Интернет-газета. Псков
16+

О «джентельменском наборе» мужского хора «Оптина Пустынь»

28 мая 2022 г.

В самые трудные времена искусство было рядом с людьми, сопровождая их и в горести, и в радости. И в первую очередь духовная музыка. В Санкт-Петербурге среди многих творческих коллективов есть мужской хор «Оптина Пустынь»,  действует он уже довольно давно – 26 лет при Успенском подворье монастыря Оптина Пустынь. Совместно с группой музыкальных палеографов коллектив возрождает древнерусское певческое наследие. За минувшие годы коллектив записал 15 сольных альбомов, а также совместный альбом с оркестром I Solisti Veneti (Италия) на лейбле Warner Music, выступил более чем в 35 городах России и более чем в 20 странах мира.

Если хор «Оптина Пустынь» находится не в гастрольной поездке, то послушать его можно на родном подворье. А чтобы узнать - с чего всё началось, и какое будет продолжение, мы говорим с участником постоянного состава хора и одновременно менеджером творческого коллектива Виктором ХАПРОВЫМ.

- Как так вышло, что церковный хор стал гастролирующим по миру творческим коллективом?

- Изначально хор был образован для церковного пения. В прекрасной Успенской церкви на Васильевском острове на набережной Лейтенанта Шмидта – в ней в 90-х годах, когда начались процессы возвращения храмов русской православной церкви, было образовано подворье монастыря Оптина Пустынь. Сам монастырь, как известно, находится далеко от Петербурга, в Калужской области. Но поскольку со временем в хоре собрались выдающиеся певцы, это и контратенора, и басы-профундо, все – высокие профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской консерватории, сам бог велел заняться и концертно-гастрольной практикой.

- Какой репертуар исполняется на гастролях, и как часто он меняется?

- Поскольку изначально хор все-таки церковный, то, конечно, это духовные песнопения. А так как его оригинальная стезя – это исполнение знаменного распева, хор долгое время на этом специализировался. Вот недавно мы сделали программу «Пение древней церкви», которая включала в себя песнопения русских, грузинских, армянских и византийских церквей. Это был древний репертуар: от расшифровок древнеармянских произведений IV века до XVII века. То, что мы называем «джентельменский набор» включает в себя духовную музыку, в основном русскую - в первом отделении; светские произведения русских композиторов и обработки народных песен, частично вкрапления западной музыки - во втором. Репертуар обновляется с годами, основное содержание, конечно, остается, но оно может варьироваться. Но это довольно сложно, потому что, если вы послушаете выступления хора «Оптина Пустынь», то услышите репертуар самого высокого музыкального уровня, а таких жемчужин немного.

- Есть ли возможность выступления хора в заграничных церквях?

- Такая возможность есть, но немного в другом виде. Очень часто, когда хор гастролировал, он давал концерты, но не богослужения. Это, кстати, общеевропейская практика - и в католических, и протестантских церквях довольно часто проводятся концерты.

- Какие годы для хора самые запоминающиеся?

- Очень трудно сказать, потому что за четверть века концертно-гастрольной деятельности хора, было много ярких событий. Конечно, какие-то вспоминаются более ярко… Я бы скорее, выделил, например, годы, когда у нас были очень хорошие связи, контакты, и даже дружба со Швецией. Нас полюбило российское посольство (в Швеции – ред.), и мы много совместных проектов с ним делали. Объехали не один раз всю Швецию, конечно, тогда была совсем другая политическая обстановка, да и в целом возможности для культурного общения. Из того временного периода запомнились многие выступления: в Королевской церкви, в церкви Святой Софии, в главном концертном зале Стокгольма. Это целая страница жизни коллектива, которая продолжалась несколько лет в начале двухтысячных годов.

- А самые необычные гастроли?

- Конечно же, незабываемы выступления в Колумбии. До сих пор для меня осталось загадкой, через кого они вышли на меня, узнали номер телефона, но это была просто смешная ситуация. Мы с хором поехали в столицу соседней Карелии, в город Петрозаводск. Тогда еще «Ласточек» не было, мы ехали прекрасным ночным поездом, который еле-еле плелся по карельским лесам. Купе. Глухая ночь, часа два-три ночи. Естественно, все спят, и вдруг у меня звонит мобильный телефон. Спросонья ничего не понимаю, а мне начинают что-то говорить на английском языке, ну, слава богу, по-английски и по-немецки я говорю, это подразумевает моя профессиональная деятельность. Понимаю, что разговариваю с Колумбией, понимаю, что это не розыгрыш. Мне начали объяснять, что хотят пригласить наш коллектив в Колумбию. И да, действительно, эта поездка состоялась. Южная Америка переворачивает твое сознание совершенно, потому что там все другое: воздух, природа, люди…

Было довольно много слушателей, но дело даже не в количестве, а в их качестве. Это было и в «Большом» концертном зале в  Боготе, где публика была очень высокого уровня. И потом, когда мы прилетели в соседний город Ибаге. Там мы выступали в консерватории. Собрались студенты и преподаватели, и для нас это было очень ответственно и серьезно. Гастроли в Колумбии длились около недели. Мы провели три или четыре концерта, спонсировал наши выступления их главный банк. И такие незабываемые страницы из нашей богатой концертно-гастрольной жизни вспоминать можно долго.

- Впечатления от гастролей будете пополнять?

- У нас в планах, конечно, продолжать наше богослужебное пение. Вот не далее, как сегодня я был на воскресной литургии. Но и в сложившихся сейчас обстоятельствах, в которых мы находимся, концертно-гастрольная деятельность все равно продолжается. Совсем недавно мы выступили с большой пасхальной программой в малом зале Санкт-петербургской филармонии, и после этого отправились, уже традиционно, на знаменитый международный Московский пасхальный фестиваль, художественным руководителем и основателем которого является маэстро Гергиев. Хочу отметить, что хор с самого первого фестиваля, то есть с 2000 года, уже более двадцати лет является постоянным участником. Планируем и другие концерты. Мне пока не хотелось бы их озвучивать, да уже сейчас есть наработки и проекты, и я думаю, что всё получится, но в связи с тем, что за последние два года мы живем по принципу: мы планируем, планируем, планируем, а потом многое отменяется - то пандемия, то еще какие-то обстоятельства. Так что озвучивать планы еще рановато, но, думаю, что вскоре я смогу поделиться с вами.

Екатерина ЧЖАН

За фото спасибо optinachoir.ru и kapellanin.ru

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Ещё материал автора:

Арт-активизм, бессмысленный и беспощадный

Вам также может быть интересно:

Россия предлагает добрую альтернативу «Евровидению»

Французская романтика: одна музыка на двоих

127 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу