Интернет-газета. Псков
16+

«Ты же знал Глеба Костина?»

16 февраля 2025 г.

Вопрос коллеги, псковского журналиста Ульяны Михайловой: «Ты же знал Глеба Костина?», как-то мгновенно перенёс в далёкие уже 90-е годы, когда фотокорреспонденты ещё были одним из трёх столпов любой газеты и имена их хорошо знали не только в редакциях, но и среди читателей.

Фотокорреспондент Глеб Костин, фото И.Докучаева

В Псковской области настоящих фотокоров было настолько немного, что их имена легко считались загибанием пальцев одной руки. И среди них, конечно, был Глеб Костин. Когда мы познакомились, он работал фотокорреспондентом областной газеты «Псковская правда» - тогда для мастеров фоторепортажа это была наивысшая качественная ступень в профессии на региональном уровне – выше уже только небо и путь в Ленинград или Москву – в центральные издания. И поэтому статус фотокора областной газеты, который нужно было заслужить, завоевать, заработать - сам по себе говорил многое о его обладателе. Но даже во время работы в «Псковской правде» расслабляться было нельзя – фотокоров всегда было минимум двое, у каждого своя фотолаборатория. Они располагались в цокольном этаже Дома Печати – так тогда торжественно и авторитетно называлось здание на перекрёстке Петровской и Краснознаменской улиц под номером 21/33. Между фотокорами, даже если они были хорошими друзьями, всё равно всегда шло явное и неявное соперничество. Чаще всего это было простой творческой конкуренцией, что давало в результате и качество, и неповторимость авторского стиля. Одну фотолабораторию в то время занимал Глеб Костин, другую – Анатолий Колосов.

Их лаборатории были настоящим таинственным королевством, куда молодые корреспонденты входили с придыханием и волнением. Там фотокоры, возвратившиеся после очередного задания, растворялись в красном свете специальных фонарей и проявляли плёнки, печатали фотоснимки, и те висели потом на верёвке для просушки, или наводили глянец в глянцевателе. Но застать их в лаборатории было сложно – они должны были обслуживать запросы не только корреспондентов, но и заведующих отделами, и секретариата, и рекламной службы. То есть фотокоры всегда были нарасхват, ведь в те времена у журналистов не было не то что смартфонов, но даже обычных дешёвых и отвратительных по качеству снимков «фотомыльниц», интернета тоже не было – и «стырить» откуда-то фотографию для иллюстрации было невозможно, да и стыдно – последнее дело. Поэтому приходилось и ходить, и бегать по городским адресам съёмки, и ездить в командировки по области. Как они всё успевали - остаётся только удивляться. Но, то ли люди были такие – «железного» поколения, то ли подобную сверхнасыщенную работу иные просто не выдерживали, но от фотокоров никогда никто не слышал жалоб или грубостей типа «Отстань от меня, нет времени!». Шутки – да, были… Юмор всегда был хорошей поддержкой, мгновенно снимал напряжение, стресс и головные боли.

Фотокорреспондент Глеб Костин, фото И.Докучаева

Костин обычно был немногословен. Да ещё имя такое - не часто встречалось в те годы, на имя нашего фотокора явно легла тень запоминающейся роли Глеба Жеглова, колоритно сыгранной Владимиром Высоцким в фильме «Место встречи изменить нельзя». После этого фильма, кстати, появился всплеск в имянаречении мальчиков, и сегодня имя Глеб – встречается значительно чаще. В газете за Глебом всегда оставалась тема военных и армии – любил он снимать людей в форме, причём, не в парадных залах, а именно в обычной мужской работе, в действии. Большинство его снимков в любой тематике были далеки от лиричности и приоткрывали таинство простых дел, сопровождающих каждый день нормальных людей. Считал ли он себя фотохудожником? Думаю, вряд ли – репортёром – да, именно таким он и был – всегда на переднем рубеже, рядом с эпицентром событий, оттого часто его снимки кажутся не сделанными со стороны фотокором, а снятые участником действия.

Глеб Костин работал в разных газетах – и не ошибусь, если скажу, что практически на страницах всех псковских изданий публиковались сделанные им фотографии. Ему пришлось пережить и тяжёлые времена для фотокоров, когда уже в нулевые годы новым менеджерам в управлении российскими редакциями СМИ вдруг показалось, что работу фотокоров могут выполнять любые корреспонденты, которым выдали фотомыльницы с требованием «щёлкнуть пару кадров с мероприятия». Потом эти «мыльные» снимки заполонили страницы газет и журналов, вызывая содрогание у знатоков, и, привыкание к «мылу» у доверчивой аудитории. Опытные фотокорреспонденты, конечно, приуныли, что их так легко «списали с борта». Глеб продолжал снимать для газет, для интернет-ресурсов практически на энтузиазме и во имя своего профессионализма – где-то платили гонорары, где-то отказывались от предложений по причине отсутствия средств. Но он по-прежнему нёс в редакции много отличных качественных снимков и мощных фоторепортажей, которые в сравнении с теми, что заполонили страницы медиа и ленты интернета, действительно были высокохудожественными. В его снимках была и печаль, и боль, и радость, и много лиц простых людей, но именно такие снимки вдруг начали диссонировать с требованиями «гламура», с новыми трендами показа действительности, которые воцарились во многих СМИ.

Как он ушёл из жизни мы действительно не знали до последнего времени. Можно было бы этому удивляться, если бы мы не помнили характер Глеба. При всей своей энергичности и напористости, ему удавалось и в годы работы никого не напрягать своей внутренней и личной стороной, так вышло и с его последними годами – он тихо жил, ничего не выставляя напоказ. Благодаря нашей коллеге – Ульяне Михайловой, со слов которой я начал этот текст, мы знаем, что ушёл Глеб Валентинович ровно три года назад – 16 февраля 2022 года. Теперь мы это не забудем. А память он оставил о себе огромную, учитывая то количество фотоснимков, которые сделал. Главное теперь, чтобы они не исчезли по какому-нибудь стечению обстоятельств.

Ещё остаётся сожалеть, что такие люди как Глеб Костин – профессионалы, накопившие опыт, знания, впечатления чаще всего полностью исчезают не только из профессиональной среды, но и из творческого пространства родного города, которому отдали десятилетия своей жизни. Причины понятны – приходят новые поколения, они ищут свои смыслы и идеалы, и о тех, кто был до них, им нет практически никакого дела. Но представьте себе, сколько важного и полезного смог бы передать им настоящий мастер фотрепортажа, каким был Глеб Костин, если бы ему дали такую возможность.

Для иллюстрации подобраны несколько разножанровых фотоснимков, сделанных Глебом Костиным на чёрно-белую фотоплёнку:

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

У псковских журналистов есть повод…

Людмила Костыгова – человек, который помогал фиксировать эпоху

Алексей Маслов: один на один с Вселенной

Юрий Моисеенко: до последнего дыхания

327 просмотров.
Теги: Медиа

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу