Солнце светит в левый глаз, значит, едем на Кавказ
Юг – это человеческий муравейник, иначе трудно подобрать сравнение. Может быть ещё – множество муравейников в одном месте. Думаю, что кто не бывал на юге, тот ничего не знает об интернационализме и совместном проживании людей десятков национальностей и этносов… Правда, долгому путешествию по территориям есть хорошая альтернатива.
Встречаемся в Дагестане
Окунуться в настоящий интернациональный мир можно на фестивале «Горцы», который проходит в столице Дагестана Махачкале. Уже девятнадцать лет в разгар лета на неделю съезжаются на Каспийское побережье десятки ансамблей, музыкантов, певцов.
Едут из разных сёл и городов, районов, областей, краёв, республик, стран. На этот раз в конце июня в Махачкалу съехались артисты из Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Владимирской, Вологодской, Курской, Липецкой, Псковской, Ростовской, Рязанской, Ярославской областей. Приехали коллективы из Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Чечни, Пермского и Ставропольского краёв, Марий Эл, Мордовии. Поддержали фестиваль зарубежные гости из Азербайджана, Ирана, Беларуси, Венгрии, Индии, Италии, Мексики, Казахстана, Донецкой и Луганской народных республик.
Многие участники проделали долгий путь, чтобы добраться до сцены на каспийском берегу. Мексиканцы, например, преодолели океан, несколько континентов. Народный ансамбль танца «Северные зори» из Череповца сначала ехал автобусом до Москвы, оттуда самолётом. Участники псковского ансамбля «Сказ» добирались до побережья Каспийского моря двое с половиной суток в плацкартном вагоне поезда «Санкт-Петербург-Махачкала».
От Пскова до Махачкалы почти три тысячи километров в одну сторону. Да, можно лететь самолётом. Но большой ансамбль с многочисленными музыкальными инструментами, огромными сумками с костюмами, обувью, различными мелочами полететь может разве на персонально выделенном коллективу авиалайнере. Пока у «Сказа» такого транспортного средства нет, поэтому добираться по железной дороге единственно правильное решение.
К тому же, поезд из точки «А» в точку «Б» пересекает пол страны, и впечатления от этого путешествия будут долго будоражить мозг: просыпаешься с видом на Ростов, чай пьёшь, посматривая на Тихорецкую, обедаешь – в Минеральных Водах – и всё время вокруг панорамные виды. Не путешествие – мечта. Особенно, когда знаешь, что тебя в конечной точке ждут, встречают. А какие невероятно насыщенные дни впереди. С такими ощущениями любая дорога не только короче, но и полна необыкновенного предвкушения. Правда, в нынешние ковидные времена приятные ожидания могут в один миг превратиться «в тыкву»…
Главное поймать необычный кайф
Ковид с «Горцами» поступил нехорошо. Широта и размах в подготовке фестиваля чувствовались задолго. Да и знакомство с прошлыми праздниками танца и музыки, проходившими в добрые времена, подсказывали, что и встречать гостей тут умеют, и площадки в центре Махачкалы современные, и многочисленные выступления по городам и сёлам республики дадут возможность и себя показать, и на людей посмотреть. Но… не в этот раз. Ограничения, связанные с коронавирусом, введённые накануне проведения фестиваля, существенно подкорректировали и программу, и места проведения концертов, и время выступлений, и количество зрителей, и настроение артистов.
«Переживал, что фестиваль из-за ковидных ограничений могут вовсе отменить, даже когда мы уже были в дороге – такие планы в оргкомитете были, мы бы тогда очень многое потеряли, - рассказывает руководитель псковского ансамбля «Сказ» Константин Абабков. - Обидно, что из-за ковида остались лишь несколько фестивальных площадок. Мы жили рядом с одной из них, прямо на берегу Каспийского моря – и Каспий встретил нас хорошей погодой и ласковыми волнами».
Оргкомитету фестиваля удалось отстоять реальное проведение фестиваля с живыми концертами и, пусть не полным, но ощущением фестивальной атмосферы. Ради неё на такие фестивали с удовольствием едут и исполнители, и зрители – пребывание в этой удивительной творческой Вселенной трудно описать словами, и даже передать с помощью фотографий и видео. Это надо пережить. А если поймаешь этот необычный кайф, то потом будешь стремиться на такие фестивали год за годом.
В Махачкале пошли на проведение фестиваля, но плата была существенная – снижение количества публики – многочисленные артисты работали на площадках для онлайн трансляций. Зрители могли увидеть выступления через интернет-каналы. Для артистов в этом случае, кажется, ничего не меняется – такое же выступление на сценах, как если бы вокруг было море собравшихся людей. Но это на первый взгляд всё так же – отсутствие в зрительном зале публики обрывает непременную связь, которая выстраивается между артистами и теми, кто в живую смотрит за их выступлениями. Эта невидимая, но хорошо осязаемая нить – существенная часть атмосферы любого концертного выступления. Вот почему и публике, сидящей дома в пандемию, и артистам, работавшим онлайн-выступления, абсолютно не понравилась эта форма дистанционных мероприятий, которой власти пытались заместить реальную культурную жизнь в разгар пандемии.
«Да, мы жалеем, что нас вживую увидели не так много жителей Дагестана, как смогли бы это сделать в хорошие времена, не было и массовых встреч, как это обычно бывает на таких фестивалях, - делится впечатлениями руководитель "Сказа" Константин Абабков. – Но могу уверенно сказать, что «Сказ» показал себя достойно – мы выдали все программы, которые были запланированы».
Введение ковидных ограничений, которые во многом переформатировали традиционный вариант проведения «Горцев» создал серьёзные сложности для организаторов, для обслуживающего многочисленных артистов персонала в столовых, в местах проживания, на площадках выступлений. Были задержки по времени, нарушения графика обедов и ужинов, очень не хватало навигационных материалов: брошюр с подробной программой выступлений, с ознакомительной информацией о коллективах и прочей привычной фестивальной атрибутики. «Организаторы фестиваля очень любят своё дело и свой фестиваль, а исполнители их задумок, к сожалению, делают так, как могут», - объяснил ситуацию один из моих собеседников.
Каспий был ласковым
Настоящее тяжёлое испытание прошли и артисты. Выступать на открытых площадках в летнюю жару очень тяжело. Тем более что нынешний конец июня, начало июля высокой температурой поразили даже привычных к жаре дагестанцев и других жителей всего кавказского региона.
В этот период обычно столбики термометров за +30 не переходят. А в нынешнем году жара валила с ног. Даже в шортах и майках люди искали тени и прохлады кондиционера, выпивая литры воды и не вылезая из водоёмов, слегка переводя дух поздним вечером и ночью. Но артистам нужно было надевать сложные, тяжёлые костюмы – а многие национальные наряды шьют из шерсти и иных тёплых тканей и материалов – и выходить не только на сцену, но и на ежедневные торжественные шествия. Попробовать постоять в ожидании даже несколько минут в таких одеждах – уже подвиг. А потом ещё нужно отработать на сцене...
Спасало всех Каспийское море – оно было рядом, всего в нескольких метрах. За что все участники очень благодарны организаторам фестиваля. Каспий был ласковым, даже нежным, соблазнительным и притягательным. И все минувшие испытания сразу смывали его воды, и вновь хотелось петь и танцевать. Мексиканцы из фольклорной группы «Алиянца» делали это практически везде: и на прибрежном песке, и в столовой, и вечером, и утром.
И, конечно, ради фестивального погружения настоящие артисты готовы терпеть и жару, и жажду, и преодолевать тысячи километров. И ведь вокруг лето! Оно такое одно – лето 2021 года – другого не будет. День – жара, вечер – благодать. Таков юг, таков Дагестан - он каждому артисту по-своему запал в душу, и обязательно надолго оставит след. Он останется в памяти яркими образами, которые создали дагестанские артисты, мотивами и ритмами восточных мелодий, простыми и одновременно загадочными характерами местных жителей, со всем своим колоритом жизни, которая во многом удивляет… Он останется на языке вкусом сочно-медовых абрикосов, сладких томатов, легкого розового вина с изумительно тонким ароматом… И да, такой восхитительной сметаны и кефира как здесь, найти сложно.
И не случайно Дагестан сегодня лидирует в списке туристических предпочтений россиян – это отличный выбор. Юг со своими тёмными ночами и ароматами трав и пряностей – что может быть лучше?
Кстати, и цикады здесь тоже есть. Не так как во французском Провансе, конечно, но юг обозначают. Они тут не повсеместно и не во всём окружающем мире, как провансальские, а в отдельных местах оазиса: облюбуют дерево-два и сидят в них, стрекочут. Тем громче это делают, чем громче музыка играет – либо стараются перекричать, затмить своим стрекотом раздающиеся со сцены мелодии, либо подражают музыкальному ряду.
«Горцы» трубят сбор
На фестивале три больших блока: коллективы и исполнители из зарубежных стран, второй – из регионов России, и третий – местные дагестанские артисты. Но написал я с такой последовательностью по традиции не местной, у «Горцев» всё наоборот: сначала свои, а потом уже все остальные. Дагестанцы и в обычной жизни придерживаются этого правила, наверное, поэтому они так преданы своей земле.
Если называть все коллективы, которые приняли участие в фестивальной программе, то одно перечисление займёт половину статьи. И при всей внимательности всё равно можно кого-то упустить, а вот этого не хотелось бы. (Заранее извиняюсь перед теми коллективами и исполнителями, о которых я здесь не вспомнил – вы все – лучшие, – авт.) Все артисты на удивление показали очень высокий уровень исполнительства. И можно было бы подумать, что ладно коллективы, приглашённые из регионов России и из-за рубежа, могли пройти существенный отбор, и поэтому их выступления не могут быть низкопробными. Но на высоте оказались и все местные дагестанские ансамбли. Честно говоря, практически невозможно было отличить профессионалов от любительских коллективов. И общая хореография, и отточенность движений, и умелость музыкантов, играющих вживую, и яркость артистов, и запоминающиеся образы, и великолепие сценических костюмов и национальных нарядов. Перечислять критерии можно дальше, только вы и так поняли, что уровень собравшихся – высочайший. Как этого добились организаторы – одна из загадок фестиваля «Горцы».
Большой плюс музыкальных и танцевальных форумов с многочисленными исполнителями – зрители могут найти именно своих артистов - увидеть, почувствовать и насладиться этими выступлениями. И, конечно, «Горцы» и подобные им фестивали дают возможность увидеть не только разнообразие культур разных народов, но и уровень современного исполнения, новые веяния и модные новшества в народном творчестве. Так, невероятно приятно было смотреть за Заслуженным ансамблем танца «Зарево» из Донецка и Ансамблем народного танца «Борвинок» из Луганска. В тяжелейших условиях, в которых живут народные республики, там большое внимание уделяют танцам, музыке, песням. Там танцуют! Очень красиво и невероятно позитивно. Участники этих коллективов просто излучают энергию доброго света – это не пафосные слова, не дежурный штамп – это реальное ощущение, которое надолго остаётся от их выступлений. Или «Северные зори» из Вологодской области – их номера заставляют вскакивать зрителей с мест и всматриваться в каждый элемент, в каждое лицо – огромный коллектив работает на сцене так органично, так природно и чувственно, что остаётся только сожалеть, что сейчас это чудо закончится. Не хотелось окончания выступления и артистов из Государственного фольклорного ансамбля песни и танца «Нохчо» из соседней Чечни. А когда на сцене вдруг вступили в песне десятки голосов Рязанского государственного русско-народного хора имени Евгения Попова, кажется, что и птицы, и не умолкающие местные цикады вдруг замолчали – то ли обалдели от мощи живых голосов, то ли прикусили «языки» от зависти. Необыкновенной силы исполнение русских песен. А от лезгинки в исполнении ансамбля из Хасавюрта «Эхо гор» казалось, что во всех окружающих очагах даже на дальности в несколько километров сейчас вспыхнет огонь. «Вязанка» и «Таямница» из Беларуси своими выступлениями объединяли всех в тот самый Интернационал, который когда-то совсем недавно соединял народы в большой Советский Союз.
Этот сбор на берегу Каспийского моря относится не только к самым масштабным, но и оригинальным из всех тех, что проводят на территории России. Интересная идея, опытный оргкомитет, которому удалось провести фестиваль нынешнего года даже в таких сложных условиях, южный колорит фестивального действия, побережье Каспийского моря, конечно, эти и другие факторы могут превратить «Горцев» в один из самых привлекательных фестивалей, которые проводятся в России. Остаётся надеяться, что «Горцы» 2022 года пройдут уже без всяких ограничений – так широко и весело, как это могут сделать в Дагестане. А те коллективы, которые до сих пор жалеют, что не смогли показать свои выступления вживую, обязательно вернутся и выступят на самых широких концертных площадках Махачкалы. «Да, нам уже поступило приглашение, организаторы хотят нас видеть на 20-м юбилейном фестивале «Горцы», который пройдёт в следующем году», - рассказывает Константин Абабков, руководитель псковского ансамбля «Сказ» имени В.Румянцева.
Что удивительного увидели псковичи в Дагестане? Почему Дербент хорошо знают многие мужчины в России? Какие три кодовых слова пишут на стенах в Махачкале? Почему «Лада» должна быть у каждого дагестанца? Какие животные в этих краях правят бал? Об этом и многом другом читайте в ближайших материалах Pressaparte.ru. А пока - большая подборка фотографий с фестиваля "Горцы":
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте ещё по этой теме:
Выйду на улицу, гляну, а вокруг Каспийское море…
Кроме того, вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: