Интернет-газета. Псков
16+

Могут ли городские автобусы стать выгодными и бесплатными?

14 января 2017 г.

На что только не идут власти городов, чтобы избавить улицы от пробок, от загазованности, от всепоглощающего автопаркинга, от аварий и соответственно жертв  ДТП. Специалисты в сфере организации городской среды давно вынесли вердикт – всё вышеперечисленное возможно…

Возможно в одном случае – если город избавить от излишнего количества автомобилей. Самое простое – взять и жёстким решением властей ограничить въезд в центр города или даже на большее по площади пространство. Но такое решение чревато недовольством, нарушением установленных правил, да и кто-то должен в массовом количестве контролировать исполнение этого решения.

В части европейских городов уже так и поступают - ограничивают въезд автомобилей в центр: в Мадриде, в Осло. А в Берлине, как и в ряде других, за возможность въехать в центр надо платить. В Москве строят дополнительные развязки, разъезды, кольца МКАД, освобождают полосы под общественный транспорт. И в Санкт-Петербурге вложились в объездное кольцо.

На фото: Продолжающиеся работы на объездной трассе вокруг Пскова - впереди строительство четвёртого моста через реку Великую

В Пскове худо-бедно тоже взялись за строительство продолжения объездной дороги – давно работы были заморожены, но теперь бульдозеры и самосвалы загудели на участке от Гдовского шоссе до берега реки Великой и на месте будущего четвёртого автомобильного моста. Работы уже идут прямо у горы Соколиха, на которой высится известный монумент в честь дружины Александра Невского и знаменитого Ледового побоища.

Однако понятно, что только объездные трассы и развязки проблему не решат. И самые продвинутые власти включают другие механизмы. 

Есть ещё один, возможно, самый эффективный вариант снижения количества автомобилей в городах – развитие движения и увеличение единиц общественного транспорта.

В эстонском Таллинне власти посчитали и решились на удивительный ход: полностью бесплатный проезд. Вот уже четыре года, начиная с 1 января 2013 года,  жители, зарегистрированные в городском регистре как постоянно проживающие, бесплатно пользуются общественным транспортом. Четырёхлетний опыт вывел этот механизм из ранга эксперимента и, видимо, понравился не только таллиннцам, но оказался выгоден и городской казне. Одним из больших плюсов стало то, что немало городских нелегалов решили выйти на свет и официально зарегистрироваться, чтобы получить право бесплатного проезда.

На фото: в столице Эстонии удалось во многом разгрузить городское транспортное движение, увеличив популярность общественного транспорта

Правда, пойти на такой шаг как в Таллинне не только власти российских городов не решаются, но и множество больших и малых муниципалитетов Европы. Возможно, эстонцы как-то по-хитрому посчитали свою выгоду. А, может быть, это власти других городов хитрят, и не хотят признавать очевидного. В российских городах на такие радикальные меры пока идти точно не готовы. А там, где решаются на некоторые шаги в эту сторону, необычные нововведения держатся недолго.

Как, например, в столице Карелии Петрозаводске. Где руководство главного пассажирского перевозчика – троллейбусного парка, по договорённости с молодым всенародно избранным мэром Галиной Ширшиной, с 1 января 2014 года снизило цены на стоимость разовой поездки в троллейбусах почти вдвое - с 17 до 10 рублей. Это была действительно очень громкая новость, прозвучавшая на всю страну. Ни до, ни после во всей России цены на проезд снижать не пробовали. 

И, в общем-то, нисколько ни странно, что в результате снижения стоимости билетов в троллейбусах доходы предприятия увеличились на 12%. 

О целях такого необычного, по нынешним меркам явления, когда снижения цен ни в одной отрасли жизни граждане России не видят уже многие десятилетия и первых результатах в интервью ресурсу petrozavodsk.rusplt.ru рассказывал директор МУП «Городской транспорт» Андрей Афанасьев:

«Основная цель заключается в том, чтобы привлечь пассажиров в наш подвижной состав. Анализ, который сделала наша экономическая служба, показал, что после повышения цен в прошлом году, когда был переход с 12 до 17 рублей, пассажиропоток на наших маршрутах упал почти на 30%. Мы посчитали, что если снизить цену до 10 рублей, то количество пассажиров вырастет минимум на 40%». По словам руководителя, уже первые дни работы показали, что предприятие действительно получило увеличение продаж билетов на 45%, а далее и до 52%. 

Значит, правы и таллиннские власти, и петрозаводчане, пошедшие на эксперимент: оказывается возможно сделать общественный транспорт и дешёвым, и даже бесплатным, и приносящим выгоду. 

Однако инициатива по снижению цен в Петрозаводске с первых дней встретила сильнейшее противодействие со стороны других участников движения общественного транспорта – забастовали частные перевозчики, фирмы и индивидуальные предприниматели-владельцы маршруток. Снижение цен в городских троллейбусах сразу же снизило поток желающих ездить на расплодившихся до того маршрутках.

Молодой инициативный мер Петрозаводска отработала недолго: депутаты Петросовета нашли вариант, как отстранить её от должности. В результате многое вернулось «на круги своя». Выросли и цены на проезд, сначала до 15 рублей, с января 2016 года – 17 рублей, с 1 января начавшегося года цена проезда стала 20 рублей.

В Пскове тоже ожидают повышение цены одной поездки на городском автобусе, до сих пор цена билета была 20 рублей. И хотя в минувший год на городские линии вышли закупленные автобусы. Но со стороны пассажиров есть немало жалоб не только на увеличившиеся интервалы, но и на многое другое – достаточно заглянуть на официальный сайт главного псковского перевозчика.

В городах, беспокоящихся о внешнем облике, об экологии, об удобстве проживания своих граждан, о благоприятном климате в общественной среде - не останавливают проекты по совершенствованию городского движения. Здесь создают системы приоритета общественного транспорта, вводят механизмы информационного сопровождения в Интернете, и на остановках, обновляют парки машин, рассчитанных, в том числе, на категории пассажиров с ограниченными возможностями, расширяют количество полос для автобусов, троллейбусов, трамваев, уменьшают интервалы движения, выпускают одновременно большее число машин, устраивают новые линии и маршруты, увеличивают количество остановок и многое другое.

На фото: современные комфортные и регулярные городские автобусы должны сыграть главную роль по разгрузке городов от засилья личных автомобилей

В результате своего бесплатного общественного транспорта и популяризации экологически чистых способов передвижения, Таллинн собирается в 2018 году завоевать титул Зелёной столицы Европы. Один из самых крупных городов Китая – Шанхай помимо всего прочего тоже прославился именно изобилием общественного транспорта: здесь 12 линий метро, автобусы, скоростные трамваи, паромы, магнитопланы, множество такси, вело- и мото-рикши. При этом самым дешёвым видом остаются автобусы, каждый из работающих на городских линиях оборудован кондиционером, телемониторами с новостями, бегущей строкой с указанием остановок и голосовым сообщением на китайском и английском.  

Экономисты, знакомые с проблемой, уже давно советуют в городах, изнывающих от пробок и изобилия автомобилей, от загрязнённого воздуха и убитой экологии присмотреться к опыту и Шанхая, и Петрозаводска, и других больших и малых городов, где имеются реальные результаты. 

А они действительно есть: «В результате принятых мер количество поездок на общественном транспорте стабильно растёт. Начиная с 2013 года Таллинн начал компенсировать и все поездки на поездах, совершённые в пределах города, в результате чего их количество увеличилось в семь раз», - передавал слова вице-мэр Таллинна Таави Ааса городской ресурс tallinn.ee.

В Новгороде Великом пока бесплатными автобусами похвастаться не могут, да, и снижением цен тоже, но власти нашли возможность улучшить ситуацию с автобусным движением, относительно того, что было ещё три месяца назад. Как говорят простые новгородцы: сегодня уже не так, как вчера - ситуация с автобусами в городе значительно изменилась.

И в Пскове всё равно придётся решать вопрос разгрузки центра города от лишних автомобилей и улучшения движения общественного транспорта и изменения маршрутов. Если в других городах России это может зависеть от здравого смысла и действий властей, то в Пскове изменения ситуации всё равно потребует подготовка и проведение дней Ганзы в 2019 году. И как бы ни откладывали решения этих вопросов во властных и управленческих кабинетах, начинать их нужно было уже вчера. И тут нужно не уменьшать число автобусов на маршрутах, не экономить на длинных интервалах, на коротких маловместимых автобусах, выходящих на маршруты в часы «пик», не цены поднимать на проездные билеты, а всё с точностью наоборот. Чем больше в городах будет общественного транспорта, чем большим приоритетом на дорогах он будет наделён, чем комфортнее и дешевле будет проезд, тем меньше на улицах будет автомобилей и чище воздух. Связь прямая и очевидная.

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

379 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Поиск по сайту