Интернет-газета. Псков
16+

На чём и куда поплывут гости Ганзы в Пскове?

14 марта 2019 г.

Значительных изменений в ситуации с пассажирскими перевозками на главных водных магистралях псковского региона за последние годы, в том числе в период подготовки к проведению в Пскове Международных Дней Ганзы, не произошло.

Самое большое мероприятие Ганзейского союза Нового времени в 2019 году пройдёт в городе Пскове с 27 по 30 июня. И такой традиционной ганзейской составляющей, как корабли, портовый и морской антураж в Пскове не будет. В большинстве ганзейских городов именно порты становятся одной из главных площадок проведения мероприятий. Таким образом, отдаётся дань уважения и почитания традиции, с которой фактически и начался Ганзейский союз в 13 веке.

Карта морских и сухопутных путей ганзейских купцов

Торговые пути на протяжении долгих веков были именно морскими: моряки, корабли, порты легко продолжались словами: купцы, товары, погрузка и т.д. И в русские города – Псков, Великий Новгород иноземные, ганзейские купцы тоже приходили именно водным путём.

На фото: Берген, Норвегия во время прведения Международных дней Ганзы. Фото автора

Именно поэтому при проведении современных ганзейских мероприятий кораблям и портам отводится такая большая роль. В город проведения собираются не только современные торговые суда, но и парусный флот, как продолжатели, традиции древних мореплавателей. Особым моментом празднований становится приход своим ходом копий старинных судов. Все пришедшие корабли выстраиваются у причалов и спускают трапы для приёма гостей Ганзы – это настоящие дни открытых дверей для всех, кто хочет зайти на борт настоящего корабля – старинного парусника или современного судна. 

На фото: Начало парада кораблей во время проведения Международных Дней Ганзы в городе Кампен, Нидерланды

И самой красочной, содержательной и эмоциональной частью ганзейских дней, как правило, становится Парад кораблей, которые друг за другом проходят по акватории назначенным курсом. Отмена Парада кораблей в портовых ганзейских городах может произойти только в чрезвычайных ситуациях и вызывает массу недовольства многочисленных гостей празднований.

На фото: Немецкий Росток, после сильного урагана, корабли всё равно пришли в порт. Фото автора

Так в прошлом году при проведении Дней Ганзы в немецком городе Ростоке отменили не только сам Парад кораблей, но и торжественное открытие 38-х Международных Дней Ганзы – это было сделано исключительно по соображениям безопасности из-за разразившейся стихии. И хотя в последующие дни доступ на корабли был для гостей открыт, конечно, решение об отмене, а не о переносе сильно ударило по общему впечатлению от празднований.

В нынешнем Пскове, в отличие от прежних столетий, на Днях Ганзы тоже не будет ни кораблей, ни портового антуража. Но по другой причине, чем в Ростоке, совсем не из-за природной стихии. Порта в Пскове нет с 2006 года, но на самом деле его не стало раньше – он не пережил российской Перестройки 90-х годов. Сегодня и места, где порт располагался на реке Великой, уже не узнать за новыми кварталами жилых домов. И кораблей, катеров, буксиров, барж в Пскове почти не осталось.

На фото: Псков прошлых десятилетий, по левому берегу ещё виден причал сезонного речного вокзала, стоящего у Псковского порта. Фото автора

А прийти судам в Псков, например, из Балтийского моря – тоже нереально. Ни большие, ни маленькие кораблики прийти сюда не могут уже давно, если быть точным, ещё с довоенных времён, когда Псковско-Чудской водоём потерял даже маленький выход в Балтику.

На фото: В Великом Новгороде тоже есть свой старый корабль - пусть один, пусть на вечной стоянке - зато какой большой, фото автора

Поэтому на Международных днях Ганзы в Пскове не будет копий торговых судов старого Ганзейского союза. Ни «Wissemara», ни «Lisa von Lübeck» из Германии, ни «Kamper Kogge» из Нидерландов не придут, чтобы помочь воспроизведению средневековых событий в торговом городе. Не придёт и парусный «Nordlys» сохранившийся в оригинальной конструкции 19-го века, и по старинке двигается только от ветра – к парусам здесь даже на всякий случай не поставили двигателя.

На фото: Старые корабли непременно привлекают к себе большое внимание, с их помощью, с игрой экипажей создаётся настоящий эффект "машины времени". Фото автора

Не привезут торговые корабли и не разгрузят на псковских набережных ни пиво из Ростока, ни яблоки из Грайфсвальда, ни знаменитые марципаны Niederegger из Любека, ни сахар из Анхальма, ни мёд из Деммина, ни соль из Люнебурга. Можно надеяться только на эстонцев, которые, если захотят, могут прийти из Тарту на одном-двух деревянных судах. Да будет одиноко, в окружении десятка небольших парусных лодок с местной псковской пропиской, стоять у берега изготовленная энтузиастами копия средневековой ладьи.

На фото: Старый порт в столице Ганзейского союза немецком городе Любеке во время прведения Дней Ганзы, фото автора

Ещё в окрестностях Пскова есть два судна по 10 мест, принадлежащие муниципалитетам и бороздящие воды Псковского озера в Печорском районе до острова Колпино, и в Псковском районе - от Толбы до Талабских островов. Для перевозок небольших групп пассажиров в окрестных псковских водах есть несколько небольших частных катеров с небольшой вместимостью, но стоимость прогулок на них стоит приличных денег, а в ганзейские дни она может возрасти ещё больше, если будет спрос.

На фото: Муниципальный катер осуществляющий пассажирские перевозки между Талабскими островами и материком в Псковском районе

Выходом могли бы стать небольшие пассажирские катера «КС», которые строят в Костромской области – перевозить они могут по 10 человек пассажиров и стоят около 17 млн. рулей. Но для того, чтобы решить вопрос с обеспечением Ганзы, таких катеров нужно минимум несколько штук – а это уже слишком дорого, проще купить пару больших пассажирских кораблей мест на 40, примерно, по 60 млн. рублей. Но это тоже фантастический вариант – кто ж их в Пскове купит…

Единственное реально пассажирское судно в Пскове, которое таким и сошло десятилетия назад со стапелей судостроительного завода, и пережило все минувшие суровые годы остаётся лишь «Буревестник». По отзывам речников и специалистов хорошо знакомых с ситуацией, старые пароходы ещё хороши – советское железо и надёжность сборки дают себя знать, но их уже рекомендовано повсеместно заменять на новые суда. Однако стоимость даже небольших пассажирских судов сегодня около 20 млн рублей. «Но, купив судно за 20 млн рублей, да с затратами на содержание его на Великой никогда не окупишь. Кто из пассажиров будет платить по 500 рублей, а то и больше за часовую прогулку? А под четыре дня Ганзы покупать его за такие деньги тоже никто не будет. Были трое человек, собирались купить прогулочный теплоход, как в Питере ходят по каналам, чтобы на Ганзейские дни отбить хотя бы част затрат, но они могли максимум вложить 15 млн. рублей. А с них за пароход запросили больше 20 млн, да и то с изготовлением неизвестно когда. Отказались от этой идеи», - рассказали мне посвящённые в тему специалисты в Пскове.

К тому же отсутствие судов это лишь часть проблемы. В псковской акватории нет никакой инфраструктуры для организации пассажирского водного сообщения. С советского времени оставались 18 причалов на реке Великой и озере – во всех обжитых прибрежных населённых пунктах, включая сам Псков. Но все они были разрезаны на металлолом. Обустроенных полностью современных и безопасных причалов нет сегодня практически нигде. Даже те, причалы, что остаются приспособленными из старых плавсредств, например, на острове Залита, надзорные органы требуют разрезать и убрать.

На фото: На острове Залита в качестве одного из причалов используют старую платформу портового крана - весьма живописную, кстати. Фото автора

А ведь понятие инфраструктуры для обеспечения водных сообщений значительно шире – это и специализированные АЗС, и стоянки, и земснаряды для очистки дна водоемов, и т.д.

Можно удивляться, что регион, претендующий на мощный туристический центр, стоящий на водных артериях, которые долгие десятилетия были судоходными, сейчас вовсе не использует эти, кажется, конкурентные преимущества. Но ситуация тут очень непростая, если не сказать патовая, для Пскова и окрестностей. И основных проблем мы чуть выше коснулись. Но ведь и вся круизная отрасль в России переживает сложные времена – серьёзный кризис даже на некогда мегапопулярных и прибыльных маршрутах в низовьях Волги, на Каспии.  

 «Все ждут новых теплоходов, без них уже никуда. Я считаю, что момент сейчас просто переломный: если правительство продолжит и расширит программу строительства и лизинга, круизный туризм будет развиваться. Многое другое, в том числе, причалы, стоянки – в рабочем состоянии, «не горят». В любом случае, это реально сделать совместными усилиями местных администраций и власти. Не знаю ни одного губернатора и региона, где не делали бы ставку на туризм, поэтому деньги на эту и другую инфраструктуру должны найтись. В любом случае, это затраты, не сравнимые с покупкой нового судна», – приводит слова генерального директора нижегородской группы компаний «Гама» Дмитрия Галкина RATA-news.

Старение круизного флота – это проблема, которую может помочь решить правительство. Возведение инфраструктуры – это вопрос, за который может взяться региональная власть. Но есть ещё один момент, и, как представляется, самый сложный.

Например, почему спрос на водные путешествия сохраняется и растёт в верховьях Волги? Ответ простой: там ожили маленькие старинные городки и поселения, где люди не рвутся уехать, а наоборот – живут и продолжают сохранять самобытность своих городов, где не разрушают старые деревянные дома и постройки, где не стремятся застроить новоделом традиционные пространства. Здесь путешествующие могут увидеть не увядшие города и исчезающие пустынные деревни, а нормальную и интересную жизнь людей.

По берегам псковских водных артерий кроме нескольких храмов смотреть скоро будет не на что: заросшие берега, отсутствие проживающих людей. Тут практически нет благоустроенных стоянок для судов, причалов, на которые могли бы выйти туристы, желающие не просто прогуляться по уникальным историческим местами, заросшим диким кустарником, а увидеть самобытность этих мест. Зайти на деревенский рынок, где местные жители продадут традиционные продукты и деликатесы, те, что изготавливают сами, отведать местной кухни. Но для этого нужно самое невыполнимое: оживить мёртвые деревни, заселить опустевшие пространства, поднять жизненный уровень людей, предложить им здесь, на псковской земле, такие условия, чтобы они не мечтали отсюда вырваться в поисках заработков, комфорта, благоустроенных условий жизни и перспектив. Вот тогда туристам будет интересно путешествовать и по воде, и по суше.

Так что, может, это и хорошо, что гости псковской Ганзы никуда в окрестностях Пскова не поплывут.

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

А зачем нам эта Ганза?

В преддверии главного мероприятия 2019 года в Пскове звучат разные вопросы

Ганза. Росток. Лица

Ганзейские дни - это прежде всего лица людей

Уроки норвежского...

Берген красивый ганзейский город. А вот гей-парад был лишним.

384 просмотра.
Теги: Дело

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Поиск по сайту