Интернет-газета. Псков
16+

Звук пауков, духовный космос, вдохновлённый Ленин и матрёшка в Японии – наследие таинственного Термена

10 февраля 2017 г.

Мы часто слышали этот инструмент в качестве спецэффектов к фильмам ужасов с пауками. Поэтому многие в зале сгорали любопытством узнать, как же он издаёт эти звуки. Первые такие эффекты начал делать английский музыкант с помощью вибрато и каденций. В голливудских фильмах эти саундтреки называли «пукисаунд». И мы наконец-то увидели своими глазами, как делается усиленное вибрато за экраном кино. Секрет раскрыт.

В центр современного искусства «Диалог» в Великом Новгороде приехал правнук знаменитого изобретателя бесконтактного музыкального инструмента. Единственного в мире! Этот инструмент до сих пор не отнесён ни к одной музыкальной группе. Его скорее можно назвать «пространственно-музыкальный инструмент», но не электронный, - считает сам Пётр Термен. Правда, об этом знают немногие, вот поэтому практически везде пишут, что терменвокс - это электронный музыкальный инструмент.

Голос Термена

Выступление было без конферансье. Известный московский ведущий Григорий Айриев называет такого выступающего «человек-оркестр». Это тот тип концерта, когда ведущим является сам исполнитель. Даже концертмейстер рядом была одета в чёрное, и волосы её были чёрные - она была как тень своего солиста. Концерт открыла знаменитая молитва «Ave Maria» под аккомпанемент на рояле. После исполнения первого произведения Пётр Термен показал всему залу, как на инструменте играть: где высота, где громкость звуков. И тут же расстроил его и продемонстрировал два способа настройки.

Когда-то на первой презентации этого инструмента присутствовал сам Сергей Васильевич Рахманинов. С тех пор очень часто на терменвоксе звучат его сочинения. И на этот раз вторым произведением был знаменитый вокализ Рахманинова. Терменвокс дословно переводится «голос термена». А Термен – это изобретатель, значит, «голос изобретателя». Но было ещё и другое имя  - «энтерофон», его переводили как «музыка из воздуха». Правнук изобретателя рассказал публике, что у некоторых музыкантов есть «цветовой слух». Был он у Римского-Корсакова и у Скрябина. Связан терменвокс и с первым в России мультимедиа-концертом - предвестником 4D изображения. Прадед стоящего перед нами исполнителя во время своего исполнения менял цвет луча, падающего на лицо, изменял запахи, поднимал и опускал стены, кресла слушателей покачивались, их подлокотники всё время меняли свою жесткость. Можно представить какое впечатление это оказывало на публику того времени.

То, что объединяет Ленина, Эйнштейна, Бернарда Шоу

Под впечатлением оказался и сам Владимир Ленин, когда впервые познакомился с терменвоксом. Пётр Термен наглядно показал, как это произошло. Честно сказать, не всегда встретишь такую находчивость среди исполнителей. Правнук вызвал из зала мальчика лет 12 и показал, как впервые звучит инструмент у человека, если до этого тот ни разу на нём не играл. С Лениным было точно так же, как сейчас с этим мальчиком: в начале произведения руками Ленина водил сам Лев Сергеевич Термен, а вот завершил песню Ленин уже самостоятельно. Благодаря знакомству с терменвоксом вождя мирового пролетариата 150 городов России услышали звук инструмента. А вдохновлённый изобретением Льва Термена композитор Арсений Авраамов создал октаву из 128 полутонов вместо 12.

Знаменитый Рерих звучание терменвокса сравнил с духовным космосом. И это пророчество сбылось: в 2001 году в космическом корабле прозвучал альбом «Музыка луны», исполненный через электрические сигналы под магнитным полем. Интересен инструмент тем, что слышит дыхание, качания, любые движения - когда его выключаешь и отходишь, то он как будто прощается и издает грустное мычание. Исполнитель и сам становится звучанием: реагирует его магнитное поле - но в этом и трудность, ведь все время надо стараться находиться в неподвижном состоянии и даже дышать тихо.

Демонстрация слайдов продолжилась, и мы увидели афишу, которая 8 декабря 1927 году соблазнила Бернарда Шоу и Альберта Эйнштейна пойти на концерт.

Чем больше, тем виртуознее

Пётр Термен подробно рассказал о вариантах записи партитур и даже о том, что один из его учеников предложил новую форму записи нотного текста, очень оригинальную, в ней такт - 40 секунд, а это своеобразная минута. Мы узнали, что существуют даже графические партитуры для терменвокса. Но сам Пётр Термен придерживается классической записи.

Оказывается, все терменвоксы обладают самостоятельным тембром и в то же самое время каждый имеет их несколько. Размер инструмента влияет на подвижность звука и виртуозность: чем больше - тем виртуознее. Пётр Термен готовился выступать в Новгороде на другом инструменте, крупнее, чем тот, который мы увидели перед собой. Но прямо перед самым приездом он вышел из строя. Поэтому из программы пришлось вычеркнуть подвижные произведения, исключая прозвучавшую «Еврейскую мелодию» Иосифа Хрона - это было единственное быстрое произведение.

Девочка лет семи задала вопрос, как различать ноты. Действительно, а как? Ведь их невозможно ощутить, к инструменту не прикоснёшься, а он звучит! Потом она стала вторым счастливчиком из зала, попробовав поиграть сама. А следом звучит романс «Не пой красавица при мне» Рахманинова. Весь концерт так и чередовался: исполнения и рассказы - и был долгим. 

В Германии проводились исследования терменовокса по лечению различных заболеваний электромагнитным полем. 

Кроме терменвокса, у которого есть разные формы, изобретатель создал ещё несколько инструментов: терпситон и гармониум. Терпситон – это платформа, на которой человек, двигаясь вправо-влево, влияет на громкость, а опускаясь и поднимаясь - на высоту. Это инструмент, позволяющий танцору сочетать пластику тела с музыкой и светом.

4 дня, чтобы стать музыкантом

Знаменитый исполнитель в России – Константин Ковальский. Он выступал на инструменте вместе с вокалистами и с виолончелистами. Играл на терменвоксе для кино благодаря сотрудничеству с Дмитрием Шостаковичем. Инструмент звучал в фильме, в котором играл племянник Чехова.

И вновь исполнение: мы услышали романс Рахманинова «Здесь хорошо».

Произведения для голоса, скрипки, флейты легко ложатся на терменвокс. На нём удобнее играть, чем на них, поскольку нет необходимости транспонировать в удобную тональность. Инструмент универсален в этом вопросе. И нет сложившейся техники игры. Если левша захочет сыграть, ему достаточно просто развернуть инструмент так, чтоб антенны поменялись местами. Некоторые замечали, что это «самый простой инструмент», потому что его можно заставить звучать даже дыханием и качанием человеческого тела. Но как научиться не просто звучать, а попадать в определённые ноты? Их не видно, но слышно. В этом сложность. У самого изобретателя ученики быстро осваивали мелодии на этом инструменте - за один день. Сейчас понадобится 4 дня в базовом курсе, после которого самостоятельно надо постараться сыграть хотя бы одно произведение.

Нам рассказали о красавице Кларе Рокмор (Lucia Clara Rockmore). Девочка-вундеркинд в 4 года научилась игре на скрипке, но после того, как её правая рука потеряла беглость, начала заниматься на терменвоксе. И достигла мастерства. Мы услышали запись ее исполнения! Это было неожиданно.

Матрёшка для Японии

Пётр Термен сыграл две свои импровизации. Не всем музыкантам под силу сочинить такое. Это говорит о таланте. Во второй импровизации поразил волшебный неподвижный бас. Наконец-то мы услышали низкие ноты!

Но ещё очень хотелось узнать об инструменте в виде матрёшки. В Японии более тысячи исполнителей на ней. Пётр распечатал на сцене матрёшку. А там оказалась не вторая матрёшка, а… динамик с батарейками. Матрёшка не имеет возможности менять громкость, зато способна менять высоту звуков. Потом Пётр собрал матрёшку, и та запела, как живая. А если её погладить, то она буквально защебечет, как довольная птичка. Зал раскатился смехом от неожиданности. В Японию изготовленные корпусы матрёшки отправляют из Нижегородской области, где в городе Семёнове их делают с 1922 года и которые теперь знает весь мир. Японские девушки и женщины дают имена своим поющим матрёшкам и даже шьют им одежду и специальные костюмы. Само появление терменвокса хорошо отразилось на дружбе Японии и России. 

Стоимость этого инструмента на сегодняшний день, независимо от его формы, в среднем 25-26 тысяч рублей. 

Завершил концерт доброволец из зала, который предложил сыграть терменовоксу с варганом (самозвучащий язычковый музыкальный инструмент - ред.). И это было удивительно прекрасно! Всех слушателей перенесло куда-то на Тибет. Импровизация получилась, причём никто из музыкантов заранее не готовился. Работа прямо на глазах. Главное - прислушиваться друг к другу. После такого и остальным захотелось прикоснуться к волшебному инструменту и попробовать сыграть что-то, к сцене выросла очередь. Возможно, вскоре все они и станут учениками школы Термена в Новгороде. У правнука, Петра Термена, есть планы открыть школу в Пскове и Великом Новгороде. То есть у нас.

И администрация концертного зала не торопилась включать свет. Выступление продолжалось, только в ином качестве.

Тамара КОСТЕРИНА 

Фото Сергея Гриднева

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

253 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Поиск по сайту