Интернет-газета. Псков
16+

Верните Пскову Лупандина

28 марта 2019 г.

Фото Игоря Докучаева

То, что у автобусного парка в Пскове большие проблемы стало понятно давно. Но особенно остро это понимают горожане, которые всё это время подолгу стояли на промозглых остановках в ожидании автобуса, чтобы после работы или в выходные дни добраться до места. Но с приходом автобуса часто испытания не заканчиваются. Когда вместо вместительной сцепки, как раньше, подходит «коротыш» или вовсе странная коробочка на колёсах, которые в Псков, как объясняют ответственные, лица завезли из самой Москвы. И люди пытаются поместиться в подъехавшую единицу общественного транспорта, которую городским автобусом назвать сложно. Именно в таком «единении» не в первый раз услышал слова одного из пассажиров: «Верните нам Лупандина». Кто постарше покивали головой, те, кто помоложе -  непонимающе остались к сказанному равнодушны.

Да, о Георгии Лупандине вспоминают псковичи, которые застали времена более ранние. А кто этот «волшебник», которого зовут вернуться псковичи, насытившиеся проблемами исчезающего на глазах одного из последних завоеваний социализма в Пскове?

 

На фото: Георгий Лупандин, долгие годы работавший директором Псковского автобусного парка. Фото Игоря Докучаева

Кто такой?

С Георгием Лупандиным, бывшим директором автобусного парка, псковичи связывают воспоминания о хороших временах города, одними из символов которых было и это предприятие, носящее сегодня название «Псковпассажиравтотранс». Работать в автопарк механиком Георгий Сергеевич пришел в 1972 году – 24-летним парнем. И отдал предприятию десятилетия жизни. Только директором он отработал 27 лет. Может быть потому, что Лупандин был здесь «всегда» и «везде» автобусный парк в советские годы слыл одним из самых лучших предприятий в областном центре, куда многие стремились попасть на работу. Поэтому парк, несмотря на сложности эпохи, нормально работал и в трудные 90-е годы, и в нулевые. Псковские журналисты в прежние годы не раз встречались с этим человеком, когда хотели что-то написать об автобусном парке и его многочисленных работниках, и практически всегда находили со стороны директора понимание и содействие. Он и сегодня доброжелательно откликается на предложения журналистов, чтобы прокомментировать ситуацию – недавно участвовал в программе на одной из псковских радиостанций. По прежним встречам, по публикациям коллег, можно составить впечатление о Лупандине и как о директоре, и как о псковиче.

На фото: Георгий Лупандин. Фото Игоря Докучаева

Среди коллектива он слывёт добрым, мягким и тактичным человеком, хотя если надо мог вызвать к себе в кабинет и отчитать по делу. Он знает предприятие, как свои пять пальцев. При этом никогда не выделял себя из коллектива, даже директором оставаясь своим среди водителей, слесарей, механиков, и остальных работников.

Как рассказывал Георгий Сергеевич в одном из интервью местной газете, родом он не из Пскова – родился в Оренбургской области, потом вместе с родителями и старшим братом Василием переехали в Казахстан. Семья была простая – отец всю жизнь с техникой, мама – по дому. С техникой, благодаря отцу и обстоятельствам жизни, был знаком с детства: «Машинки из дерева строгал сам. Никто этому не учил, получалось по наитию. Отыскать кусок дерева проблемы не составляло, инструментов в сарае было много. А дальше, как говорится, дело техники», - делился несколько лет назад воспоминаниями Георгий Сергеевич в интервью псковской журналистке Ульяне Михайловой.  

 

Было время и цены снижали

Псковичам есть, что вспомнить – автобусы в городе всегда были, если не в достаточном количестве, то в таком, чтобы ожидание на остановках не длилось «вечность» - не более 10 минут даже в трудные времена. Легендарные «ЛИАЗы» 677, «Икарусы», «Мерседесы» и прочие марки городских автобусов – «гармошек» и «одиночек» - Псков никогда не был обделён. Наверное, ещё и потому, что автобусы - это единственный вид транспорта, который прижился в Пскове на десятилетия.

На фото: автобус на Пролетарском бульваре в Пскове (ныне Октябрьский проспект).

Хотя, если вспоминать, то и по конке, как виду общественного транспорта, Псков был в российских лидерах, и трамваи по городу бегали с 1906 года и вплоть до середины фашистской оккупации. Еще кое-где на псковских домах видны крепежи для электрических проводов трамвайных линий. И автобусное движение через пять лет может праздновать в Пскове свое столетие, если, конечно, останется в городе к тому времени. А в послевоенные десятилетия и модные тогда по всему миру троллейбусы в Пскове собирались запускать – все документы для этого были подготовлены. Но не случилось…

На фото: угол площади Ленина в Пскове. Хорошо видна одна из самых старых автобусных остановок в городе. Фото Михаила Семёнова

Были годы, в начале нулевых, когда псковичи сопереживали великолучанам. Там, с городских маршрутов очень быстро исчезли большие комфортабельные городские автобусы, заменённые на куцые и неудобные для пассажиров маршрутки. Псковичи, кто тогда был в теме, на примере Великих Лук уже могли представить, что может случиться с государственным автобусным парком. Возможные последствия уже тогда ставили в ступор нормальных людей. Как так, ведь мир развивается - ХХI век на дворе, в Москве, Казани, других городах на линии уже массово выпускают экономичные и умные электробусы со всей необходимой для удобства пассажиров инфраструктурой. А в Пскове народ пересаживают в маршрутки – привет из прошлого.

На фото: а ведь были планы полностью переоснастить автобусный парк новыми моделями автобусов. Возможные модели даже пригоняли на смотрины в Псков. Фото Игоря Докучаева

Теперь, в двадцать первом веке, псковичи, стоя на остановках, часто мечтают даже о ПАЗиках, к которым раньше относились с некоторым пренебрежением – не такие просторные, как привыкли в «Икарусах», «Мерседесах», «Мазах», «Вольво». Не раз слышал, как пассажиры, ожидающие автобуса: мама с ребёнком, или граждане старшего возраста с поклажей - переживали, что сейчас приедет маленький автобус, и им будет не поместиться. Справедливости ради надо отметить, что «вбивались» в автобусы в Пскове во все времена. В советские годы в утренние и вечерние часы люди точно также переживали, что не уедут, опоздают на работу и втискивались, казалось бы, в уже битком забитые салоны, висели на площадках, автобусы даже ходили с не закрывшимися плотно дверьми. Но и тогда, и ранее – в 20-30х, в 50-60-х годах прошлого века городские власти беспокоились, как улучшить общественный транспорт, а не шагнуть назад в ущерб горожанам и гостям. Такие примеры были и в 90-е, и в начале нулевых.

На фото: автобусный парк в Пскове и в начале нулевых годов пополнялся новыми машинами, в том числе отечественного производства - большими, комфортными. Эти автобусы до сих пор спасают ситуацию с общественным движением в городе. Фото Игоря Докучаева

На фото: и псковские мальчишки тех лет ещё мечтали водить по улицам родного города таких больших красавцев. Фото Игоря Докучаева

При этом даже в тяжелые годы цены на проезд старались снижать. Так, в 1924 году, в результате снижения тарифа на проезд в трамвае в Пскове, количество пассажиров выросло в разы. И ежедневная выручка трамвайного парка тоже увеличилась -  в два раза. Прекрасная и простейшая схема для увеличения рентабельности пассажирских перевозок. Но современные менеджеры лучше поднимут цены на билеты, чтобы наоборот - уменьшить число пассажиров. Зачем нам опыт прошлого? Хотя из этого прошлого можно многое почерпнуть для выгоды дня сегодняшнего.

 

История, опыт, плюс нестандартные решения

Сегодня сложно представить, что псковский трамвай был прибыльным предприятием. И это притом, что происходило постоянное развитие схемы перевозок: прокладывались новые линии, постоянно ремонтировались уже имеющиеся, заказывали новые вагоны, увеличивались часы работы и интенсивность движения, продумывали новые маршруты. В такие периоды доходы не покрывали все расходы, но никто и не думал пересадить людей обратно на конку…

На фото: трамвай на улице Сергиевской в Пскове

Именно тогда, в 20-30-е годы Псков гремел в стране, как город с самым дешёвым трамваем. И при этом параллельно ещё продолжалось внедрение пассажирских автобусов на городские маршруты. Причём, не как альтернатива трамваю, а как дополнение, чтобы охватывать территории городских окраин, куда трамваи не доходили. К 1935 году автобусы в Пскове уже были обычным явлением.

Почему «Псковпассажиравтотранс» в последние годы трясёт, а лихие головы уже предлагают его вовсе вывести из государственного реестра и раздать маршруты частным перевозчикам, мол, только так можно выйти из ситуации. Но ведь есть немало примеров успешных государственных предприятий, занимающихся  общественным транспортом. Есть и современные управленческие решения, которые позволяют предприятиям не только эффективно работать, но и развиваться, и решать наболевшие вопросы. Да, некоторые решения неординарные и очень смелые. Так, выбранный в 2013 году мэр города Петрозаводска Галина Ширшина одним из первых решений, чтобы спасти троллейбусное движение в городе, потребовала понизить стоимость проезда в троллейбусе  с 17 рублей до 10. И эффект был достигнут – пассажиров в салонах снова стало много. А в соседней Эстонии, не только в столице общественный транспорт уже давно бесплатный для горожан, но с прошлого года бесплатные муниципальные автобусы пошли и в других регионах страны. И в большинстве цивилизованных стран общественный транспорт муниципального или регионального подчинения продолжает эффективно работать параллельно с частными перевозчиками. Субъекты несут расходы, осознавая, что комфортный общественный  транспорт – это неотъемлемая часть современного общества. Тем более что в Псковской области автобусные перевозки – это вообще единственный вид общественного транспорта, особенно важный при сократившемся пригородном железнодорожном сообщении.

 

На фото: Октябрьская площадь в Пскове в 60-е годы. Справа хорошо виден автобус, подошедший к остановке.

Всем хочется рассвета, а близится закат

Так почему сегодня в Пскове надо доказывать, что комфортный общественный транспорт – это не прошлое, а будущее города? Почему горожане в автобусах добрым словом вспоминают Георгия Лупандина, который оставил руководство автобусным парком в 2014 году? Уже после него в директорском кресле сменились двое, сейчас работает третий назначенец. Но судьба автобусного парка всё продолжает катиться к закату. Либо её туда настойчиво катят, в желании приватизировать предприятие. За сохранение государственного автобусного парка выступают многие горожане, в его защиту активно выступили профсоюзы. Псковский областной совет профсоюзов все минувшие месяцы текущего года собирал подписи под требованиями участников митинга в защиту государственного предприятия «Псковпассажиравтотранс», который прошёл в конце 2018 года. За права горожан иметь доступный общественный транспорт выступила региональная ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Региональная власть находит средства на погашение задолженности по налогам и страховым взносам «Псковпассажиравтотранса». Но уже остро стоит задача обновления автобусов, ведь на начало 2018 года средний возраст городских автобусов в Пскове составлял 13 лет, 56 из них старше 20 лет, 7 автобусов возрастом старше 30 лет. Но ежедневно на городских маршрутах по плану должно работать 140 автобусов. А с учётом расширения города и того больше. И поэтому автобусному парку и его коллективу давно пора дать возможность спокойно работать.

Но отчётливого видения, как будет жить и работать автобусный парк в Пскове, так и не видно, либо намерения держатся в тайне. Вот поэтому горожане и вслух, и про себя просят «вернуть им Лупандина». Понятно, что это образное эмоциональное выражение, в котором немало смыслов: и сколько можно – надоело слышать одно и то же – денег нет, возможностей нет…, и хотим наконец-то, стабильное, современное и удобное для всех автобусное предприятие, как это было когда-то, и чтобы возглавлял его человек, который сам хочет жить в городе и отдать и предприятию, и Пскову всего себя.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Ещё по теме:

Псковичи требуют сохранить государственный автобусный парк

Для этого они вышли на митинг и готовы продолжить...

Могут ли городские автобусы стать выгодными и бесплатными?

Об опыте, который должен стать нормой

Полицейские предлагают взглянуть на Псков своими глазами

Pressaparte.ru знакомит читателей с путеводителем по Пскову от полицейских

В Париже испытают летающие такси из будущего

Это не анекдот, сказала мэр Парижа Энн Идальго 

4568 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу