Давайте растить сады на крышах, предлагают дизайнеры
Фото здесь и далее из книги «14 patterns of biophilic design»
К 2050 году около 70% населения планеты будет проживать в городах, такой прогноз сделали в ООН. А в России этот показатель уже выше: у нас горожан уже 75%. Плотность населения в столице составляет уже около от 10 до 40 тысяч человек на квадратный километр. Всё это очень высокие показатели, которые означают, что города перенаселены, там неблагоприятные условия проживания из-за высокой плотности застройки, постоянного шума и грязного воздуха. Люди, живущие в городах, испытывают постоянный стресс, и проблема уже настолько серьёзная, что её изучением стали заниматься нейробиологи. Издание Forbes попросило экспертов Высшей школы экономики Анну Шепеленко и Элиану Монахову рассказать, что известно о влиянии городской среды на наше здоровье, и вот что удалось выяснить.
Мы забрались слишком высоко
По оценке специалистов, чем выше этажом живёт человек, тем хуже для его здоровья. Жильцы 8-12 этажей ещё чувствуют себя более менее комфортно, а вот у тех, кто живёт выше, нередко проявляются признаки разного рода расстройств. Чаще всего это повышенная тревожность, снижение чувства безопасности, постоянный негативный эмоциональный фон. Выводы были сделаны после эксперимента: исследователи изучили мозговую активность жильцов высотных домов и убедились: она значительно различается в зависимости от того, на каком этаже человек находится и что видит из окна. Критический предел для нас — 24 этажа. А, к примеру, в Москве, по данным на 2024 год, высотность новостроек в среднем — даже не 24, а 42 этажа. И строить из-за высокой стоимости земли продолжают всё выше и выше. В самом высоком небоскрёбе в столице 97 этажей.
Губит нас и шум — почти любой. Если его уровень превышает 55 дБ (это звук работающего вентилятора или спокойный разговор двух людей), у нас снижается умственная работоспособность, скорость реакции, внимание, память, повышается тревожность, могут развиться нарушения сна, слуха, высокое кровяное давление, появиться проблемы с сердцем и сосудами.
Мы страдаем и от загрязненного воздуха, и хотя горожане могут не замечать вреда и ухудшения здоровья, но со временем могут проявиться негативные последствия в виде когнитивных нарушений. По данным ВОЗ, более 90% городского населения планеты дышит воздухом, загрязнение которого превышает рекомендуемые нормы. Особенно уязвимы к этому воздействию дети и пожилые люди.
Ухудшение здоровья городского населения привело к ситуации, когда люди не могут полноценно работать, здоровых, продуктивных и устойчивых к стрессу сотрудников всё меньше, компании вынуждены увеличивать расходы на медицинское страхование и мириться с частыми больничными и высокой текучестью кадров. Экономические потери из-за психических проблем ежегодные и составляют, если брать мировой масштаб, примерно триллион долларов в год.
Нейробиологи говорят о том, что пора задуматься о пересмотре подходов к градостроительству и попробовать приблизиться к природе. Казалось бы, что может быть естественнее и полезнее для человека, чем находиться в тишине, на свежем воздухе, у воды и среди зелени. Но вот обеспечить жителям мегаполисов такие условия пока кажется очень трудной задачей, почти невыполнимой. Хотя примеры есть, и немало.
Синдром больного здания
В конце 1970-х было замечено: люди, постоянно находящиеся в здании, часто страдают от ряда относительно легких заболеваний, у которых нет очевидной причины. Это раздражения глаз, носа, горла, кожи, а также общие симптомы, такие как сонливость и головные боли. Исследователям не оставалось ничего иного, как предположить, что проблемы со здоровьем каким-то образом связаны с самим зданием. В помещении у испытуемых проявлялись симптомы болезни и без видимой причины ухудшалось самочувствие. После того как люди выходили на улицу, их состояние улучшалось. Было установлено, что синдром «больного здания» широко распространен, он может возникать в офисах, жилых домах, детских дошкольных учреждениях, школах и так далее. Получается, по мере застройки городов всё больше людей подвержены негативному воздействию...зданий, в которых они находятся.
Десятилетиями ученые-исследователи и специалисты по дизайну работали над тем, чтобы понять, как смягчить последствия проживания в «каменных джунглях». Многолетние исследования помогли выяснить, что отчасти решить проблему можно, если разнообразить городскую среду и внести в неё элементы природы. Новое направление получило название биофильный дизайн. Он основан на знании о том, что природа может нас восстановить. Для нас отдых — смотреть на потрескивающий огонь и разбивающиеся волны, вид на сад может усилить нашу креативность, тени и высота вселяют в нас очарование и страх, а общение с животными и прогулки по парку оказывают целебное воздействие. Дизайнеры настаивают: близость природы может снизить стресс, улучшить когнитивные функции и креативность, улучшить наше самочувствие и ускорить выздоровление. Как найти место для сада в городской черте, специалисты рассказали в книге «14 patterns of biophilic design». Это практическое руководство для дизайнеров, в котором на конкретных примерах показано, как можно применить лучшие мировые практики и сделать даже полностью застроенный сформировавшийся микрорайон более экологичным и пригодным для жизни.
Все мы выросли из саванны
«С точки зрения эволюционной психологии, мы должны предпочитать среду обитания, похожую на африканские саванны, в которых мы эволюционировали как вид», считают специалисты. Идеальный для нас вид из окна — это покрытый растительностью склон, где есть водоём с чистой водой, а вокруг него могут гулять спокойные неопасные животные. Реальность, конечно, далеко не такая идиллическая: повезло тем, у кого во дворе есть деревья. Но есть примеры, где городская среда удачно гармонирует с природой. Это Институт биологических исследований Солка в Калифорнии, спроектированный Луисом Каном. Он находится на возвышенности, двор ограничен угловыми ребрами соседних исследовательских офисов, у входа растут небольшие деревья, а посередине течёт ручей.
Эксперты считают, что для города не так важны размеры зелёной зоны, как вообще её наличие и, что самое важное, какие растения там высажены, - разнообразие благотворно влияет на нас. Лучше всего, если в одном месте будет хотя бы 2-3 вида растений. Зелёные зоны можно организовать в любых районах, даже там, где уже не найти места под парки и скверы. Так появляются видовые террасы с островками зелени на кровлях домов и крышах цокольных этажей.
Значение воды тоже недооценивается. Водоёмов и фонтанов в российских городах явно недостаточно. А между тем, одного небольшого водного объекта внутри здания или на прилегающей территории достаточно для благотворного влияния на наше здоровье. Вид чистой воды, ее шум, возможность прикоснуться к ней, ощутить её прохладу – вот то, что нужно архитектуре будущего. В Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне устроили небольшой водоём прямо во дворе, в каменном полу. Слой воды там тонкий, но свою задачу выполняет: даёт прохладу, отражает свет, и посетители могут к ней прикоснуться. Когда во дворе планируется мероприятие, воду спускают.
Нам нужно не только любоваться садами и водоёмами, но и слышать звуки природы, вдыхать ароматы трав и деревьев, испытывать тактильное удовольствие от прикосновения к деревьям и траве. Казалось бы, для этого подойдёт любой парк, но дизайнеры утверждают, что нет, важно, чтобы пространство было спроектировано так, чтобы мы по максимуму ощущали близость с природой. Нам комфортно, когда есть изменчивый тепловой и воздушный поток и если мы знаем, что можем уйти с солнца в тень, когда нам жарко, или прислониться к прохладному камню, или умыться прохладной водой. Дизайнеры сходятся во мнении, что один из самых удачных проектов с этой точки зрения - архитектурно-парковый ансамбль Calat Alhambra в Испании. Солнечное тепло там проникает в определенные места, пока в других сохраняется тень, помещения окружают сады розмарина, мирта и других ароматных растений, водные фонтаны, которые там повсюду, создают микроклимат и наполняют пространство звуком, каменные полы и поручни с водными каналами дают прохладу в жаркий день.
Естественное природное пространство в городе, среди жилых кварталов, ощущается так, как будто на мгновение удаётся приобщиться «к чему-то особенному, чему-то свежему, интересному и заряжающему энергией» (цитата из книги 14 patterns of biophilic design). Нам приятно отвлечься на щебетание птиц, шелест листьев, слабый запах эвкалипта в воздухе, ненадолго переключиться на эти стимулы, а потом вернуться к своим делам. Канадские дизайнеры смогли создать такое по-настоящему живое пространство на острове Ванкувер: там шумит падающая вода, покачивается на ветру трава, жужжат пролетающие насекомые, а с дорожек, веранд и окон видны обитающие там животные.
Другой пример - офис-пентхаус COOKFOX Architects в Нью-Йорке. Наверху небоскрёба устроена обширная зеленая крыша площадью 3000 квадратных футов, там высажен сад, и он выполняет не только декоративную функцию, а уже стал экосистемой. Люди, которые работают в здании, могут наблюдать за жизнью птиц, поведением пчёл, за сезонными изменениями растений.
Солнце, воздух и вода....
Что мы можем сделать, когда находимся в офисе и нам стало жарко? Допустим, мы в помещении на шестом этаже, где окна выходят на солнечную сторону. Максимум, что можно сделать - включить кондиционер, если он есть, или открыть окно, если коллеги не против. Или мучиться до конца рабочего дня. Дизайнеры настаивают: современная застройка должна быть такой, чтобы у людей было больше возможностей контроля над окружающей средой. Даже незначительные изменения температуры воздуха, относительной влажности, воздушного потока могут дать ощущение бодрости и улучшить концентрацию. Дизайнеры предлагают использовать в строительстве материалы с управляемой теплопроводностью, предлагают выделять зоны с разным уровнем солнечного света, дать свободный доступ к открывающимся окнам, чтобы всем, кто находится в здании, было комфортно. Пример ориентированной на людей постройки - больница Khoo Teck Puat в Сингапуре, которые проектировали RMJM Architects. Свежий воздух поступает в здание из внешних дворов; прохладный воздух помогает поддерживать тепловой комфорт, а у пациентов в палатах есть управляемые окна. Фасад и внутренняя планировка спроектированы так, чтобы были зоны светлые и затенённые, не было некомфортных для глаз бликов.
Световой дизайн уже давно используется для создания настроения в пространстве. В освещенных дневным светом рабочих местах у сотрудников выше производительность, а у детей – успеваемость, продажи тоже выше в магазинах с дневным светом. Солнечный свет меняет цвет с желтого утром на синий в полдень и красный вечером. Организм человека реагирует на эти переходы. Реакция проявляется в температуре тела, частоте сердечных сокращений, уровне серотонина и мелатонина, баланс которых влияет на качество сна и настроение. Поэтому дизайнеры отдают предпочтение динамическому освещению, которое адаптируется к текущим условиям. Сегодня используются системы управления, которые позволяет не только включать и выключать приборы освещения в зависимости от времени суток, но и менять интенсивность, цвет, температуру света. Управление осуществляется или в соответствии с заранее заданными настройками вроде «включить свет, когда кто-то входит в помещение», или в режиме реального времени, когда система освещения сама подстраивается под изменяющиеся условия внешней среды.
Когда дизайнеры работают над созданием искусственного освещения, они учитывают, под какие задачи используется помещение, в какое время там будут находиться люди, достаточно ли там естественного света. У архитекторов возможностей ещё больше, они могут с самого начала продумать расположение окон или панорамного потолка. Так, Луис Кан, проектировавший Йельский центр британского искусства, много внимания уделил именно нестандартному подходу к освещению, чтобы создать наилучшие условия для демонстрации произведений искусства.
Нарисовать природу – значит приблизиться к ней
Люди давно украшают жилые помещения изображениями природы, до сих пор естественные орнаменты, повторяющие изогнутые линии волн, летящих птиц, морские ракушки, причудливые узоры ветвей, расцветку животных, используются в дизайнерских проектах. Нам понятны и приятны биоморфные, то есть повторяющие природные формы и узоры, мы мысленно воспринимаем их как символические представления жизни.
Природа не терпит прямых углов и линий, вот и мы отдаём предпочтения мягким формам и изогнутым контурам: чем их больше, тем более визуально приятной будет среда, помогая при этом снизить стресс. В качестве примера биоморфного пространства дизайнеры приводят отель Tassel в Брюсселе, который спроектировал архитектор Виктор Орта. На внутренних стенах повсюду изображены виноградные лозы, они же на напольной мозаике, в деталях мебели и на колоннах. Изогнутые многоярусные ступени отдалённо напоминают ракушки или лепестки цветов.
Другой способ напомнить горожанам о природе - использовать естественные материалы: дерево, камень, кожу для внутренней отделки, как это сделано в башне Bank of America в One Bryant Park в Нью-Йорке. «В стеклянный небоскреб можно попасть, взявшись за тонкую деревянную дверную ручку. Внутренние стены вестибюля облицованы плиткой с высоким содержанием ископаемых, они были намеренно размещены в углу, где их чаще всего встречали и даже касались прохожие. Кожаные панели в вестибюле лифта имеют теплый оттенок, что создает у людей ощущение спокойствия, пока они ждут своей поездки, и мягкие на ощупь». (цитата из книги 14 patterns of biophilic design).
Управляемые риски
У людей есть две основные потребности в окружающей среде: понимать и исследовать. С одной стороны, мы должны чувствовать себя защищёнными, с другой – нам интересны тайны: в незнакомом месте мы, скорее всего, захотим пойти и узнать, что там, за тем поворотом, в той тёмной аллее или стоящем в стороне от дороги здании? И вот мы становимся первооткрывателями, даже если находимся в городском парке. Когда мы контролируем ситуацию и знаем, что на самом деле рисковать не опасно, мы получаем свою порцию дофамина и несказанное удовольствие. Дизайнеры советуют коллегам поощрять наше стремление к новому. Удачный пример интересного дизайна - Проспект-парк в Бруклине (Нью-Йорк), считают специалисты. Фокусные точки там хорошо просматриваются, но многие виды скрыты от посетителя. Только длительные прогулки помогут открыть новые виды и точки обзора, которые замаскированы растительностью и особенностями рельефа.
200 га парков в мегаполисе
В масштабах города принципы биофильного дизайна реализованы наиболее полно в Сингапуре. Ещё в 1960-х годах там взяли курс на озеленение, создание природных зон, улучшение экологии. Сейчас сады покрывают около 40% площади города-государства, появляются всё новые «зелёные» крыши и террасы. К 2030 году Сингапур планирует расширить территорию парков еще на 200 га и достичь 80% уровня экологической эффективности зданий. «Внедрение биофильных принципов дополняется инновационными решениями по снижению шумового загрязнения - от звукоизолирующих барьеров до перевода основных транспортных потоков на подземный уровень», - пишет Forbes.
Но, к счастью для горожан, тенденция к сближению с природой распространилась по всему миру. Идеи биофильного дизайна сегодня используются международными архитектурными бюро, которые интегрируют нейронаучные исследования в свои проекты и создают пространства, которые не только эстетически привлекательны, но и способствуют психическому и когнитивному благополучию горожан. Преимущества биофильного дизайна подтверждаются нейрофизиологическими исследованиями. Пациенты, находившиеся в палатах с природными текстурами и видами на зелень, демонстрировали снижение уровня стресса, увеличение мощности альфа-ритмов, связанных с расслаблением, и улучшение сердечно-сосудистых показателей.
В России этот тренд только набирает обороты, но крупные девелоперы и застройщики в больших городах инвестируют в проекты нового типа и видят в этом свое конкурентное преимущество на рынке недвижимости.
Анна ЗАВЬЯЛОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Город волшебных дверей — кто первый его построит?
Эксперты знают, каким должен быть город будущего. Нужно ли это Пскову?
Может ли город и его учреждения быть похожи на сказку?
Поделиться с друзьями:
