В будущем должно остаться место для человека
Фото Игоря Докучаева
Мы не хотим, чтобы в школе нашим детям рассказывали о превосходстве искусственного интеллекта и говорили о будущем, в котором человеку нет места. С таким посылом выступила от родительского сообщества на ХХХI Международных Рождественских образовательных чтениях Анна Швабауэр, кандидат юридических наук эксперт общественной организации «Уполномоченный по защите семьи». Конференция прошла в конце января в Госдуме РФ.
Фото: скриншот youtube.com/watch?v=Ssdo-bW_NzM
Доклад Анны Швабауэр был посвящён безопасному информационному пространству для детей. Юрист обозначила проблему, которая волнует родительское сообщество - это вовлечение детей в цифровую реальность через образование.
Усвоение материала контролирует не учитель, а программа
«Детей интенсивно втягивают в интернет, социальные сети, компьютерные игры именно через государственное образование», - сказала эксперт и объяснила, почему считает такую практику неприемлемой.
Фото Игоря Докучаева
Она напомнила, что когда в РФ был запущен проект цифровой образовательной среды, он был заявлен как эксперимент. Ещё не опубликованы результаты, не сделаны выводы, а опыт уже перерос в масштабы всей страны и стал обязательным к исполнению. В доказательство спикер привела ссылки на несколько нормативных актов.
«Эксперимент, который по имеющимся у нас, как у родительского сообщества, научным данным имеет негативное влияние на развитие детей - физическое, интеллектуальное, нравственное - внедряются, игнорируются научные данные, цифровизация в школе становится всё шире. И, несмотря на то, что заявляется вроде как о добровольности, к сожалению, на практике добровольность превращается в принудительность», - заметила спикер. Ссылаясь на приказ Минцифры №600 от 2020 года, она озвучила плановые показатели, к которым, похоже, стремятся прийти в России. К 2030 году у 100% детей должен быть цифровой профиль а 70% заданий будут в электронной форме и должны проверяться автоматизированно.
В 2021 году было принято Постановление Правительства №542, в котором утверждены показатели эффективности руководителей регионов. Оценка зависит, в том числе от доли учащихся, которым предложены индивидуальные траектории с использованием цифрового портфолио.
«Этот документ дальше реализуется через распоряжение Минпросвещения №210, принятого в сентябре 2021 года, это так называемый мотивирующий мониторинг для субъектов РФ. Ключевые показатели мониторинга - это как раз процент внедрения цифровых технологий, включая долю Госуслуг в сфере образования, переведённых в электронный вид, и доля школ, использующих цифровую образовательную среду, а также детей с этим самым цифровым профилем», - продолжила обзор действующих законов Анна Швабауэр.
Наконец, есть ещё распоряжение Правительства №427-р от 2020 года, которым предусмотрено, что к 2024 году у 60% детей должен быть цифровой помощник, который будет формировать ребёнку индивидуальный план обучения. В этом же документе сказано, что у 90% учителей через два года тоже должен быть цифровой помощник, который автоматизирует проверку домашних заданий.
Учитель скоро вовсе окажется не нужен
Родительское сообщество категорически не согласно принимать все эти нововведения без предварительного общественного обсуждения. Спикер пояснила, в чём семьи видят опасность перспективы вовлечения детей в цифровую среду.
Фото Игоря Докучаева
«Это разрушение единого образовательного пространства. На практике мы видим сейчас, что автоматизация проверки заданий уже пришла в школу, то есть я могу сказать из нашей практики из практики нашего актива, что происходит на уроках, не только связанных с информатикой. Одни дети что-то пишут, заполняют шаблонные тесты на бумаге, а других сажают одновременно за компьютер. Им предлагается пройти тест и выбрать варианты ответов, а учитель в процессе проверки знаний не участвует. Электронная система высылает результаты проверки знаний на почту учителя. То есть учитель не слышит ученика, он не понимает, в чём у него проблема, где непонимание, где ошибка. Он получает только результаты. И даже ребёнок не понимает своих ошибок», - прокомментировала нынешнюю ситуацию в образовании Анна Швабауэр и с сожалением констатировала, что иначе как профанацией педагогики и учебного процесса эти вещи назвать нельзя, потому что изучаемый материал без выстроенной системы контроля не усваивается. Цифровой формат обучения исключает участие взрослых в образовательном процессе. Стандарты советского образования требовали от учителя глубокого и всестороннего знания своего предмета на современном научном уровне, обширных познаний и в области смежных предметов, так как научные понятия, и мировоззрение формируются у учащихся на основе межпредметных связей. «Глубокая специальная подготовка и широкая всесторонняя образованность учителя имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно-технического прогресса», - говорится в учебном пособии по педагогике 1975 года и едва ли этот тезис потерял актуальность сейчас, когда в школе с детьми говорят об кибер-, био, IT-технологиях. Раньше предполагалось, что учитель должен знать намного больше того, чему он стремится научить своих учеников, обладать более широким научным кругозором - ведь без этого он не сможет вызвать и развить у учащихся интерес к предмету, удовлетворить их запросы. А теперь учитель постепенно исключается из образовательного процесса - сегодня он уже не контролирует, как его ученики усвоили пройденный материал, а через два года цифровой помощник заменит его ещё в чём-то.
За час любви к родине ребёнка не научить
Кроме активно внедряемой в школах системы тестирования Анна Швабауэр подняла вопрос об уроках в формате «разговоров о важном». Их содержание вызывает у родителей всё больше вопросов.
«Мы видим уже неоднократное включение в эти уроки деструктивной информации», - сказала спикер и привела примеры. В ноябре 2022 года во многих регионах России прошёл урок по теме «Мы разные - мы вместе». Его приурочили ко дню толерантности, а детям предложили обсудить проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации, что, естественно, вызвало непонимание у родителей. С «разговорами о важном» связан недавний скандал с участием популярного певца Егора Крида. В Минпросвещения посчитали возможным пригласить выступить перед школьниками человека, который «публично транслирует аморальные ценностные ориентиры» (цитата из доклада). Анна Швабауэр назвала певца «антигероем» и выразила мнение родительского сообщества, что человек, который «в прямом эфире обсуждает с порноактрисами свои половые приключения» не может выступать в школе перед детьми. После этих двух эпизодов со следующими темами для «разговоров о важном» родители решили ознакомиться заранее. Выяснили, что со школьниками собирались говорить о Человеке-пауке, Торе, о том, как Юрий Стоянов перевоплощался в вампира, а Энтони Хопкинс – в маньяка-каннибала в тяжёлом триллере «Молчание ягнят». После вопросов на эту тему родителей и педагогов темы в плане изменили. Новые уроки в формате «разговоров о важном» будут посвящены «гениальным первооткрывателям» - в частности, «учёным, создавшим вакцину от COVID-19», и «создателю промобота из Перми». «Простите, какое это все имеет отношение к защите традиционных ценностей, о которых говорит святейший Патриарх Кирилл и наш президент?», - задала Анна Швабауэр вопрос присутствующим.
По словам эксперта, в родительском сообществе «разговоры о важном» считают принципиально неверным форматом. Таким способом, за час детей не научить любви к родине, считают общественники «Уполномоченного по защите семьи». «Надо внедрять в предметное обучение как раз обучение нравственным ценностям и любовь к родине надо формировать через русский язык, литературу, историю. Даже задание по математике можно так сформулировать, что ребёнок родину полюбит. Поэтому вот это искусственное насаждение одного урока в час вместо любви к родине может дать обратный эффект - это надо понимать с точки зрения психологии», - сказала Анна Швабауэр.
По словам спикера, из Минпросвещения написали в соцсетях, что привлечение публичных персон вроде Егора Крида способствует повышению интереса у детей к занятиям, и был большой позитивный отклик со стороны учащихся. «Извините, детям может быть, даже и наркотики будут интересны. И алкоголь, и порнография собирают много откликов, но давайте мы не будем отталкиваться от этого. Всё-таки критерии нравственности как-то должны взрослые оценивать», - призвала спикер и констатировала - общественники видят, что это организованные таким образом занятия с детьми - не ошибка, а системное действие, идеологическая позиция руководителей в сфере образования.
В будущем места человеку не окажется
Изучив тему, общественники выяснили, что проект «Разговоры о важном» готовят при участии Института стратегии развития образования, научный руководитель в этом институте - глава кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию.
Анна Швабауэр зачитала опубликованные в открытом доступе сведения о миссии кафедры - на сайте говорится, что там работают над вопросами глобального образования, решением гендерных проблем, решением задачи воспитания «глобальной гражданственности». Спикер напомнила аудитории и о публично высказываниях завкафедрой Светланы Ивановой: «В позапрошлом году в институте Герцена был круглый стол, который назывался «Образование человека в третьем тысячелетии». Там обсуждался текст декларации об образовании, и научный руководитель Института стратегии развития образования высказался - если мы говорим о будущем, то это однозначно постчеловеческое будущее, и образование должно отвечать на вызовы постчеловеческой эпохи. Будет мир киборгов. Это всё транслируется как нечто, что нас реально ждёт, не даётся какой-то критической оценки», - рассказала спикер. У родителей сейчас очень серьёзный вопрос по идеологической установке, которая воспринята авторами «Разговоров о важном». «То, что мы видим, - это разрушение наших детей, и мы поэтому сейчас предлагаем с учётом того что мы уже наблюдаем поставить вопрос о снятии этой программы», - сказала Анна Швабауэр.
«Разговоры о важном» - это проект относительно недавний, точнее, в таком формате он существует не так долго. Но содержательно он продолжает историю пятилетней давности. Ещё 2017 году по школам рассылались методические рекомендации - якобы по семейному воспитанию - уже тогда родителей настораживали некоторые моменты. В докладе Анна Швабауэр привела буквально две выдержки. Например, детям предлагался кейс «Какой из видов браков предпочтителен для вас, какие виды браков бывают, в чём их отличие». Или был тест для 3-4 классов «Здоровая семья». 10-летний ребёнок должен был представить ситуацию, когда одному из членов семьи назначили срочное лечение, и выбрать решение. Первое - не тратить деньги и заняться самолечением, второе - отправить больного в санаторий в России, потратив 85 тысяч рублей с гарантией выздоровления 90% - и последний - отправить его на лечение за границу, заплатить 400 тысяч с гарантией выздоровления 100%. «Что 10-летний ребёнок после подобных тренингов может подумать?», - задала спикер вопрос аудитории. Был ли ответ на него у авторов этих методических материалов - неизвестно, общественники склоняются к мысли, что был. «Это несколько примеров, а там огромный 600-страничный материал, в котором было много правильного, но это по принципу Геббельса: кое-что правильно, но ложка яда может отравить всё. Мы видим продолжение этой истории в «Разговорах о важном», поэтому мы призываем к ним отнестись на текущий момент более критично», - сказала Анна Швабауэр.
Надо научиться различать добро и зло
В конце выступления спикер озвучила ещё несколько предложений - с учётом того, что имеется научное подтверждение рисков цифровизации образования.
Родительское сообщество, по её словам, считает необходимым прекратить внедрение цифровой образовательной среды, обеспечить разрыв с ЮНЕСКО, как минимум, по линии влияния на реформы в образовании. Также она отметила, что необходимо принять закон о блокировке порнографии в поисковиках. «Как в школе, так и за её пределами, в средствах массовой информации и в интернете на текущий момент наполнение интернета деструктивной информацией, включая порнографию, которая выпрыгивает по простому запросу в Яндексе или mail.ru, очевидно», - сказала спикер. Также она призвала исключить упоминания о толерантности из нормативных актов, включая концепцию развития психологической службы в системе образования. Анна Швабауэр напомнила, что толерантность в нынешней трактовке означает отказ от догматизма и абсолютизации истины, то есть, по сути, речь об отказе от различия добра и зла и моральных оценок. Эксперт предложила на рассмотрение концепцию информационной безопасности детей, где также говорится о необходимости воспитания на иных принципах, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В федеральном законе «Об образовании» говорится о том, что госполитика в области образования строится на воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Озвученный в Госдуме доклад был призывом следовать декларируемым ценностям и, исходя из них, выстраивать отечественную систему образования. «Давайте уходить от толерантности и трансгуманизма, на которых построена вот эта идеология «после человека». Трансгуманизм считает, что человек не полноценен, и пора осознать, что это по своей сути проявление экстремизма, и внести изменения в госполитику в сфере образования с учётом данной установки», - призвала Анна Швабауэр.
Кирилл ГРАДОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Ещё по теме:
Систему образования в России ожидает цифровая трансформация
У 80% школьников в результате изоляции и дистанционной формы обучения проявились неблагополучные психические реакции
Учителям оказались не нужны инновации и цифровые технологии – они просят избавить их от отчетности и дать работать
Поделиться с друзьями: