К вопросу, где должен располагаться главный вуз региона?
На минувшей неделе делегация представителей Санкт-Петербургского университета с официальным визитом побывали в Псковской области, где обсудили «дальнейшие перспективы развития партнерских отношений с правительством Псковской области», «рассмотрели вопросы подготовки востребованных специалистов, организации профориентационных классов и проведения совместных мероприятий», значится в сообщении пресс-службы университета.
Контекст- авторская рубрика
Новость, несомненно, хорошая и для региона, и для псковской молодёжи. В первую очередь, конечно, для школьников – потенциальных абитуриентов, это даёт возможность ребятам получать более разнообразные профессии. А если это ещё и хорошо оснащённый, обеспеченный высококлассными педагогами, широкими возможностями в обучении, научной деятельности, практике, стажировках - один из лучших вузов страны, то можно только радоваться.
С главным вузом Северной столицы у Псковской области всегда были неплохие связи, их новый виток начался с соглашения о сотрудничестве между регионом и СПбГУ, подписанном в ноябре прошлого года. В минувшую встречу стороны договорились расширить направления работы в 2025/26 учебном году, в том числе за счет привлечения к образовательному процессу предприятий реального сектора экономики.
«Сотрудничество с Псковской областью динамично развивается. Сегодня нашей основной задачей является создание условий для кадрового обеспечения экономики Псковской области высококвалифицированными специалистами. Нам важно, чтобы ребята из Псковской области имели интересные предложения от псковских работодателей и чтобы были созданы необходимые условия для их успешной карьеры на территории региона. При этом мы уделяем большое внимание и вопросам повышения уровня подготовленности ребят - именно поэтому мы предусмотрели проведение целого цикла образовательных мероприятий в областных организациях», - приводит пресс-служба слова Александра Бабича, первого проректора по молодежной политике и организации приема СПбГУ.
Прекрасные планы, очень важные для области… Но примерно то же самое декларирует и Псковский университет, на сайте вуза значится официальная миссия: «подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, имеющих фундаментальные знания в области профессиональной деятельности и общекультурные компетенции специалистов в интересах экономического, политического, социального, исторического и культурного развития Псковской области как приграничного региона, с учетом развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики, а также потребностей рынка труда Северо-Западного региона». В чём же разница задач? Получается, педагоги из Петербурга хотят помочь готовить специалистов именно для конкретного региона? Значит ли это, что в псковском вузе не справляются с этой задачей? Или речь идёт лишь об узких специальностях для компаний области, по которым не готовят псковские педагоги? Но, как правило, узких специалистов для нужд сегодняшней экономики области много не нужно – единицы. Их и раньше готовили по целевому направлению в разных вузах страны.
Петербуржцы в Пскове действовали грамотно и эффективно, выстраивая свою стратегию работы с регионом. Так, делегация провела переговоры с сотрудниками регионального Центра опережающей профессиональной подготовки, где «определили совместные профориентационные мероприятия и рассмотрели перспективы развития сотрудничества в творческих направлениях и креативных индустриях, а также вопросы целевого обучения». Главный вопрос, как нам кажется, конечно, - абитуриенты. Петербургскому вузу нужны хорошо подготовленные, с высоким потенциалом ребята. И поэтому представители университета стараются укреплять взаимодействие с учебными учреждениями Псковской области, для которых предлагают комплекс инициатив, направленных на повышение качества подготовки будущих абитуриентов. Об этом, а также о порядке и особенностях организации целевого приема в университет они говорили на встрече с директорами псковских школ. Кроме того, петербуржцы встретились с руководством детского технопарка «Кванториум Псков», обсудили возможность проведения совместных проектов, направленных на развитие научно-технического творчества обучающихся. А также заключили соглашение о сотрудничестве с Псковским техническим лицеем по «организации образовательных мероприятий для лицеистов и их подготовке к интеллектуальным состязаниям различного уровня».
Читая это сообщение, честно говоря, появляется ощущение, что представители петербургского вуза всё это делают так, будто они и есть главный вуз региона - кузница кадров не только для экономической отрасли, но и для остальных направлений жизни Псковской области. Но выстраивают такую работу петербуржцы во многих регионах Северо-Запада, подписывая подобные соглашения и с Новгородской, Архангельской, Вологодской областями, Республиками Коми и Карелией. Молодцы, ничего не скажешь, умеют работать. Зная, какая сильная конкуренция сейчас идёт между вузами за привлечение абитуриентов, можно сказать, что именно так тотально и должны выстраивать отношения со всеми звеньями цепи грамотные менеджеры. Что интересно, во время своего визита в Псков, петербуржцы официально не встречались с представителями Псковского университета, по крайней мере, такой информации нет. Это наводит на мысль, что ведут они себя не просто как партнёры по учебному процессу, а в лучшем случае, как конкуренты.
Только вот мы по опыту знаем, что абитуриенты, уезжающие учиться в Петербург и Москву, чаще всего в родные регионы не возвращаются, даже если едут туда по целевым программам обучения. Находят причины и возможности не возвращаться. Разве что на пенсии для тихого проживания в местах рождения, и то, если это не территории с суровым климатом. Конечно, регионы должны смириться с тем, что часть молодёжи не вернётся «домой» после обучения за пределами региона. Не вернутся моряки, лётчики, геологи, биологи, машинисты поездов метро и многие другие специалисты, выбравшие профессии, применить которые в домашнем регионе шансов практически нет. Но большинство выпускников могли бы пригодиться дома. Поэтому, конечно, эффективнее для регионов обучать большую часть кадров на местах, предпринимая при этом максимум усилий для удержания ранее выпущенных специалистов старших возрастов, а значит, развивая разные типы промышленных, научных производств, гуманитарных и социальных направлений. А повышать квалификацию, получая высшее образование, в том числе в вузах других регионов, можно и в заочной форме – заочники в меньшей степени оказываются невозвращенцами в родные места после получения дипломов. В то же время региональные вузы, в частности Псковский университет, должны предпринимать хорошо продуманные, оригинальные и часто нетривиальные усилия, чтобы соперничать с таким мощным соседом, как СПбГУ, и иными учебными заведениями Северной столицы и других ближайших регионов. Это сложно, бесспорно - выстроить не просто качественный и эффективный учебный процесс с привлечением авторитетных педагогов и профессионалов по множеству профессиональных дисциплин и дать возможность студентам на деле почувствовать свои приобретённые знания и навыки. Но и стать мощным научным и прикладным центром региона, берегущим свою репутацию и приносящим ощутимую пользу местным жителям. Иначе шансов конкурировать с петербуржцами не будет. И со временем главный вуз региона действительно может оказаться на берегах Невы, а город Псков в составе большого Ленинградского округа, как уже когда-то было в истории.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Живые лекции и семинары в учебных заведениях невозможно заменить онлайн-обучением – мнение эксперта
После окончания учёбы в вузах молодые люди сталкиваются с серьёзными проблемами
Вероника Кучеровская: "Я больше склонна к эпатажу, чем наши студенты"
Поделиться с друзьями:
