Шоу роялей, танец спиной, цветной слух и всё это на итальянском значит «Bel Suono»
Впервые Великий Новгород услышал трио «Прекрасный или красивый голос», именно так с итальянского переводится «Bel Suono». В час концерта все балконные места были заняты «под завязку», что не удивительно, ведь цена билетов в первых рядах вышла за пределы двух тысяч рублей. Многим новгородцам, желающим услышать артистов, не потянуть билеты у самой сцены. Хотя, всё понятно, в стоимость билетов входит не только само выступление пианистов, но и работа продюсера, перевозка инструментов, цветовое шоу и прочие детали современной концертной программы. Зрителям приходится все эти затраты оплачивать своими билетами.
Фортепианное трио Bel Suono - это три профессиональных виртуозных пианиста, получившие образование в лучших музыкальных вузах России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов.
Как он появился?
Однажды в музыкальных учебных заведениях: Гнесинском училище, Консерватории появилось объявления о кастинге. Интересовал коллектив пианистов для участия в музыкальном шоу. От претендентов нужны были: виртуозное мастерство, притягательная внешность и артистизм. Нашлись трое ребят, с которыми специалисты и стали работать, создавая необычный проект - Василий Опалёв, Максим Тарасов, Алексей Рыбальчик. Позже ребята начали писать и свою музыку. Трио музыкантов, помимо виртуозного владения игрой на рояле, обладают прекрасными навыками композиции и импровизации.
К сведению
Василий Опалёв – солист. Родился в Москве, сын бизнесмена и художницы. Проявлять интерес к музыке начал с раннего детства, увлечение сына поддерживала мама. В течение девяти лет учился в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных, затем в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, откуда и поступил в консерваторию (МГК) в класс профессора М.С. Воскресенского. После окончания консерватории для получения высшей квалификации Artistdiploma учился в высшей школе музыки в Дюссельдорфе.
Руководит проектом с тремя пианистами в основе продюсер Лейла Фаттахова, бывшая супруга Иосифа Пригожина. Лейла сама с шести лет занималась музыкой, закончила Ташкентскую консерваторию - по специальностям пианистка и музыкальный критик. После получения диплома мечтала заняться проектом, который бы имел хоть какое-то отношение к полученной профессии и при этом приносил достойный доход. И ей это удалось. Этим проектом и стал Bel Suono.
Как продюсер трио она занимается всем: отбором музыки, приёмом аранжировок, отслеживанием сведения треков, налаживает рабочие связи, договаривается о концертах. Именно поэтому такой бизнес в России весьма сложен и настоящих продюсеров в нашей стране можно «пересчитать по пальцам». Если бы существовало разделение на промоутеров и саундпродюсеров – это было бы правильнее. Проект Bel Suono разрабатывает не самый популярный в нашей стране жанр – классического кроссовера. Уровень музыки и исполнения в этом жанре так же высоки, как и у классических музыкантов, и всё же они исполняют более современные и популярные композиции. И это нравится публике.
В этом произведении нот ровно столько, сколько нужно
На сцене оказывается электронная минирояль в трёх комплектах. Выходят исполнители. И инструменты зазвучали под лёгкое фоновое сопровождение аккомпанирующей музыки. Во время исполнения 40-й симфонии и «Рондо а ля турка» Моцарта по залу начали перемещаться огромные цветовые шары. С этого началось световое шоу. Его огни дополняли исполнение. Зрители обращают внимание сразу и на музыку, и на цвет. Звук и изображение сливаются!
В фортепианном исполнительстве главную задачу имеет не способ исполнения, а качество звучания. А если плюс к нему за спинами клавишников на огромном экране, разворачивались кадры из обычной жизни природы – то мрачная погода с вихрем, то взмывающий тополиный пух, то падение каплей дождя в лужи на асфальте, или полёт над верхушками деревьев в лесу, над белыми кучевыми облаками. Вот это сочетание и даёт ответ на вопрос: почему композиторы черпают своё вдохновение на природе и дают своим произведениям называния, связанные с явлениями природы - «Июль» Чайковского из цикла «Времена года», Вивальди «Зима». Их много – всех не перечислить. Зрительный ряд, кроме того, способствует тому, что публика в зале верно расставляет акценты, воспринимая концерт по качеству звучания, а не сосредотачиваясь на движении педалей и стремительном перемещении клавиш под руками виртуозов. Помните, как именно Моцарт ответил Его величеству, сделавшему замечание за то, что в произведении венского классика было слишком много нот? «В моём произведении нот ровно столько, сколько нужно». Так и здесь, когда ты видишь ту самую «зиму», которую слышишь в произведении, то понимаешь, что нот именно столько сколько нужно, чтобы была «зима» Вивальди.
Образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек. Поэтому концерт Bel Suono понравился новгородцам. А вот синестетический цветной слух, при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации, встречается у редких людей. И такие концерты, какой показало трио пианистов «Прекрасный голос», для таких уникумов необходимы, так как информационный шум во время таких исполнений отсутствует.
К сведению
Музыкально-цветовая синестезия - разновидность хроместезии («цветного слуха») - это связь абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами. Синестетиками в музыке были Скрябин, Римский-Корсаков, Чюрлёнис и Мессиан, а из наших современников - Томас Кёнер, Канье Уэст, певица Марина Диамандис или погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс. Синестетики воспринимают или воображают тональности окрашенными в определённые цвета.
Произведение, имея тональность, уже окрашивается в определённом цветовом фоне. Что и можно было увидеть на концерте трио в Великом Новгороде. Осталось узнать: являются ли синестетиками участники ансамбля? Но одно можно указать точно, они развиваются в этом направлении.
В истории российской музыки были случаи, когда композиторы соединяли в своих концертах музыку и цвет. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей» (Поэма огня) была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce», (что значит «Свет», - авт.) и сейчас иногда исполняется с использованием светомузыки. Музыкант и художник М. Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный для живописи мир музыки. Так и Bel Suono пытаются на своих концертах на экране изобразить свои произведения – показать свой мир музыки.
Почему же он так похож на Ференца Листа?
Но у пианистов трио кроме светового шоу, картин на экране, были припасены для зрителей и другие сюрпризы. Во время исполнения произведений Грига пианисты озадачили слушателей: они несколько раз играли каданс (завершение музыкального произведения с помощью ритмической остановки, - авт.), при этом каждый раз поднимались со стульев и вновь играли - зрители никак не могли угадать: сколько же концовок будет у композиции. А один из пианистов - Алексей Рыбальчик приготовил для публики несколько шуток и даже поразил особым чувством ритма и пластики, успевая во время исполнения «танцевать» спиной, и смешить зал, делая знаки правой рукой.
После антракта пианисты переоделись и преобразились, чем настроили зал на совершенно другую атмосферу, словно перенесли зрителей совсем на другой концерт. Артистизм пианистов тоже восхитил новгородцев. Тем более внешностью один из артистов был очень похож на самого Ференца Листа.
Зато не оправдало надежд звучание «Adagio» Альбинони. Исполняя произведение на трёх роялях, они ничего нового и интересного не добавили в аккордовую фактуру. А это в таком варианте можно было бы сделать. Трио на всём протяжении концерта мало дали сольного звучания без сопровождения. Не включили в программу композиторов-пианистов – Шопена, Листа, Рахманинова, и тех же синестетиков Римского-Корсакова и Скрябина.
Дирижёра и ведущего концерта не было. Впрочем, отсутствие дирижёра никак не сказалось на слаженности исполнения, на одновременном вступлении и завершении произведений. Это было удивительно. Пианисты каждый в свою очередь взяли на себя и роль конферансье. Но им что-то всё время мешало выполнять эту роль, и кнопки на микрофоне постоянно давали сбой.
Но все зрители хорошо поняли, что исполнители готовы завести новых друзей из числа новгородцев. И, думаю, это им удалось - зал совершенно не готов был отпускать артистов. Концерт задержался. В завершение прозвучали мелодии танцев самых разных стилей, жанров и эпох. И, кроме того, новгородские зрители добились от трио виртуозов обещания, что этот концерт не останется последним в Великом Новгороде. Всё ещё будет.
Несколько слов от Bel Suono
- Что значит для пианистов понятие «соревнование»?
- Это дух развития.
- Почему крышки роялей во время концерта были закрыты?
- В этих инструментах нет струн, они звучат благодаря электричеству.
- В чём секрет вашего успеха?
- Весь наш секрет в постоянном труде. Играйте и у вас всё получится. Мы полюбили инструмент ещё в младшей группе детского сада.
- Как вам сцена в Великом Новгороде?
- Нам понравилось играть у вас. И готовы попробовать поиграть и в других залах в вашем городе.
Тамара КОСТЕРИНА,
Фото Марии КУРБАНОВОЙ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Ещё материалы Тамары Костериной на тему музыкальной культуры:
Поделиться с друзьями: