специализируются на музыке. Но помимо сотен игравших в оркестре успешных врачей, юристов и бизнесменов, выходцами из YSO являются музыканты Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Репутация и умения позволяют коллективу соперничать с консерваторскими оркестрами из разных стран мира. И на протяжении своей 52-летней истории YSO  остаётся приверженцем исполнения новых музыкальных произведений. В частности, в 1973 году музыканты представили европейскую премьеру «Мессы» Леонарда Бернстайна, мировую премьеру финальной восстановленной версии «Трех селений в Новой Англии» Чарльза Айвза, американскую премьеру музыки к балету «Камма» Клода Дебюсси, а также премьеру на восточном побережье США «Постройки дома» Бенджамина Бриттена. Каждый сезон YSO работает со школой музыки Йельского университета и факультетом музыки по составлению программ и исполнения произведений, написанных преподавателями, студентами и выпускниками Йеля.

Выступая с такими всемирно известными солистами, как Йо-Йо Ма, Фредерика фон Штаде, Эммануэль Акс, Дэвид Шифрин и Томас Мюррэй, оркестр ежегодно выступает со студентами-победителями музыкального конкурса им. Уильяма Уэйта (William Waite Concerto Competition). Недавние выступления, например, проходили в Карнеги Холл, Айвери Фишер Холл, Линкольн-центре и Соборе Св. Патрика.

Слова маэстро Шимады: «Я всегда испытываю трепет от того, что стою на подиуме перед этим оркестром, потому что кажется, что не существует никаких пределов для звучания, которое он может создавать. Я невероятно горд представлять Йельский симфонический оркестр, играющий на высочайшем исполнительском уровне, слушателям во всем мире».

Про солиста и дирижёра

Тошиюки ШИМАДА – дирижер.

Музыкальный руководитель Йельского симфонического оркестра с 2005 года. Он же музыкальный руководитель симфонического оркестра Восточного Коннектикута (Нью-Лондон, США) и оркестра South Finger Lakes. Кроме того, маэстро Шимада почетный музыкальный руководитель Портлендского симфонического оркестра в штате Мэн, в котором он занимал пост музыкального руководителя с 1986 по 2006 год. До работы в Портленде на протяжении шести лет Шимада был вторым дирижером Хьюстонского симфонического оркестра.

Маэстро сотрудничал с такими классическими музыкантами, как Ицхак Перлман, Эндрю Уоттс, Питер Серкин, Эмануэль Акс, Ефим Бронфман, Идиль Бирет, Питер Франкл, Янош Штаркер, Джошуа Белл, Хилари Хан, Надя Салерно-Зонненберг, Чо-Лян Линь, Сэр Джеймс Голуэй, Эвелин Гленни и Барри Такуэлл. В сфере популярной музыки ему довелось работать с Доком Северинсеном, Вилли Нельсоном, Джонни Кэшем, Марвином Хэмлишем и Тони Теннилл.

Шимада - выпускник Калифорнийского государственного университета Нортриджа, где его преподавателями были композитор Дэвид Уитуэлл и дирижер Лоренс Кристиансон, Он учился в Университете музыки и драматических искусств (Вена, Австрия). Ему посчастливилось учиться у многих выдающихся дирижеров прошлого и настоящего, включая Леонарда Бернстайна, Герберта фон Караяна, Герберта Блумстедта, Ганса Сваровски, Майкла Тилсона Томаса. В 1979 году он стал финалистом конкурса дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине, в 1983 году стипендиат Лос-Анджелесского музыкального института. Помимо этого маэстро неоднократно был удостоен наград Американского общества композиторов, авторов и издателей, а в 2003 году был назван музыкантом года звукозаписывающей компанией ArielRecords. На данный момент в его дискографии 15 альбомов на лейбле Vienna Modern Masters.

Шимада – доцент кафедры дирижирования Йельского университета, преподавал в университете Райс (Хьюстон, Техас), университете Южного Мэна и Хьюстонском институте эстетики.

Борис БЕРМАН - фортепиано

Борис Берман выступал в более чем пятидесяти странах на шести континентах. Среди его выступлений, получивших высокую оценку, концерты с Королевским оркестром Концертгебау, Лейпцигским оркестром Гевандхауза, Лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Торонто, Израильским филармоническим оркестром, оркестром Миннесоты, симфоническими оркестрами Детройта, Хьюстона, Атланты, Санкт-Петербургским филармоническим оркестром и Королевским Шотландским национальным оркестром. Помимо частых сольных концертов, он также выступает на многих крупных фестивалях. Номинировался на премию «Грэмми». В дискографии Бермана полный цикл сольных  фортепианных произведений Прокофьева и Шнитке, все сонаты Скрябина, а также сочинения Моцарта, Вебера, Шумана, Брамса, Франка, Шостаковича, Дебюсси, Стравинского, Берио, Кейджа и Джоплина.

Родился в Москве, закончил Московскую консерваторию, где учился у выдающегося пианиста Льва Оборина. В 1973 году оставил успешную карьеру в Советском Союзе и иммигрировал в Израиль, где вскоре стал одним из самых востребованных пианистов.

Преподаватель с международно-признанной репутацией, Борис Берман руководит кафедрой фортепиано школы музыки Йельского университета и проводит мастер-классы по всему миру. Почетный профессор Шанхайской консерватории и Королевской датской консерватории в Копенгагене, член жюри различных международных конкурсов.

Фото: "Ваши новости" vnnews.ru

Гастроли оркестра в России начались в Великом Новгороде с того, что ведущая концерта прочитала с афиши

Ведущая концерта - высокая красивая брюнетка в зелёном платье, вышла на сцену прочитать статью, которая ещё месяц назад была напечатана в афише концерта. Текст был известен каждому сидящему в зале. А зрителям хотелось услышать новое, все сгорали от любопытства узнать что-то новое, чего не было в афише. И открытия концерта фактически не состоялось. Создалось впечатление, что всем в этот момент непременно нужно было разглядывать камни в её ожерелье и складочки платья. К счастью, она исправилась, когда говорила о произведениях программы.

А потом Чайковскому противопоставили Барбера и Бартока

Несправедливо включать произведение XIX века в программу, где до этого в первом отделении звучали произведение XX века. Я не хочу сказать, что американские композиторы хуже сочиняли, просто в случае с композиторами XX века в программе лучше было бы заменить симфонию №5 Чайковского на любое произведение Прокофьева, Шостаковича или Хачатуряна. Ведущая подчеркнула, что симфония №5 - любимое произведение оркестров всего мира, и все оркестры стремятся исполнить её, в том числе и Йельский оркестр. В афише было сказано, что оркестр исполняет произведения от классиков до современности, может быть, поэтому в программу концерта включили симфонию Чайковского как произведение классика? Но тут тоже надо сказать одно «но» - его вообще относят к романтизму. Непонятно.

Симфония №5, которую музыковеды не считают совершенным произведением Чайковского, приносит удовольствие куда больше, чем произведения западных современников - Белы Бартока и Сэмюэля Барбера, прозвучавших до этого. Дети вышли из филармонии с полным убеждением, что Чайковский лучше Бартока и Барбера!

Всё же, если известно, что оркестр играет произведения от классиков до современности, то не стоит всех композиторов включать в программу выступления. Ведь, простите, концерт длится всего час! Программа должна быть гармоничной и включать в себя либо классические произведения, либо современные, а не всё сразу, ну, или уж если так хочется  и того и другого, то хотя бы держаться композиторов одной страны.

Про взаимодействие Америки и России

Солист - из России, дирижёр – американец с японскими корнями, состав оркестра -  американский, и всё это свидетельствует, что занятие музыкой не имеет национального критерия. Все говорят на одном языке, на языке гармонии и дара композитора, чьё сочинение они исполняют. Музыкант – это актёр, он учит текст, пытается всеми своими усилиями, звучанием выразить мысль автора. Какой тут может быть национальный критерий? Если мы научимся играть произведения иностранцев, то среди музыкантов не будет конфликтов. Поэтому исполнители всех стран быстро и просто находят общий язык. Свой язык! Но это исполнители, а не композиторы. Любой из композиторов, напротив, стремится отразить культуру родной страны, свою душу и собственный стиль. Приятно, что американский оркестр в России играет нашего нежного и мелодичного Чайковского, а не своего Копланда. Можно даже предположить, что американцы в эти минуты становятся такими же как и мы - русскими людьми с русской душой.

Всё лучшее детям

Концерт собрал много детей разного возраста. Особенно много было младших школьников. И не всем детям по силам слушать такой сложный концерт. 6+ возрастное ограничение, это слишком занижено… Ведь в первом отделении звучал тяжёлый музыкальный XX век, а не лёгкий и мелодичный Моцарт и Вивальди, исполняемые на светских музыкальных вечерах и ассамблеях. Детское ушко ещё не настроено на музыку с многочисленными прерываниями, гаммами, резкой сменой лада с мажора на минор и обратно, с частыми вопросно-ответными мотивами. Дети хотят получать от музыки в филармонии эстетическое удовольствие, а не погружаться в философские дискуссии внутри своего сознания. Когда зазвучала медленная аккордовая цепочка, дети с передних рядов буквально тускнели на глазах, они то и дело просились на руки к родителям или просто занимались поисками вещей в сумках. А однажды даже упала стеклянная банка, покатившаяся под кресла!

И действительно, секунды в аккордах, которые создают непонятный лад, очень сильно отталкивают детское восприятие, не говоря уже про любовь к классической музыке в будущем. Такое звучание требует большой подготовки восприятия, поэтому сами взрослые могли быть в восторге. Но сейчас речь не о взрослых, а о том, что если мы хотим вырастить талантливых музыкантов и слушателей, не стоит давать детям слушать то, что им не по возрасту.

Эти 6+ - огромное упущение организаторов, напрасно они допустили до концерта маленьких детей, ведь во время антракта вместе с детьми ушли и взрослые. 

Преследуя намерение собрать как можно больше людей, пусть и от 6 лет, филармония получила пустой зал к концу концерта. Хочется отметить, что у композитора Сэмюэля Барбера есть намного светлее и легче сочинения, например, Концерт для флейты с оркестром, а не увертюра к «Школе злословия». И поэтому можно было заказать оркестру что-то из простых и мелодичных произведений, подходящих и для детишек. А ведь йельский оркестр приготовил на «бис» детям настоящий сюрприз из «Вальса цветов» балета «Щелкунчик» и двух весёлых произведений собственного сочинения. Но до конца концерта, к сожалению, в зале дождались не все дети. Лучше бы администрация филармонии включила в программу перед сочинениями оркестра более душевные произведения Барбера и Бартока.

Диалог не состоялся, монолог оказался непонятым

После окончания концерта весь зал поднялся с кресел и разразился аплодисментами. Руководитель оркестра произнёс по-русски «спасибо» (видимо, единственное, что он знал по-русски, - авт.) и продолжил на английском языке - он был просто уверен, что смысл его речи понятен залу. После небольшой речи вернулся к дирижёрскому пульту. Общение с залом не состоялось, перевести сказанное никто и не решился: ни знающий русский язык солист, ни переводчица филармонии. Поэтому в возможный диалог вмешался языковой барьер: зал не знал английского, а дирижёр – русского.

Публика забыла, а может, и не знала об этикете во время оркестровых выступлений

Ведущая предупредила зрителей о запрете съёмки в зале во время выступления, а вот насчёт запрета аплодировать в середине произведений даже не упомянула. В зале, конечно, далеко не все знакомы с такими тонкостями. И, например, густо аплодировали после каждой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром Бартока и после каждой части симфонии Чайковского. Дирижёр ни разу не отвлёкся от дирижёрского пульта на взрывающийся аплодисментами зал во время каждой паузы произведения, а тактично ждал спиной, когда зал прекратит шум. Надо сказать, он проявил большое терпение. Не принято аплодировать между частями, нужно дождаться окончания целого произведения, так как каждая часть сонатно-симфонического цикла с трудом существует сама по себе как самостоятельное произведение. В симфоническом цикле каждая часть выполняет свою незаменимую функцию в форме. Такие аплодисменты срывают концерт. При этом у всех слушателей была программа концерта и в ней каждая часть была прописана. И это при том, что артисты ни разу не свернули от этой программы.

Про встречу маэстро с караваем

Завершилась встреча вручением маэстро и оркестру каравая, который преподнесла местная Забава Путятишна. Она призвала весь зал пожелать гостям «жития-бытия и богачества», зал с радостью откликнулся.

К американцу, который и литературного русского языка не знает, обратились практически на старославянском. Представьте, как ему перевели на английский эти три слова: «жития – бытия - богачества». В весьма неудобное положение был поставлен доцент кафедры дирижирования Йельского университета и признанный композитор Америки, который никак не понимал над чем смеётся весь зал. Я очень надеюсь, что он правильно понял перевод слов Путятишны: «Новгород – город, в котором сочетается древность и современность», а то случится маэстро ещё раз приехать в Великий Новгород, как бы он не предстал перед публикой филармонии не в концертном костюме, а облачении самурая.

Разговор со второй скрипкой

Фото из архива автора

И в качестве автографа от музыкантов, мне удалось задать пару вопросов 18-летней Айлин Норрис (на нашем фото Айлин слева, - авт.), которая с 5 лет занимается музыкой и учится на биологическом факультете Йельского университета. Вот что она рассказала:

- Трудно ли совмещать учебу и музыкальную деятельность?

- Это мой первый год в оркестре, и я поняла, что совмещать совсем нетрудно. Расписания очень хорошо соотносятся между собой.

- Вы играете музыку Скотта Джоплина «Бафина» и «Деятельную жизнь»?

- Да, это интересные произведения. Но мы играем много разной музыки. Мне интересны разные музыкальные стили. Даже немного Генри Манчини  и его «Лунная река».

 


Из Великого Новгорода Йельский оркестр отправился по России дальше и дал концерты в Санкт-Петербурге, Москве и Ярославле. Надеемся, что в других городах встречи с музыкой и молодыми музыкантами из Йеля оказались более гармоничными. 


 

Тамара КОСТЕРИНА

За фото спасибо vnnews.ru

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Ещё материалы Тамары Костериной на тему музыкальной культуры:

Звук пауков, духовный космос, вдохновлённый Ленин и матрёшка в Японии – наследие таинственного Термена

406 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Поиск по сайту