Интернет-газета. Псков
16+

Ганзейская бочка мёда и ложка дёгтя

31 июля 2023 г.

Ганзейская тема разделилась на две параллельные галактики – Европейский Ганзейский союз и Русскую Ганзу - и, вполне возможно, что они никогда больше не пересекутся

Европейское ганзейское движение продолжает стагнировать в условиях общего кризиса, продолжая плыть в русле, сформировавшемся за минувшие тридцать лет. Русская Ганза после того, как в прошлом году получила от европейских коллег извещение о приостановке официальных контактов, вынужденно поплыла самостоятельно и пока без всякого русла. И у тех, и у других самым ярким проявлением остаются ежегодные Ганзейские дни, которые второй год проходят без всякого участия друг друга.

 

Большая Ганза собралась в Торуни

В городе Торунь на реке Висле в конце июня проходили 43-е Ганзейские дни европейской Ганзы. Это польский город. Хотя большая часть исторического ганзейского периода и главный расцвет города пришёлся на его бытность немецким поселением, родившимся вокруг тевтонской крепости Торон – официальный статус города место получило в 1233 году.

На фото: город Торунь (Польша), Фото: hansadays.torun.pl

Значительного развития торговля в Тороне достигла в 14 веке, когда город, находясь в составе Пруссии, присоединился к Ганзейскому союзу. В те времена местные торговцы были известны и на Руси, и по всей Европе. Богатевшие торговцы щедро застраивали улицы домами в готическом стиле, многие из которых дошли до нашего времени, передавая такой привычный колорит ганзейского города. Главные улицы соединяли рынок Старого города с традиционной ратушей и набережной - Филадельфийским бульваром, проходящем мимо остатков тевтонского замка.

Спустя несколько лет, как Торон перешёл в ведение королевства Польского, в 1473 году, здесь рождается мальчик, который в дальнейшем сослужил городу славу ничуть не меньшую, чем нахождение его в Ганзейском союзе, а известность этот человек принёс Торуни даже большую, чем принадлежность города к ганзейской истории. Этот мальчик вырос в знаменитого астронома, математика, врача - Николая Коперника – того самого, кто первым стал публично утверждать, что Солнце является центром, а вокруг него крутятся планеты, в том числе Земля. Коперник обосновал гелиоцентрическое устройство мира, создав тем самым условия, чтобы люди посмотрели на мир по-другому. И хотя поляки считают Николая Коперника полностью своим, немцы также причисляют учёного к своему этносу: и потому, что земли это были прусские, и потому что мать Коперника по национальности была немкой, а национальности отца родом их Кракова так установить и не удалось. Вот поэтому, сегодня у жителей Торуни есть два главных повода для гордости: ганзейская эпоха города и Николай Коперник.

 

На фото: город Торунь (Польша), Фото: hansadays.torun.pl

О более ранней истории, связанной с нахождением в составе Пруссии и Тевтонского ордена, в польской Торуни сейчас вспоминать не любят. Но исторические объекты и артефакты из далёкого прошлого, тем более, если они причастны, либо к Ганзе, либо к Копернику, сохраняют бережно, понимая, что они сегодня притягивают к себе туристов. В городе с трепетом показывают приезжим купель, стоящую в соборе святого Иоанна, в которой крестили будущего астронома. А также дом, в котором жила семья Коперников, старшие представители которой также занималась торговлей. Кстати, фамилия Коперников напрямую связана с ганзейской историей города – считают, что семья, торговавшая медью, не случайно получила фамилию Коперник, ибо название меди звучит: Kupfer – Kopper – Cuprum.

Благодаря стечению исторических обстоятельств, исторический облик Торуни во многом передаёт ганзейский дух прошлого. Город удивительным образом сохранил и средневековую планировку улиц и общественных пространств, и готическую архитектуру, здесь не оставили последствий войны, даже разрушительная Вторая мировая. Множество магазинчиков и лавок, кажется, как начали работать в ганзейские времена, так и не переставали, меняя только поколения торгующих семей за прилавками.

 

«Что русскому хорошо, то немцу – смерть»

43-е Ганзейские дни могли бы стать хорошим поддерживающим обстоятельством для современной Торуни, если бы они прошли в прежние благополучные времена, которые закончились в Европе с наступлением эпохи коронавируса и продолжились общеевропейским экономическим кризисом, связанным с санкциями против России, очередным наплывом мигрантов и т.д.

На фото: во время 43-х Ганзейских дней в Торуни. Фото: hansadays.torun.pl

В результате - производства дорожают, маленькие бизнесы становятся резко убыточными, туризм ограниченный, а то и вовсе в упадке, отношения между муниципалитетами нарушены или обходятся минимальными контактами, а с российскими городами – членами Ганзейского союза Нового времени и вовсе сведены «на ноль». Учитывая, что всё это и есть главные составляющие современной Ганзы, то удар по ганзейскому движению, ощутимый. И Торунь почувствовала это сполна. Главная особенность нынешнего всеобщего ганзейского сбора – его малочисленность. Особенно это было заметно на традиционных мероприятиях - параде открытия, ганзейской вечеринке, общем собрании делегатов городов. Русские ганзейские города из общего списка Союза Нового времени не вычеркнуты, но, ни один российский город по понятным причинам, не был представлен на встрече в Торуни. Что будет делать с этой ситуацией руководство Международной Ганзы в дальнейшем? – вопрос интересный. Есть большая вероятность, что лидеров всё-таки вынудят принять решение об исключении российских муниципалитетов из международного Ганзейского союза. Для этого может быть спровоцирован любой повод. И тогда до возможного нового потепления отношений, которое может прийти через десять, двадцать, тридцать лет, оба ганзейских объединения так и будут жить параллельно и изолированно. Для русских городов – это даже неплохо, от ганзейской темы они получают прямую пользу – развивают умение ценить себя и уважать партнёров, находят идеи для развития, для подчёркивания своей индивидуальности и уникальности, получают новые возможности и просто тот запас энергии, которая необходима для жизни любого города, строящего планы на будущее. Вот поэтому ганзейская идея так хорошо прижилась на российской почве.

На фото: ещё недавно русские и немецкие ганзейцы дружили, сидели за одним столом, прекрасно понимая друг друга

Европейским городам придётся сложнее, особенно учитывая изменения последних лет. Вместо торговых династий, которые складывались в муниципалитетах со времён средневековой Ганзы, торговые площади уже занимают пришлые мигранты из Африки, Азии, арабских стран, которым совсем нет дела до ганзейских традиций, меняется и состав горожан, и ганзейская тема в старой Европе становится совсем ненужной. Убивают её и два других современных обстоятельства – онлайн-торговля и крупные ритейлы, которым на ганзейские принципы также наплевать. Поэтому Ганзейский союз Нового времени может и вовсе тихо «сойти на нет», как это в XVI веке произошло с историческим Ганзейским союзом.

А вот ганзейская прививка, сделанная русским городам, может оказаться куда устойчивее, и Русская Ганза сможет дальше действовать самостоятельно. Причём, из простого объединения муниципалитетов всё может превратиться в широкий союз, как городов, так и регионов, и даже организаций. Об этом говорили представители муниципалитетов на общей встрече во время ганзейских дней в Великом Устюге, прошедших в июле 2022 года. И продолжили разговор в эти дни в Ивангороде.

 

Ивангород, на границе двух Ганз

Руководство Ивангорода ограничилось двумя днями для проведения у себя ганзейского сбора, в город приехали небольшие делегации других муниципалитетов, не было широких публичных мероприятий, включая концертов творческих коллективов городов, торгово-ремесленной ярмарки и представления делегаций.

Ивангород – закрытый муниципалитет – пребывание на самой границе создаёт специфику. Город единственный из всех российских ганзейских участников находится практически на публичном острие, можно сказать, живёт под микроскопом. С противоположного эстонского берега, с нескольких десятков метров, конечно, пристально наблюдают, дают оценки и делают выводы. Соседняя Нарва – город тоже ганзейский, в нормальных обстоятельствах, конечно, оттуда и поздравили бы, и гости через пограничный мост перешли. Ганзейским муниципалитетам, вообще, делить нечего, наоборот, задачи у них простые и общие - поддерживать друг друга, создавать условия для благоприятной жизни горожан, для развития города. Но обстоятельства в глобальной политике и муниципалитетам диктуют правила игры. Если руководство Большой Ганзы (Ганзейский союз Нового времени, - авт.) кулуарно решило «заморозить» отношения с русскими ганзейскими городами, то десятки остальных городов, точнее, руководители административных органов муниципалитетов, считают, что должны к такому решению присоединиться. При этом в давно сложившихся личных контактах общение и дружба может продолжаться, но официально – нет. Тем не менее, все материалы о состоявшихся ганзейских мероприятиях в Ивангороде, будут направлены в Большую Ганзу – пусть знают, что Ганза в России не только жива, но и продолжает двигаться по собственному пути.

«Союз не только существует, но и движется вперёд в своём развитии, - считает Константин Абабков, заслуженный деятель искусств Псковской области, руководитель Ансамбля «Сказ» им. В.Румянцева, представлявший Псков на встрече ганзейских муниципалитетов. - На ганзейские дни в Ивангород съехалось много участников, были мэры городов, новгородцы традиционно приехали большой делегацией во главе с мэром - все заинтересованы в развитии Союза, много инициатив идёт от «Молодой Ганзы». В городах настолько интересна ганзейская тема, что, например, представители Вышнего Волочка, рассказали, что в городе уже практически готовы к проведению ганзейских дней, хотя до них ещё целый год. Они будут проводить полноценный общий сбор без всяких ограничений программ. А когда выяснилось, что 2026 год ещё не занят для проведения дней Русской Ганзы, то инициативу по их проведению сразу проявил Кингиссеп, у которого уже есть опыт проведения таких дней».

На фото: "Молодая Ганза" в Ивангороде по-настоящему почувствовала, что будущее за ними

В Ивангороде в числе ключевых мероприятий стало подведение итогов конкурса на лучший логотип для «Молодой Ганзы». Конкурс завершился, жюри отобрало лучшие варианты, представленные командами городов. 3 место у молодёжи из Вышнего Волочка, 2 место – у команды Кингисеппа, 1 место – у молодых ганзейцев Ивангорода - таковы итоги конкурса логотипов. Теперь «Молодая Ганза» будет иметь свой запоминающийся и узнаваемый знак. То, что организаторы ганзейских дней в Ивангороде не сократили мероприятия «Молодой Ганзы» - это решение было верным, именно молодым ганзейцам в конце концов придётся сохранять у себя в муниципалитетах дух ганзейского движения, и в этой преемственности перерывов быть не может.

На фото: Ивангород, нарвские пороги

Ивангород, несмотря на свою пограничную специфику, показал участникам ганзейских дней частицу своего богатого наследия, накопленного с того времени, когда по распоряжению московского князя Ивана III он и был заложен в конце XV века. Пограничная крепость, Нарвские водопады, большая коллекция художественных произведений знаменитого художника Ивана Билибина, современный микрорайон «Парусинка», где комплекс сооружений бывшей большой мануфактуры сейчас перестраивают под жилые дома. А ещё знакомство с удивительным детским лагерем на речке Россонь, оснащению и комфорту которого можно только позавидовать, где даже сцена круче той, которую устанавливают во многих городах для проведения праздников.

 

Русская Ганза плюс или минус?

Ещё в минувшем году, в ходе XI Русских ганзейских дней в Великом Устюге, объединение Русских ганзейских городов стали называть «Русская Ганза+». Там же появился и новый формат площадки для общения – стратегическая сессия, на которой собрался расширенный состав участников и начался разговор о работе Союза и в новой реальности, и в ином формате.

На фото: во время XI Русских ганзейских дней в Великом Устюге

К работе Союза Русских ганзейских городов тогда изъявили желание присоединиться участники из Азербайджана, Ирана, Казахстана, Китая. И уже в минувшие дни в Ивангороде делегаты обсудили вопрос включения в работу союза Пекинского культурного центра «Цзинцзе». Ганзейцы со стажем, конечно, понимают, что изменение привычного ганзейского формата, в котором основными были связи муниципалитетов, имевших отношение в старой Ганзе, это же был и главный критерий принятия городов в союз, могут в корне поменять всю концепцию. Но, с другой стороны - эксперименты, направленные на развитие, могут привести к той схеме нового союза с включением в него городов, которые ранее не имели никакого отношения к Ганзе, которая будет более эффективной в условиях меняющегося мира. В любом случае, если старые ганзейские муниципалитеты останутся единой и крепкой основой, они смогут вернуться к начальной концепции Союза, если риски изменений окажутся слишком высокие. Убрать «+» из новой формулы – не должно быть проблемой. Другой вопрос, включение в активное сотрудничество различных государственных ведомств или организаций разного юридического статуса. Возможно, тут стоит остановиться на варианте использования их поддержки как сторонних партнёров без включения в состав полномочных членов. И таких решений, связанных с расширением Союза и его деятельности нужно будет принимать немало – всё же ганзейская тема имеет конкретные очертания, требования и участников, которые не должны размываться и исчезать, иначе сами муниципалитеты рискуют быстро потерять нити управления и назначение союза. Тогда легче создать совершенно иное объединение без привязки к Ганзе. Люди не до конца понимающие, что такое ганзейская тема, что такое Ганза вообще, бывающие на ганзейских сборах москвичи, петербуржцы, которые не просто далеки от ганзейской идеи, но и не имеющие каких-либо практических интересов в ней, каждый раз пытаются «научить» (!) ганзейцев, как дела делать. Звучали такие мысли и на этот раз.

Принцип горизонтальных связей муниципалитетов для ганзейской идеи всегда был первичен. Также как не может быть наглости в этом объединении: искать кто круче, а кто – нет – это не здесь, тут все равны. Однако отличие в поведении среди городов-участников есть, но они выражаются в активности, в вовлечённости. Например, в Великом Новгороде ганзейская тема все минувшие годы активно продолжается и крепнет, новгородцы умело привлекают к себе все векторы, используют все силы. В городе и руководство, и многие жители ганзейские проекты поддерживают, выдвигают и принимают идеи, делают интересные мероприятия, в том числе экономического характера. И на предстоящих днях города, к которым в Великом Новгороде усиленно готовятся,  тема Ганзы будет звучать постоянно и очень мощно, в праздничной программе будет даже отдельная ганзейская сцена.

На фото: ключи на право проведения следующих дней Русской Ганзы, а также флаг Союза Русских ганзейских городов переданы представителям Вышнего Волочка

Небольшим муниципалитетам, каких большинство в союзе, конечно, сложнее, но варианты для развития есть и у них. Ганза ведь и есть сама по себе возможность для развития малых городов, надо только учитывать это, и научиться использовать предлагаемые возможности. Тем более опыт у русских ганзейских городов уже достаточный, чтобы применять его для максимальной пользы и укрепления тех самых горизонтальных связей между собой. Уже не первый год говорится об увеличении торговых связей, об организации интересного туристического маршрута, о других мероприятиях, способных развивать и укреплять отношения и между городами, и между жителями. В Ивангороде прозвучало новое интересное предложение: об организации среди ганзейских городов спортивных турниров различной направленности – футбольного чемпионата, соревнований по уличной гимнастике и т.д., вариантов тут много. И даже есть инициаторы, которые могли бы заняться организацией турниров и постоянных ганзейских чемпионатов. 

 

Ложка дёгтя

Плохо, что кадры, ответственные за ганзейское движение, в администрациях быстро меняются. Новые не успевают проникнуться, порой даже не знают, как правильно произносить слово «Ганза».

Такой круговорот, понятно, не обеспечивает эффективной работы и получения ощутимого результата. Отсюда и пассивность в руководстве городов, и отсутствие общественной инициативы, и ощущение ненужности ганзейской тематики.

На протяжении уже четырёх лет на ганзейских встречах с восторгом вспоминают о международных днях Большой Ганзы, проходивших в Пскове летом 2019 года, а также о тех многочисленных планах, которые тогда и позже строились по развитию ганзейского движения в наших муниципалитетах. Все, кто тогда были в Пскове, кто занимался в те годы Ганзой, говорят добрые слова в адрес главы Пскова Ивана Цецерского, во время работы которого было сделано многое для того, чтобы Большая Ганза в Пскове не просто состоялась, но и оставила о себе хорошую память. И нередко слышится сожаления, что Иван Николаевич теперь не работает в Пскове.

На фото: Ганзейский рынок в Пскове во время проведения Международных Ганзейских дней, 2019 год.

К сожалению, Псков в ганзейском движении всё больше становится похож на «серую лошадку». То есть, в городе на берегах Великой перестала быть интересна тема Ганзы? Почему, например, в Пскове не стали проводить очередной Международный конкурс средств массовой информации «Ганза – связь времен», за который с самого его начала были ответственны именно псковичи? С апреля прошлого года, когда были подведены итоги VIII конкурса, о нём больше даже не вспоминают. А ведь в таком глобальном проекте роль медиа весьма важна. Но впечатление такое, что Пскову эта тема стала менее важна. Хотя, казалось бы, накопленного опыта у псковичей ничуть не меньше, чем у новгородцев. Достаточно напомнить, что только у двух российских городов (Великий Новгород – 2009, Псков - 2019)  есть «в багаже» реализация Международных Ганзейских дней. Хорошо хоть «Молодая Ганза» пока продолжает традицию, да остаётся сильным неформальное ганзейское сообщество, которое и может стать хранителем традиций и ганзейского духа, если в руководстве города не останется интереса и возможностей даже для формального участия.

О пользе ганзейского движения для российских городов-участников можно говорить долго. Для скептиков, считающих, что Ганза – это не для российских реалий, что это иностранное изобретение, можно сказать одно - Ганза – это не только объединение европейских городов и торговых традиций, в которое на основе исторических источников допустили полтора десятка городов с русского северо-запада. Нет, Ганза - это сотрудничество между городами хоть в России, хоть в Германии.

На фото: во время XI Русских ганзейских дней в Великом Устюге

В Великом Устюге, например, и год спустя с удовлетворением вспоминают прошлогодние ганзейские дни у себя в городе. Они не только превратились в массовое мероприятие, которое стало поводом говорить о городе не только как о придуманной «родине Деда Мороза», но как об одном из красивейших русских городов, с богатыми возможностями. Сами устюжане рассказывают, что в те дни было так много желающих торговать, представлять свою продукцию, что пришлось даже вторую улицу для этого перекрывать, хотя изначально рассчитывали одной центральной обойтись. И устюжанам, и новгородцам, и жителям Старой Руссы, и Вышнего Волчка, и большинства других русских ганзейских городов о пользе Ганзы уже доказывать ничего не надо.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Русские ганзейцы собираются в Великом Устюге, чтобы доказать, что Ганза жива

Ганзейская традиция корнями из Пскова продолжилась в Великом Устюге

Явление знака, и свой список тринадцати появился в истории городов Русской Ганзы

Что оставила Ганза в Пскове после лета 2019 года?

У нас ещё больше материалов о Ганзе в специальной рубрике ГАНЗА 

1130 просмотров.
Теги: Ганза

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу