Интернет-газета. Псков
16+

Чингиз Османов «улетает от удовольствия», когда звучит Чайковский

12 марта 2022 г.

Фото: philharmonia.spb.ru

Чингиз Османов по оценке музыкальных специалистов и слушателей один из самых одарённых скрипачей в истории - он лауреат Международных конкурсов. Живёт и работает в Петербурге. Как музыкант желанный гость во многих концертных залах России и мира. Услышать его скрипку в сочетании с оркестром – это большая удача для поклонников музыки. Журналисту Pressaparte.ru удалось не просто услышать известного скрипача, но и пообщаться с ним после концерта, который с большим успехом прошёл в Великом Новгороде. В программе «Шедевры скрипичной музыки» Чингиз Османов играл вместе с Камерным оркестром Новгородской филармонии, художественный руководитель и дирижер Лев Дунаев (Санкт-Петербург).

 


Справочно:

Чингиз Османов - родился в Ленинграде в 1982 году. С раннего детства играет на скрипке. Закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, аспирантуру. Участник ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», основатель коллектива «Симфониетта Санкт-Петербург». преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, с 2013 - концертмейстер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Выступал на многих сценах России и других стран: Санкт-Петербургской филармонии, Московского дома музыки, Кремлевского дворца, Israel Opera House в Тель-Авиве, The Coliseum Theatre в Лондоне, Goyang Aram Nuri Concert Hall и Nurimaru APEC House в Южной Корее.


 

На фото: Чингиз Османов с автором Pressaparte.ru. 

- На концерте вы рассказали про Аргентину, что там тоже играли, где жил знаменитый Астор Пьяццо́лла, сравнивали погоду там и здесь. А в Италии играли, где жил и сочинял Вивальди?

- Был в Италии. Но, к сожалению, не смог сыграть в Венеции. Надо было дать всего лишь один концерт, мы очень хотели сыграть, но лил невероятный дождь. В зале стояла вода по колено. И в таких условиях мы играть не смогли. Русские синхронистки научились красиво танцевать в воде, а вот русские струнники играть в воде пока не умеют.

- Очень похоже на Венецию… А в Великий Новгород город часто получается приезжать?

- Приезжаем, когда свободное время появляется, я не кривлю душой, когда есть возможность выделить пару дней, сразу приезжаем. Великий Новгород - одно из любимых мест. Сначала я с родителями сюда приезжал, а сейчас с друзьями, с семьёй. Да и выступаю здесь раз или два в год стабильно.

- Теперь вы родителей с собой привозите?

- Родителям сейчас далеко ездить оттуда, где они живут, а так они приехали бы с удовольствием. Новгород – это, как сейчас модно говорить, «место силы».

- А какой город считаете своим домом, где живёте?

- Учитывая, что жизнь - это такое философское понятие. То существовать можно, где угодно, а вот жить... В эти короткие часы приезда в Новгород – живу здесь. Чувствую это. А всё остальное время обитаю в Петербурге.

- Это всё-таки недалеко получается.

- Совершенно недалеко. И хорошо, что «ласточки» летают (в смысле, электропоезда «Ласточка» ходят, - авт.).

- Где в Новгороде у вас самое любимое место?

- Хороший вопрос. Вы знаете место у церкви Параскевы Пятницы?

- О, значит это место у Параскевы Пятницы. Отлично!

- Мне там хорошо. Когда сижу где-нибудь рядом с церковью на лужке, у меня становится просто прекрасно на душе.

- Вы играете на чём-то ещё кроме скрипки?

- Профессионально играю на всём. Даже на нервах сыграю… (улыбается)

- На чужих нервах?

- Нет, на нервах стараюсь на своих. На самом деле, как инструмента мне скрипки достаточно. И более чем для того, чтобы почувствовать себя музыкантом.

- Это же интересно попробовать поиграть на разных инструментах?

- Интересно, согласен. Но скрипка требует много времени, внимания, ритмо-мышечной памяти. Ни на что другое больше времени не остаётся.

- Вы классно играете

- Спасибо. Но вы знаете, это дело непостоянное: сегодня – классно, завтра – не классно. Надо всё время совершенствоваться

- А как вы без мостика играете? (Мостик - скобка или подставка, которая прикрепляется к нижней деке скрипки и помогает скрипачу поддерживать инструмент, - авт.).

- На самом деле, если посмотреть пристальнее, то скрипачей на высоком уровне, которые после 40 лет играют с мостиком не так много, в сравнении с теми, кто без мостика.

- Без мостика легче?

- Нет. Но это даёт свободу в плече. И потом заставляет не упрощать себе задачу.

- Мне наоборот кажется, что скрипка как-то падает…

- Ну, почему, у неё две точки опоры и этого достаточно. Она не требует больших усилий. Это дело привычки. Мне с мостиком сложнее, это даёт напряжение в левой руке. И не очень как-то…

- Вам не страшно выходить на сцену?

- Без мостика?

- Нет, вообще, чтобы играть?

- Всем страшно. Конечно, и мне тоже. Никогда не знаешь, что будет, когда выйдешь на сцену. И что тебя там ждёт. Мы же не знаем, например, что будет завтра…

- А вы играли Чакону Витали? (Чакона Витали - произведение вариационной формы (чакона), авторство которого приписывают итальянскому композитору Томазо Антонио Витали (1663-1745). Его главная сложность в продолжительности – оно звучит от 10 до 20 минут).

- Играл. Не могу сказать, что часто, но играл. Но до нас это произведение дошло уже в сильно отредактированном виде, каким оно было первоначально, вряд ли кто-то точно знает.

- В смысле? Стандартный объём чаще всего на 20 минут. Или вы что-то знаете ещё?

- Чакона Витали прошла большой объём редакций. А барочные (музыка эпохи барокко, - ред.) произведения первоначально звучали немножко иначе.

- Она требует от артиста слишком виртуозной игры. Её у нас очень редко услышишь.

- Да. Я могу сказать, что играл одну из редакций.

- А как вы сыгрываетесь с оркестрами в разных городах, например, с нашим новгородским - вы же в Питере живёте и играете, а они здесь?

- С новгородским оркестром играть для меня одно удовольствие.

- Да, наш оркестр везде хвалят

- Играть с ним очень легко и непринуждённо. В принципе эта программа не требовала слишком многих усилий, мы провели одну сводную репетицию, и этого было вполне достаточно, чтобы выступить.

- А с какого возраста вы начали заниматься на скрипке?

- Меня мама привела учиться, когда мне исполнилось 5 лет.

- А сейчас вы детей учите?

- Обучал. Но пока взял перерыв. Учу взрослых в консерватории и на мастер-классах. Учить детей – это для меня большая ответственность. По-настоящему, надо полжизни потратить, чтобы ребёнок что-то сыграл.

- К детям нужен подход, взрослые понимают быстрее. Скажите, у вас получается читать книги, например, про композиторов?

- Если не засыпаю на второй строчке, то дочитаю. Музыковедческих книг стараюсь много не читать. Но если мне что-то действительно интересно, то обязательно прочитаю.

- А про Вивальди? Перед концертом почитать подробности из его жизни, где и что он сочинил?

- Для этого достаточно просто прочитать биографическую или научную статью. В больших книгах о Вивальди, о других музыкантах и композиторах, много оценочных суждений. Знания, которые мне нужны, для того, чтобы выходить на сцену – я обязательно освежу в памяти.

- Вы сами ничего не сочиняли?

- Нет. У меня пока внутренней потребности не было, поэтому я ещё ничего не сочинил.

- Вы выразились, что «улетаете от удовольствия», когда звучит Чайковский. А что вам из его произведений больше всего нравится?

- Он во всём творчестве метко попадает. Самое любимое моё произведение у него -  «Манфред». Хотя и «Ромео и Джульетта», и «Франческа да Риммени» потрясающие. Я думаю, что это один из самых выдающихся композиторов в мире. По моему мнению, он сумел очень тонко передать драматизм, который, к сожалению, мало кто замечает, и путают с сентиментальностью. А это был очень интеллектуальный композитор и невероятно умный человек.

- А вы любите тему «Татьяны» в опере «Евгений Онегин», с которой начинается сама увертюра?

- Я её воспринимаю сквозь роман в стихах Александра Пушкина. Я чувствую в этой музыке много позднего музыкального романтизма.

- Как вы относитесь к современной музыке?

- Я всё слушаю. Можно сказать, я всеядный слушатель в музыке. А как по-другому разобраться, где бездарность.

Тамара КОСТЕРИНА

 «Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте о том, как прошёл концерт музыканта в Великом Новгороде:

Зачем Чингиз Османов обратился к «Тому и Джерри»?

297 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу