Интернет-газета. Псков
16+

Что оставила Ганза в Пскове после лета 2019 года?

28 января 2020 г.

Хорошие впечатления о традиционном сборе ганзейских городов – бесспорно. Песни, танцы, костюмы, люди, собравшиеся из 16 стран и 88 городов, дарившие улыбки и добрые эмоции – это мало кого может оставить равнодушными. Тем более что многие в Пскове видели такое разнообразие культур, языков, традиций не просто впервые, а единственный раз в жизни. Учитывая, что международные дни Ганзы проходят в российских городах всего второй раз за всю историю и старого и нового Ганзейского союза, для многих псковичей и жителей окрестных населённых пунктов это было действительно уникальное зрелище. Но, что после?

 

В числе избранных

Ганза разъехалась, а что осталось? Конкретного, ганзейского, чтобы можно было говорить – да, в Пскове есть приметы ганзейского города. И если уж не ганзейский дух, то хотя бы его рождение. Ганза ведь на прошедшем празднике не заканчивается, как, впрочем, и не начинается она с этого, как многие могут подумать. Даже запоминающегося ганзейского знака в публичном городском пространстве, свидетельствующего, что город входит в число «избранных», в Пскове пока так и не появилось. Но кое-что всё-таки есть. О создании в городе молодёжного Ганзейского клуба мы уже писали. И есть ещё кое-что…

Ганзейское путешествие осуществить было трудно и в средние века, в бытность старого Ганзейского союза, объединявшего европейские города с 13 по 17 век. Купцы и моряки, могли и в разыгравшуюся непогоду сгинуть, и в тюрьму ни за что попасть, и с жизнью расстаться при встрече с пиратами и разбойниками – самоё легкое, оказывалось, ограбленными быть, но живыми остаться.

Но и сегодня, во времена Ганзейского союза Нового времени, совершить путешествие по ганзейскому маршруту совсем нелегко. Да, современный транспорт – это совсем иное дело, чем двигаться на коггах и хольках по морям, озёрам и рекам. Да, на пути вряд ли попадутся разбойники, хотя полностью гарантировать это невозможно. Но совершить путешествие в несколько тысяч километров – по маршруту, проходящему через несколько стран, охватывающему несколько ганзейских городов – и сегодня непростая задача. До сих пор осуществить это удавалось только инициативным и платежеспособным немцам, да паре столичных турфирм, которым интересны нестандартные поездки. Но теперь за осуществление нелёгкого путешествия взялась псковская туристическая компания.

Нашлись среди псковичей и желающие проехать и пройти по маршруту и познакомиться с настоящими ганзейскими городами, в числе которых Бремен, Любек, Гамбург – 4,5 тысячи километров и полнота впечатлений. И вот этот маршрут можно смело назвать продолжением Ганзы в Пскове, особенно, если традиция таких ганзейских путешествий ещё и будет продолжена.

- Идея маршрута, конечно, связана с международными ганзейскими днями, которые прошли минувшим летом в Пскове, - рассказывает организатор тура, сотрудник туристической компании  «Турботревел» Екатерина КОЗЫРЕВА. - На мой взгляд, этот праздник имел успех и поэтому у псковичей укрепился интерес посетить страны и города-участники союза.

И такое путешествие, по впечатлениям участников, у псковских организаторов получилось.

 

В поисках ганзейского духа

Понять, что такое Ганза и ганзейский дух сегодня, если честно, можно далеко не во всех городах, которые входили в старый союз, или, тем более, в союз нового времени, воссозданный в 1980 году. Многие старые купеческие города в Германии, да и в старой Европе похожи: есть рыночная площадь, ратуша, кирхи, костелы, кафе, лавки, постоянно встречаются одинаковые элементы архитектуры, или вовсе один стиль постройки, одинаковые цвета, одинаковые мощёные мостовые… Но на самом деле, даже самые маленькие города неповторимы, имеют свою особенность, изюминку - то, что есть только у них, дающее возможность их запомнить и не путать с другими. И пусть они никогда не входили в Ганзейский союз, но они по-своему привлекательны для туристов всех возрастов.

На фото: Любек - столица Ганзы

Но есть и те, которые пронесли сквозь столетия именно ганзейский дух, с охотой показывают, что это такое, и не думают с ним расставаться даже на волне цивилизационных прорывов и под давлением осовременивания городской инфраструктуры. К их числу относятся крупнейшие немецкие члены Ганзы: Любек, Бремен и Гамбург, которые столетиями сохраняют свою независимость, даже войдя в  состав немецкого государства. Бремен и Гамбург и по сей день обладают статусом самостоятельных земель. И по приезду сюда статус сразу чувствуется - назвать эти города провинциальными, или, например, региональными центрами – язык не повернётся – каждый из них по-своему столица.

На фото: Гамбург. Внутренний двор ратуши, где исконно работает городская власть

В средневековой Ганзе всем заправляла торговля, которая постепенно выстроила настоящую торговую культуру. Со времен старой Ганзы торговля не просто акт купли-продажи, она возведена в ранг общественных отношений, с ней связаны многие другие институты производственной, общественной, политической  жизни. Городу везло и купцам в нём соответственно, если они находили свою изюминку в торговле: добывали, производили и продавали какую-то только им присущую группу товаров, храня секреты производства, как самую главную ценность. Так родились главные бренды: яблоки из Грайфсвальда, марципаны из Любека, сахар из Анхальма, мед из Демина, соль из Люнебурга… Сукно, соль, пушнина, воск, пшеница, рожь, ячмень, сельдь, вяленая рыба, смола, пиво, вино, металлы, руды, древесина, ткани, бумага, украшения, драгоценные камни…

Чем только не торговали ганзейские купцы. И та торговая удача отпечаталась и во внешнем облике, и внутреннем характере городов. Прошлое, переплетающееся с настоящим, ганзейские города хранят до сих пор. Эти следы видны, они и поражают нас при знакомстве с каждым городом.

 

В сердце Ганзы

Когда впереди видишь два одинаковых шпиля башен средневековых Гольштинских ворот Любека, у людей даже не знакомых ранее с Ганзейским союзом, возникает одна ассоциация – астрального портала то ли в прошлое, то ли в будущее. Исторический символ Любека, и всего Ганзейского союза, принадлежность не только старых союзных печатей, но и сегодняшней реальности – в мощных башнях расположился городской музей.

На фото: Любек. Знаменитые Гольштинские ворота

Но средневековые кварталы Любека никак не назовёшь старыми – они вполне себе живут привычной купеческой жизнью, которая веками определяла всё.

На фото: Любек. Рыночная площадь и средневековая ратуша и ганзейская канцелярия

Здесь с Ганзой связан каждый камень в мостовой: и огромная ратуша – настоящее произведение архитектуры, и средневековая канцелярия, и портовые амбары, склады, набережные, причалы, торговые заведения, улицы, люди на улицах, школы, университеты, рестораны, костёлы, дома жителей, их одежды, а также мясо, рыба, хлеб, пиво, мороженое, конфеты и шоколад…

Что характерно для немецких городов – членов старой Ганзы, среди жителей немало предпринимателей и торговцев, которые реально продолжают дело своих дедов, прадедов, и далёких предшественников, которые когда-то и основывали этот торговый союз  городов. Поэтому местные жители прекрасно знакомы и с критериями, и с правилами, и с эстетическими требованиями, и с этикой торговли по-ганзейски.

Но есть и иные примеры ганзейского духа. Один из районов в Бремене, расположенный между средневековым центром и рекой Везер – называется Schnoor, что значит верёвка.

На фото: Бремен. Так начинается район Schnoor

Зовут его так не случайно, вплоть до 19 века там жили канатчики. Мастера, изготавливали канаты, которые были важной принадлежностью и корабельного дела, и портового, и торгового. «Без хорошей верёвки дела не сделаешь», - говаривали и в германских землях, и в польских, и в русских, и в датских, и в шведских.

Но с уходом эпохи парусных кораблей, с появлением железной дороги ремесло по плетению канатов стало исчезать, и слобода канатчиков беднела, хирела и, в конце концов, впала в полное запустение. А во время Второй мировой войны району сильно досталось от бомбардировок порта союзной авиацией. И в послевоенные годы городские власти со всей решимостью хотели слободу, застроенную маленькими в основном деревянными домами, полностью снести, чтобы застроить новыми. И тогда на защиту уникальной слободы поднялись сначала несколько человек из числа творческих людей, к ним присоединились другие, вдохновлённые идеей не просто сохранить Schnoor, но и наполнить его жизнью и творчеством. Их поддержали другие жители – и городские власти переиграли своё решение, отдав целый район на откуп людям творческим. Теперь этот район собирает на своих узких улочках тысячи людей со всего света, рождая уже современные легенды.

На фото: Бремен. Улица в районе Schnoor

Маленькие кафе, гостиницы, магазины, мастерские, ателье, студии – здесь можно пропадать часами, получая не только наслаждение от увиденного, но и огромный поток вдохновения и идей – самый дорогой товар во все времена. В ганзейских городах люди всегда сами решали многие вопросы - инициатива жителей часто становилась главной гирькой на весах решений. 

 

Для чего нам ганзейское содержание города

В Ганзейском союзе Нового времени инициатива горожан имеет всё тоже особое значение. Сегодня, она даже гораздо важнее, чем в прошлом, когда вхождение в ганзейское объединение было делом не романтики ради, а весьма прагматичным, и часто просто обеспечивающим жизнь. Ныне важно не просто повесить вывеску «Ганзейский город» и кричать об этом на каждом углу. Надо сделать содержание города оригинальным, самобытным, интересным, неожиданным, нестандартным – развивать современные взгляды на то, что у города было и есть. Тогда и люди потянутся. Это сложно, конечно, именно на этапе осознания и реализации.

Надо говорить откровенно, пожалуй, одно из самых сильных осложняющих обстоятельств для российских городов, входящих в новый Ганзейский союз, заключается в том, что у них просто нет ни старых ганзейских традиций, ни действующего ганзейского содержания, а за некоторым исключением и простого понимания, что нужно делать, чтобы они появились. Да, и самостоятельность муниципалитетов имеет очень узкие рамки. Но, то, что у них нет ганзейских традиций – вовсе не фатально для того, чтобы попытаться стать по-настоящему ганзейским городом, если такое желание заявлено.

Власти в городах для этого должны не только заниматься насущными проблемами: дорогами, текущими трубами, облупившимися фасадами и прочими жизненно важными делами. Но и другими направлениями, возможно, совсем непривычными для городских чиновников, например, создавать необычные предложения для мастеров, торговцев, ремесленников, писателей, художников, дизайнеров, артистов. Должны прославлять тех, кто жил, и предоставлять возможности тем, кто сейчас живёт в городе, кто что-то делает интересное, необычное, оригинальное и, возможно, никому не показывает из скромности или по каким-то другим причинам. Надо не жалеть денег на благодарность творцам, создавая равные условия для их проявления. Надо не душить налогами, сборами, лицензиями, аттестациями, запретами тех, кто создаёт для города славу. А научиться зарабатывать на тех, кого привлекут эти творцы. В составе городских администраций в ганзейских городах, да, и не только, уже давно пора образовать комитеты по поддержке творческих идей – министерства оригинальностей.

И, конечно надо думать, что делаете. Например, зачем в Пскове, да, и в других исторических городах, важно сохранять старую застройку, которую сейчас благополучно убивают под разными предлогами? Как её только не называют: «руины», «ветошь», «рухлядь»,  при этом, совершенно не задумываясь, что именно эта «рухлядь» - одна из самых больших ценностей, которая дошла до наших дней. И нужна она для того, чтобы можно было воочию представить: каким город был в разные эпохи, как люди жили в этом городе. По одним церквям и отдельно взятым отреставрированным палатам этого не сделаешь. Одна из интересных особенностей старых немецких, и многих европейских городов – именно в сохранении привычного, старого уклада жизни, старой застройки, планировки – старых камней и стен.

По определению – в центре города ничего нельзя строить не как раньше – это табу, «священная корова» для горожан и городских властей. Принцип простой: хотите новенький дом – стройте в других районах города. Сделайте там хоть новый город! Получится красиво - приедут посмотреть и на него. Всем давно известно, что туристы, гости города едут, чтобы посмотреть на исторический город, а не на безликий новодел в нём. Все знают, но фоновая, историческая застройка городов продолжает исчезать. А вместе с нею уходят и городские легенды, и тайны, и символы – всё то, что создавало городу его прежнюю оригинальность. И в таких условиях заработать ганзейское содержание городу, честно говоря, невероятно сложно.

Вот и получается, что пока список оставленного Ганзой в Пскове после лета 2019 года совсем короткий.  

Александр ФУРМАНОВ

Фото Игоря ДОКУЧАЕВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте ещё по теме:

Полный список городов участников Дней Ганзы в Пскове

А зачем нам эта Ганза?

В преддверии главного мероприятия 2019 года в Пскове звучат разные вопросы

Ганза. Росток. Лица

Ганзейские дни - это прежде всего лица людей

Такого нет в ганзейских Новгороде и Пскове. Но есть в маленьком Порхове

На чём и куда поплывут гости Ганзы в Пскове?

При проведении современных ганзейских мероприятий кораблям и портам отводится огромная роль 

3673 просмотра.
Теги: Ганза

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу