Интернет-газета. Псков
16+

Систему образования в России ожидает цифровая трансформация

24 июля 2021 г.

Минпросвещения опубликовало у себя на сайте паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования», где подробно расписано, как изменится система образования в стране к 2030 году. Пока в РФ проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах - закончить его планировали в 2022 году, но ещё до окончания поторопились подвести итоги и объявить о долгосрочных планах по переводу школы на цифровые технологии. Воспитание «всесторонней и гармонично развитой личности» в будущем планируется осуществлять преимущественно с помощью гаджетов и новейшего программного обеспечения. 

В стратегии запланирован поэтапный переход на новую систему обучения: к 2024 году 33% уроков должны проводиться в цифровом формате, проверка домашнего задания будет производиться в автоматизированном режиме. К 2030 году уже 50% домашних заданий планируется передать на проверку искусственному интеллекту. «Это значит, что будет все меньше творческих заданий и все больше тестов, потому что роботы, даже очень продвинутые, не “дружат” с творчеством и любят шаблоны», - поясняют участники движения «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС). Учебный процесс будет организован таким образом, что семьи смогут выбирать, какие предметы ребёнок будет посещать, какие  нет - это называется управлением «образовательной траекторией».

Авторы документа заявляют о планах интегрировать гаджеты, цифровые технологии и продукты в процесс обучения. Сейчас, по их мнению, гаджеты конкурируют с учебной деятельностью за внимание ученика, а собственно в учебном процессе они используются недостаточно, и это минус существующей системы образования. Без гаджетов организация учебного процесса составителям «Стратегии» не представляется возможной, хотя ранее по инициативе Минпросвещения школьникам запрещали использовать телефоны в учебных заведениях, и не зря - уже неоднократно публиковались заявления специалистов о вреде смартфонов и компьютеров для детей.

В «Стратегии» есть блок «Здоровье и безопасность», но там нет ни слова про защиту школьников от длительного использования цифровых устройств. Авторы проекта называют главной угрозой безопасности детей само посещение школы. Образовательная программа, по их мнению, должна реализовываится вне зависимости от форс-мажорных обстоятельств, под определение которых попадает болезнь одного ребёнка и риск "ухудшения здоровья социальной группы", то есть риск возникновения эпидемии, а также возможные травмы, небезопасная среда, неблагоприятные погодные условия и др.«То есть весь этот раздел не про то, как грамотно ограничить использование ЦОС, а о том, как его вводить. Предположим, что это разминание темы отказа от школ, несмотря на постоянные заверения в обратном. Ведь именно в школе ученик может в принципе заразиться чем-нибудь, а дома - нет. Тем более, что тема обучения на дому в документе явно присутствует», - комментируют содержание программы родители.

Ещё один спорный момент в «Стратегии» - заявление о снижении нагрузки на семейный бюджет после внедрения ЦОС. Составители указали на преимущество цифрового обучения как на возможность сэкономить на закупке бумажных учебников и дополнительных материалов. У родителей подобные формулировки вызвали недоумение: «Непонятно, почему должен возникнуть этот рост нагрузки на семейный бюджет, если речь идёт об учебниках, которыми государство должно снабжать учеников бесплатно? Можно ещё как-то понять, если речь идёт о тетрадках. Но речь-то идет обо всем сразу и это, несомненно, прямое заявление о стремлении государства сэкономить на школьниках».

И не только на школьниках, но и на учителях.  «Многократно больше государство сможет сэкономить “оцифровав” учителей, потому что главные затраты на образование, это, несомненно, затраты на оплату труда педагогических кадров. А ведь несмотря на дежурные заявления властей, речь идет именно о замене учителя “цифрой”. Об этом в свое время открыто сказал министр цифрового развития РФ Максуд Шадаев, который заявил,  что у государства нет денег на обеспечение сельских школ учителями и поэтому надо вводить ЦОС. И понятно же, что сельскими школами это не ограничится», - комментируют общественники.

Зато создаются комфортные условия для развития производителей в сфер IT и программного обеспечения - это если брать финансовую сторону проблемы. Есть и другая сторона - собственно образовательная. Обучение и воспитание школьников в России давно уже не является системным, а в заявленной стратегии оно и вовсе сводится к тому, чтобы дать детям "цифровой суррогат" вместо полноценного образования. Нельзя через цифровую среду воспитать детей, убеждены родители. Можно допустить, что какие-то знания, особенно страшеклассники, ещё могут усвоить через видеоуроки и работу на "проактивных сервисах", но о формировании гармонично развитого человека речи не идёт. Предлагаемая «Стратегия», по мнению общественности,  - это о «деградации “человеческого капитала”, очередном ухудшении качества образования, кардинальном сокращении условий для личной и профессиональной самореализации и, несомненно, о масштабном сокращении средств на образование детей».

Публикация документа совпала с проведением общественных слушаний по вопросам совершенствования системы образования. Ещё в мае в Минпросвещения объявили о приёме заявлений от родителей на тему организации обучения школьников. Общественники откликнулись, и довольно активно - только от одной организации Общественный уполномоченный по защите семьи (ОУЗС) было направлено несколько тысяч писем - в основном с опасениями по принудительного внедрения цифрового образования и просьбами его отменить. ОУЗС на слушаниях представляла Ольга Николаевна Баранец,  указавшая на то. что «ЦОС вводится, игнорируя абсолютно достоверные научные факты о вреде здоровью детей и о том, что эффективность обучения с использованием гаджетов, компьютеров через электронные платформы в разы ниже, чем при традиционном очном образовании. Наш мозг настроен на обучение только человеком, и не будет качественно реагировать на искусственный интеллект, поэтому учителя никто не сможет заменить».Министр просвещения Сергей Кравцов, присутствовавший на слушаниях, успокаивал аудиторию, убеждая, что «очную форму образования, учителей и учебник никто не отменит»

Участники слушаний предложили сохраненить ЕГЭ только для поступающих в вузы, предложили утвердить для всех школ  5-дневную учебную неделю, единые стандарты в образовательных программах и ввести учебники общего образца. «Одним из аргументов внедрения ЦОС звучит причина, что много тратится денег на ежегодный перевыпуск учебников. Оказывается, решение лежит на поверхности – утвердить проверенные временем единые учебники, укомплектовать ими школы и разом решить проблему с единством образовательного пространства, равными возможностями и качественным образованием», - считают в ОУЗС.

Также обсуждали отмену второго иностранного языка, о введении, сохранение бесплатного дополнительного образования, отказ от сертификатов, лишающих детей прав на несколько бесплатных кружков, затронули вопрос повышения зарплаты учителей в регионах. По итогам слушаний участники предложили сформировать при Минпросвещения родительский совет или комиссию с участием родителей - для постоянного диалога с властью.

Кирилл ГРАДОВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru 

1902 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу