Интернет-газета. Псков
16+

Арт-активизм, бессмысленный и беспощадный

12 мая 2022 г.

Рецепт удачного перфоманса: обнаженные тела в количестве от одной штуки, знаменитое обсценное слово русского языка, состоящее из трех букв и, конечно же, политическая активность. Это три кита отечественного акционизма. Какие цели преследуют художники, учитывая политическую направленность их действий? Обратить на себя внимание? Эпатировать публику? Добиться решения проблемы?

В современной истории акционизма на постсоветском пространстве участники «творения искусства» вытесняют собой идею содеянного, именно они становятся центром внимания, а не «проблема». Зачастую перфомансы современных художников (в широком понимании термина) неуместны, вульгарны, оскорбительны и малохудожествены.

По мнению творцов, если ты художник, и тебе есть, что сказать, то неподходящего момента выступить с протестной акцией просто не может быть. Лицезреть это могло все интернет-пространство уже почти месяц. Сначала в США, а теперь и на родине, в Казахстане, отменяются концерты комика Нурлана Сабурова.* Что послужило причиной? Арт-активизм.

В США с концертами у Сабурова как-то не заладилось, все-таки сказываются геополитические обстоятельства. Не успел комик оправиться от обвинений в поддержании «кремлевского режима» на одном концерте, как тут же на другом выступление прерывает украинская художница Юлия Косивчук, выбежавшая на сцену в белом платье в красных пятнах в рамках своего перформанса. Красные пятна по одной из версий символизировали кровь убитых украинцев, насилие над женщинами и детьми, по другой только убитых женщин на Украине. Что было конкретной целью, сказать трудно, так как ни манифесты, ни теоретические, литературные или поэтические тексты написаны не были, да и кому нужны эти условности? Ведь протест идет! Одно можно сказать с уверенностью позиция комика художнице не понравилась, и потому своими действиями она хотела смены парадигмы, декларируя «Silenceiscrime».

На фото: популярный комик Нурлан Сабуров. Скриншот из интервью с Нурланом Сабуровым из блога Дмитрия Романова в ЯндексДзен 

Что всех задело? Не трудно догадаться, что настолько нестандартное поведение зрителя для Сабурова было в новинку, и он, стараясь восстановить баланс юмора на комедийном неполитическом шоу, отшучивается («Простите, это месячные?») достаточно несмешно, но, что важно, полностью в стилистике своих выступлений и комедийных шоу. Стоит ли говорить о неуместности этого перфоманса вообще? Так ли это социально важно идти на концерт комика за 100–200  долларов, чтобы высказать свою позицию о «молчании»? Наверное, эти не самые маленькие деньги могли пойти на гуманитарные нужды той же Украине, но уже точно не пойдут.

Пожалуй, одна из важнейших целей подобных акций – последующий эффект. В данном случае – отмена концертов Сабурова. Это ли преследовала художница?

Еще один интересный пример уже из прошлого – панк-молебен авторства PussyRiot. Участницы панк-рок-группы для записи видеоклипа «молебна» использовали не декорации, а настоящие храмы – храм Христа Спасителя и Богоявленский собор. Исполняя характерные для своего творчества движения на церковных подмостках, молодые панки создавали свое «детище протеста».

Несмотря на то, что девушки преследовали «исключительно политические цели» и не хотели, как позже выяснилось, оскорбить верующих, танцевали они все же на амвоне и солее, а не на улице. Наивно полагать, что своим внешним видом, действиями и выбором запретных для всех, кроме священнослужителей, мест они бы не задели ничьи чувства.

Стоит, пожалуй, либо думать перед тем, как сделать какой-либо перфоманс, либо не возмущаться о наказании. Совершенно непоследовательно в контексте данной акции выглядели все их действия и заявления. Отстаивая либеральные ценности, а значит и, уважая «сакральное» каждого в отдельности, будь то гендер, цвет кожи или религия, PussyRiot позволяют себе посягнуть на святое в такой стране, как Россия. Да, государство согласно конституции светское, однако стоит учитывать и особенности - такие, например, как большой процент верующих в стране, а значит и всплеск общественного негодования.

Хотя приговор был составлен по тексту «панк-молебна», в котором, безусловно, нашлось к чему придраться, сам факт подобного поведения в храме, соборе, церкви не допустим не только для глубоко верующих людей, но и для тех, кто уважает чужие ценности.

Вишенкой на торте арт-протестов была акция Петра Павленского «Фиксация», в которой соединились все три вышеупомянутых «кита». «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, - метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества», - объяснял Петр Павленский.

В этом случае, как и в предыдущих, под большим вопросом стоит художественность действа, в чем, впрочем, критикуется все движение «Московского акционизма». Более того, здесь снова на первый план выносится фигура художника, а цель акции, ее основная идея остаются в тени.

Кто-то скажет, что об эффективности этих акций судить еще рано, но в нашей стране их было не три, их было гораздо больше, и о трети из них едва ли вспомнит хотя бы половина живущих в мегаполисах. Учитывая не элитарность перфомансов, о чем говорят выбор проведения мест и заявленные цели, их эффективность уже вряд ли подтвердится.

*новость об отмене концертов Сабурова в Казахстане вышла 03.05

Екатерина ЧЖАН

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с мнением читателей.

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

 

1371 просмотр.
Теги: Критик-А

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу