Интернет-газета. Псков
16+

О чём задумалась, станция Торошино?

25 ноября 2022 г.

Администрация сельского поселения «Торошинская волость» от имени жителей обратилась к руководству Октябрьской железной дороги с просьбой отремонтировать здание железнодорожного вокзала на станции Торошино Псковского района, которое вот уже несколько лет находится в аварийном состоянии. Из-за частично провалившейся кровли, отсыревают стены, и это может привести к их полному разрушению.

 

Под литерой А

«Большинство населения работает и учится в г. Пскове и активно пользуются железнодорожным транспортом. В связи с этим просим отремонтировать и открыть зал ожидания, чтобы население смогло при плохих погодных условиях дождаться поезда в здании вокзала», - говорится в обращении, текст которого опубликован на странице главы волости в социальной сети Вконтакте. Также руководство волости напоминают, что здание вокзала имеет и большое историческое значение.

В ответ на обращение руководителей волости из дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Санкт-Петербург-Витебской дистанции гражданских сооружений пришёл ответ – документ также опубликован на странице главы волости в социальной сети.

«Ваше обращение от 2 ноября 2022 года от №296 рассмотрено Санкт-Петербург-Витебской дистанцией гражданских сооружений. По существу вопроса, поставленного в обращении, относительно содержания здания вокзала, сообщаем следующее.

Дистанцией разработан проект восстановления здания вокзала, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, станция Торошино, ул. Вокзальная, лит.А с учётом перепланировки внутренних помещений и обустройством зала ожидания. В связи со значительным объёмом капиталовложений и принимая во внимание сложившуюся макроэкономическую ситуацию, данный объект планируется включить в инвестиционную программу 2024-2025 г.г. с целью его восстановления».

Таким образом, жителям остаётся лишь надеяться, что здание вокзала на станции Торошино будет включено в программу восстановления будущих лет. А также на то, что до этого счастливого момента с остатками здания ничего непредвиденного не приключится и оно доживёт до начала работ.


Главное, чтобы здание вокзала в один момент не повторило судьбу этих больших и много повидавших деревьев, стоявших у вокзала


Хотелось бы также, чтобы ответственные лица и неравнодушные граждане знали, что станция Торошино, действительно имеет довольно большой послужной список. И восстановление здания железнодорожного вокзала может дать не просто комфортную инфраструктуру для пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, но и стать своеобразным памятником, напоминающем о  героических страницах в истории населённого пункта.

 

Была даже роль столицы

Станция начала действовать фактически с момента строительства железной дороги Петербург-Варшава в 1851 году – участок Луга-Псков был открыт 10 февраля 1859 года.

К этому времени в Торошино было построено первое деревянное здание станции. Нынешнее здание – второе, и стоит на месте первого. Рядом и сегодня сохраняется дом железнодорожника, построенный в конце 60-х годов 19 века с момента запуска регулярного железнодорожного движения по этому участку железной дороги, которое открывал, кстати, император Александр II, проехавшийся в вагоне самого первого поезда. С тех пор со станцией было связано немало исторических событий. В 1903 году во время военных маневров, которые проходили по близости, станцию вместе с семьёй посетил и последний российский император Николай II.

Станция Торошино и одноимённый посёлок имел большое значение и во время противостояния с кайзеровскими войсками в 1918 году. Именно сюда организованно отошли части 2-го красноармейского полка после оставления Пскова в результате усиленного наступления на город немецких частей и его последующей оккупации. Фактически роль столицы Псковской губернии тогда стали исполнять два населённых пункта: Великие Луки, куда эвакуировалась часть советских работников, и Торошино, где также разместилась часть учреждений и партийных структур. Именно в Торошино работал уездный исполком, руководил которым Иван Яковлевич Залит – опытный и авторитетный человек, до революции работавший учителем, имя которого сегодня носит самый большой остров Талабского архипелага в Псковском озере. Здесь возле Торошино развернулись ожесточённые бои по сдерживанию кайзеровских войск, которые после захвата Пскова двинулись к Торошино в попытке пройти дальше в сторону Петрограда. Но линия обороны, которую смогли организовать руководители псковского исполкома, с организацией партизанского сопротивления и с помощью подоспевших подразделений красноармейцев из Петрограда – выдержала давление германских войск. Поэтому, когда в исторических источниках говорится, что под Псковом и Нарвой в боях с кайзеровцами родилась Красная Армия, нужно говорить о значительной роли в этом именно станции Торошино.

И в дальнейших событиях того периода имя станции продолжало звучать ещё длительное время. После подписания мирного договора с Германией, боевые действия остановились. Но начался период немецкой оккупации Пскова и других территорий губернии. Более восьми месяцев именно между станцией Торошино и соседней остановкой – Черняковицы, проходила демаркационная линия, разделявшая оккупационные территории и Советскую Россию. В самом Торошино работал революционный комитет. Возглавлял его известный военачальник периода Гражданской войны, будущий первый кавалер четырёх орденов Красного знамени Ян Фабрициус, имя которого неслучайно было дано одной из центральных улиц современного Пскова. В Торошино начали концентрироваться войска Красной Армии, которые должны были освобождать Псков от германцев, белоэстонцев, и белогвардейских подразделений Северной армии. После аннулирования Брестского мирного договора 13 ноября 1918 года, части Красной Армии в районе Торошино перешли демаркационную линию и начали освобождение псковской территории. Вечером 26 ноября Ян Фабрициус направил в Петроград телеграмму о взятии Пскова. Происходило это в такие же ноябрьские дни ровно 104 года назад.

Продолжилась боевая история станции Торошино и во время Великой Отечественной войны. На станции и в посёлке размещался большой гарнизон фашистов – территория была хорошо укреплена, ведь немцы обеспечивали также охрану очень важного для продолжения боевых действий железнодорожного моста через реку Пскову. Но и в таких сложных условиях в Торошино работала подпольная организация, в окрестностях действовали партизанские отряды. Расскажем лишь об одном героическом эпизоде, знаменитой «рельсовой войны», которую развернуло по приказу Ставки командование объединёнными партизанскими силами, и о котором напоминала мемориальная доска на стене железнодорожного вокзала.

7-й Ленинградской партизанской бригаде в числе прочих задач была поставлена цель:  взорвать железнодорожный мост через реку Пскову. Командование партизанской бригады знало, что все подходы и к станции, и к мосту заминированы, прикрыты рядами проволочного заграждения, дзотами, артиллерией, пулемётными точками. Чтобы выполнить задачу, было принято решение сначала отвлечь внимание фашистов ударом по самому гарнизону – это было поручено 5 отряду бригады, два другие отряда – 1 и 4 должны были сконцентрироваться на взрыве моста. План сработал. И 18 января 1944 года партизаны смогли выполнить сразу две сложные задачи. И мост взорвали, и вражеский гарнизон разгромили – пять дзотов, все пулемётные точки, взорвали казармы, уничтожили около двухсот фашистов.

 

Ячейка памяти

Сегодня о роли Торошино в недавней истории не только Псковской области, но и России в целом в самом населённом пункте мало, что напоминает.

Да, хорошую краеведческую работу вели все эти годы в средней школе посёлка, изучая период Великой Отечественной войны. Своими силами делают памятные стенды. Здесь активная глава волости – Алевтина Пылёва, умеющая организовывать и работу, и местных жителей. И действия по активации восстановления железнодорожного вокзала в Торошино – тому тоже хороший пример. В волости, действительно, многое изменилось и продолжает меняться – то, что в силах местной власти, и даже более того. Ещё бы побольше внимания от железнодорожного и областного начальства и, возможно, населённый пункт получил бы дополнительные силы для возрождения. И в этом, конечно, не обойтись без знания исторических страниц Торошино. Возможно, именно в восстановленном железнодорожном вокзале можно было бы организовать памятную экспозицию, посвящённую истории станции. А в пока законсервированном и требующем ремонта Доме культуры, организовать краеведческий зал, и не дать исчезнуть из памяти и военным, и трудовым подвигам местных жителей. Напомнить, например, и о существовавшем здесь ещё не так давно совхозе «Торошино», не выжившем, к сожалению, в пучине 90-х. Не будут лишними и памятные знаки, например, на въезде, напоминающие о роли населённого пункта и его жителей в общей российской истории.

В минувшие десятилетия и последние годы многие города за своё участие в истории страны заслуженно получали звания «Город-герой», «Город воинской славы», или «Трудовой доблести», но жаль, что подобные же заслуги деревень и посёлков не оцениваются похожим образом. Если бы такой механизм появился, то Торошино должно стоять в этом списке в числе первых.

О чём ещё задумалась станция Торошино? Конечно, о простых вопросах жизни людей. В обращении волостного руководства к железнодорожному начальству есть и другие пункты, на которые необходимо обратить внимание. Так, переход через ж/д пути для пешеходов до конца не обустроен, до перехода и после перехода отсутствует подсыпка, из-за чего там стоят грязь и лужи. Это важный пункт, потому что населённый пункт разделён железной дорогой на две части, и переходом через пути пользуются не только пассажиры поездов, а чаще обычные жители, идущие по своим делам. И такие жизненные элементы важны так же, как и сохранение истории.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Псков и Тарту сто лет назад оказались в центре истории

Глеб Травин – человек и велосипед могли бы стать отличной идеей для памятника в Пскове

Горончарово. Вычёркиваем…

1639 просмотров.
Теги: S-энск

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу