Сокровенные мысли Татьяны Дамриной
Играет на фортепиано и на гитаре пишет стихи и музыку к собственным стихам. Автор прекрасных лирических душевных песен. Самые известные: «Танго», без которой не обходится ни один концерт, «Намело», «Не забывай меня», «Осень», «Чай», «Я буду всегда с тобой», «На разных полюсах». На сцене всего три года. И в общей сложности несколько десятков песен. Первый альбом предположительно будет называться «Письма», и будет посвящён друзьям, родным и близким. С 11 лет она пишет инструментальную музыку. А в этом году впервые сама сделала аранжировку для струнного квартета и начала делать переложение клавира для оркестра. Татьяна Дамрина – это то имя, которое стоит запомнить, потому что её песни и музыка обязательно будут звучать из каждого приёмника.
Родом из тёплого Брянска
Всё рождается в детстве. Мама наделила дочь привязанностью к фортепиано, хотя сама на нём не играла, лишь хотела научиться. А папа оставил после себя целую гору нот для аккордеона, он играл в оркестре при дворце творчества на бас-балалайке. Но всю жизнь любил аккордеон. В детстве маленькая Таня пыталась играть по нотам для баяна. В пять лет объявила родителям, что готова стать концертмейстером и ждет от них фортепиано в подарок. С первых классов школы подбирала на слух музыку к мультфильмам, а с 5 класса стала писать инструментальную музыку. На школьных мероприятиях неоднократно исполняла свои авторские песни, а местные жители и даже друзья не догадывались, что эти песни были её. Сейчас за её плечами 17 лет пения в хоровой капелле Юрия Сергеевича Никифорова. В сердце Татьяна Дамрина хранит искреннюю благодарность учителю за то, что тот смог научить музыкальному творчеству и показал, как добиваться поставленных целей, привил эстетический вкус, развил голос.
В один прекрасный день Таня встала перед выбором: либо навсегда оставить свои песни в ящике стола, либо, наконец-то, показать их профессионалам. Выбор был сделан – показала. И после этого участвовала в телевизионном конкурсе «Я - звезда». И это было настоящим «преодолением себя».
Нащупали форму в чёрно-белой полутьме
Когда Татьяна познакомилась с писательницей, автором рассказов Светланой Березовской, их знакомство стало творческой и человеческой дружбой. Вместе создали оригинальный проект, о котором заговорили зрители: киноконцерт-воспоминание «Отражение в чёрно-белом».
Есть такие формы сценического искусства, которые трудно соединить, даже представить вместе. Но они синтетически возникают от небольшого внутреннего импульса, рождённого тем, что уже умеешь, как будто диктует логика, ритм и чувство. Такой микс и получился у Татьяны Дамриной и Светланы Березовской. Авторы соединили свое творчество в литературно-музыкальное представление. В киноконцерте звучат рассказы «Продавец памяти» и «8 остановок», которые дополнили авторские песни. Общее действие дополняют кадры из чёрно-белых фильмов известных кинолент XX века. Вроде бы номерная структура, а вроде и мелодекламация, звуковой спектакль и инсталляция. Нащупывать форму в этой чёрно-белой полутьме также трудно, как пересказать сокровенный сон.
Творчество Светланой Березовской очень близко Татьяне Дамриной. В частности самое распространённое слово в их произведениях: «память». К слову, внешность, темперамент и душевные потрясения двух авторов тоже похожи. Поэтому их рассказы, песни и фрагменты легко соединились в одно произведение: романс ли это «Мечты», посвящённый Вере Холодной, или она сама в «Миражах» и «Молчи, грусть, молчи…» Петра Чардынина; «Музыка города» под шедевр Дзиги Вертова на экране. Или фрагмент «Неба над Берлином», который лишь ассоциативно можно связать с мотивами песни «ПотоLock».
Проект «Отражение в чёрно-белом» - это киноконцерт, дающий возможность окунуться в мир сценического искусства. Имя проекта рождалось долго. В конечном счёте, название «Отражение в черно – белом» дал режиссёр Дмитрий Иванов.
Воспоминания. Светлые и мучительные - то есть, белые и чёрные. И те, что хочется стереть, и те, что хочется оставить, запомнить. Готовы ли мы стереть всё вместе: обиды, горести и радости в том числе? Воспоминания, которые приходят, когда видишь старые кадры фильмов. Любовь и страдания вековой давности. Наивные, странные и ...такие близкие практически каждому из нас сегодняшним.
Им не хотелось делать просто концерт. Размышляя и советуясь со знакомыми в поиске формата, они, наконец, придумали объединить песни и прозаические слова.
- Подходящий текст я искала очень долго, - рассказывает Татьяна Дамрина. - Можно сказать, это счастливый случай. Мы ещё не были знакомы со Светланой. Случайно в одном из сборников новгородских писателей прочла её рассказ «Продавец памяти». У меня не было её контактов – и из поиска вышло целое приключение. К тому же, я была не уверена, что человек, который меня совсем не знает, согласится на сотрудничество. Но, может, это правда судьба, Свету уговаривать не пришлось.
Всё по классике
Татьяна в белом платье за клавишами, Светлана в черном костюме у пюпитра. Во власти Березовской – сюжет. Рассказ «Продавец памяти» она читает сдержанно, с будоражащими акцентами таинственности и саспенса. От истории о молодом человеке с седой головой веет настойчивой романтикой, в которой сплетаются мотивы ада и фантастической лавки, где можно продать память. Жутковатое готическое пространство, образ воспоминаний, как цепи и вечная тема рефлексирующего изгоя позволяют надышаться атмосферой недоброй философской сказки, и в ней ответ на вопрос в необходимости ухода и забвения очевиден, но интригующе недосказан. Как иллюстрация воспоминаний, от которых хочет избавиться герой, возникает фрагмент другого рассказа, «Восемь остановок». Он стилистически иной, насыщен знаками, звуками и предметами, практически осязаем. И этот намеренный диссонанс не меняет общего предтрагического настроения, но как бы расширяет границы авторского мира в воображении зрителя. Татьяна Дамрина в пространстве текста – музыкальное оформление, звуковые эффекты и второй голос в живой и непосредственной драматизации. Она будто совершает магический обряд, играя с нотами и шорохами, которые откликаются мрачноватой иронией, проводят зрителя через видение незримого. Это очень напоминает знаменитый подкаст «Модель для сборки», где фантастические произведения читались в сопровождении электронной музыки.
И Татьяна Дамрина поёт. Песни бессюжетно чередуются с чтением фрагментов текстов Светланы Березовской, подчинённые своей поэтической логике. Лирическая героиня вспоминает о былых чувствах или пытается удержать настоящие. Вспоминает то с жёсткими аккордами рока, то в манере соул с тонкими оттенками артистического кокетства, использует стилистику томного романса и манкости танго. Песни как будто спорят с тревожностью и чарами рассказа, они отнюдь не цепи, которые вообразил себе отчаявшийся герой. Спорят, но не оспаривают. Отражают роковые решения в бесконечном зеркальном лабиринте. Синтез, соседство, игра на созвучиях в лексике и образах, настроениях тоски, ностальгии, надежды, решимости. Форму здесь создаёт не только музыка и голос. Зависшая над клавиатурой кисть, растушёванная полутьмой мимика музыканта – естественные пластические нюансы, вплетающиеся в общую картинку чёрно-белого диалога.
«Отражение в чёрно-белом» – это возможность побыть в иррациональном и таинственном, важном для тех, кто тебе доверяет свои сомнения и откровения. И это становится важным для тебя самого, даёт сопричастность от игры со знакомыми символами и понятиями и незнакомыми, но трепетными путями.
Счастливый день
А потом был другой проект Happy Women's day. Участники: новгородские поэтессы Ольга Арбат и Яна Лебедева, музыканты Татьяна Дамрина и Виктория Дариан. Весенний концерт. Он посвящен представительницам прекрасного пола, наступлению поры любви и солнца, празднованию международного женского дня.
Благодаря этому проекту произошла и трогательная для неё встреча:
- Я играла Happy Women's day в арт-фойе центра «Диалога» год назад. Заметила в зале женщину - она была сильно старше основной части публики. Зацепило это. После концерта женщина подошла ко мне. Ощущения невероятные: смотришь человеку в глаза, а они очень-очень знакомые, тёплые, а почему - не знаешь… Оказалось, было это очень давно. Мы не виделись лет пятнадцать. Она была коллегой и близкой подругой моей бабушки. Бабуля вышла на пенсию и пошла нянчить меня, а подруга осталась работать. Когда я была маленькой, мы часто с бабушкой ходили к ней в гости в центральное почтовое отделение. У неё в кабинете был компьютерный стул - по тем временам, вещь редкая. Я его решительно обожала, могла крутиться часами. Потом бабушка заболела, переехала к нам, связь потерялась. А теперь она услышала мою фамилию в рекламе по ТВ и пришла. Мы обменялись телефонами, и она уже приходила к нам навещать бабушку.
Стремление дать ещё какую-то визуальную сторону кроме музыкальной, или поэзию, или прозу, чем-то музыку дополнить, у Татьяны точно есть. И кто знает, может, каждый раз, когда она будет исполнять Happy Women's day, как подарок женщинам на 8 марта, будет происходить какая-нибудь добрая история?
История возникновения популярной песни «Танго» из первых уст
- Иногда меня спрашивают, как я написала «Танго». Но прежде чем песня появилась, произошло много чего, - рассказывает Татьяна. - Во-первых, был учебник по джазовой гармонии. Я читала его по утрам - это был период, когда от усталости после работы не могла себя заставить что-то делать. В книге были так называемые схемы-сетки - стандартные ходы, которые нужно выучить наизусть и использовать в игре. Одна из них меня очень привлекла. Я бесконечно «гоняла» эти 4 аккорда, кайфовала, но где и как их применить, не знала. Потом мой энтузиазм и вовсе иссяк, я перестала просыпаться на час-полтора раньше, чтобы учиться.
Во-вторых, был человек. Сейчас, спустя время, говорю спокойно: я не была влюблена. Просто в моей личной жизни очень редко что-то происходит, и любое внимание со стороны - даже если это вежливость без каких-либо намёков - я воспринимаю с «перегибом». Я и тогда знала, что это не любовь, но убедила себя в обратном…
В то время много о нём думала, хотя у этой истории с самого начала не могло быть развития. Потом он и вовсе прервал общение со мной. Это был очень болезненный момент. Впервые в жизни я сменила все свои занятия на одно единственное: три дня лежала лбом к стене и плакала-плакала-плакала. И откуда в человеке может взяться столько слёз, до сих пор не знаю. Но это была не любовь. Плакало тогда не моё разбитое сердце, а пораненное самолюбие.
И, в-третьих, был концерт, не помню уже какой. Хотелось сочинить что-нибудь новое к нему. Я мучила пианино, ничего толкового не выходило. А потом – в один момент - появилась первая строка и мелодия к ней. И аккорды, те самые, пригодились. Забавно, кстати, что сам жанр «танго» у меня в списке нелюбимых, никогда на него не обращала внимания.
Быстро возникла только первая строка. Остальные выжимались до-о-о-лго. Засекала: примерно 16 часов ушло. Когда писала, не знала, чем песня закончится. Разворот, который в самом конце – «Ты больше без меня уже не сможешь» - абсолютная неожиданность для самой себя. А ещё в «Танго» есть одна фраза, которую я не могу толком объяснить: «Дарю себя бездушному граниту». Она не о человеке. Это - Петербург с его бесконечными мостами и львами. Почему город там, в песне, не знаю, но вижу, вижу.
Когда записывала на студии, одну строчку прямо выпалила, резко так, даже зло. Думала, звукорежиссёр будет ворчать, а он сказал: «Всё верно, это выстрел». И я поняла, что попала к правильному звукорежиссёру. Потом ещё месяц песня «лежала». Всё слушала и думала, стоит ли выкладывать в сеть, достаточно ли это хорошо. Но потом отклик был намного больше, чем ожидала.
И очень многое изменилось в лучшую сторону.
Она очень любит своих друзей. И посвящает им песни
Например, «Чай» посвящена её хорошему другу – режиссёру Дмитрию Иванову и готовилась как сюрприз для него. О посвящении песни она ему не сказала, и он узнал через друзей. И было приятно. Песня оканчивается словами: «Если снова случится печаль, зови меня снова на чай!».
Тамара КОСТЕРИНА
Фото: Карины Поляковой
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Ещё материалы Тамары Костериной на тему музыкальной культуры:
Поделиться с друзьями: