Интернет-газета. Псков
16+

Выжить ради любви. Разговор о детях, попавших в сложные жизненные ситуации

18 января 2023 г.

Кадр из фильма "Два капитана", 1976 г.

О силе и мужестве детей, оставшихся без родителей, или один на один с проблемами выживания, можно говорить по-разному.

 

Игра с чёрным духом

Вот гротескный короткометражный фильм «Ева просыпается» (2021) режиссёра Дарьи Верёвкиной, по-своему рассказывает о ребёнке, по сюжету ставшем сиротой. О том, как маленькая девочка по имени Ева, остаётся одна в городе, попавшем в зону неких боевых действий, и пытается спастись от реальности в мире снов и фантазий. Картина титулованная, неоднократно отмеченная наградами на двух десятках фестивалей по всему миру.

Кадр из фильма "Ева просыпается", 2021 г.

Больше года спустя после выхода фильма, Дарья Верёвкина оставила запись в соцсетях: «У этого фильма невеселый конец, но я точно знаю, что всё плохое и страшное когда-нибудь заканчивается», – написала режиссёр, но зрителям своей работой никакой надежды не оставила. Фильм тяжело смотреть, и это ощущение в значительной мере намеренно усилено музыкой.

Картина начинается колокольным звоном и звуком горящего костра. Девочка встаёт с кровати, ищет взглядом родителей. Потом выходит на улицу. Шаг плавно перерастает в бег, музыка становится всё тревожнее, напоминая собой удары сердца. Не отступает предчувствие - вот-вот что-то случится с ребёнком. Фортепианная музыка не перестаёт звучать. Зритель ждёт. И тут перед ним крупным планом возникают хищные глаза демона-вампира очень похожего на погибшего отца. В момент кульминации он преследует убегающую девочку. Она - его цель. Он всё сделает так, чтобы Ева никогда не дала другим любви, которую сама получила от родителей. Он хочет забрать её душу.

 


Попробуем расшифровать завязку фильма через анализ звучащей музыки, так как считаем, что именно музыка здесь наиболее сильно воздействует на психологические составляющие.

Начальные кадры сопровождаются заупокойным колокольным звоном. За которым следует звук горящего костра возможного ада (мы его не видим, но слышим, - авт.). Девочка спускается с кровати, ищет взглядом родителей. Тут же она выходит на улицу под пугающие диссонансные арпеджиато в миноре. Шаги плавно переходят в бег, к арпеджиато присоединяется тревожный органный пункт (он же бассо остинато), напоминающий собой удары сердца. Вот-вот должно что-то случиться с ребёнком. Страсти накаляются за счёт звучащей фортепианной музыки. Создаётся ситуация «саспенс». Зритель ждёт. Музыка не перестаёт звучать, и на самой кульминации арпеджиато перед зрителем крупным планом появляются хищные глаза вампира, и идёт преследование убегающих ног невинной девочки под бассо остинато.


 

Ева с Адамом по Библии дали целый род. Ева из фильма Дарьи Верёвкиной потенциально тоже могла дать целый род в этом пустом городе - у неё и имя символичное - переводится как «живородящая».

Вот прекращается музыка, слышен только ветер, и девочка оборачивается на голос, произносящий её имя. «Ты меня так напугал! - говорит она своему преследователю.

- Я так и хотел!», – отвечает он.

Он - чёрный дух, входит в сознание девочки, играет с ней в страшную игру. Парализуя волю Евы к жизни, он планомерно готовит её к трагическому финалу. Ева поддаётся влиянию тёмной силы так же легко, как сейчас нередко дети оказываются втянутыми в деструктивные психологические игры в интернете. Создаётся впечатление, что дети, лишившиеся родителей, исключительно беззащитны и бессильны, и подобно персонажу фильма Дарьи Верёвкиной лишены способности принимать решения и самостоятельно действовать в сложных жизненных обстоятельствах. После просмотра фильма возникает мысль, что причина этого режиссёрского ракурса кроется в навязывании зрителям разновидности современного эгоизма, связанного, в том числе с безразличием по отношению к детям. Западные институты опеки и система ювенальной юстиции, которые прорастают и на российской почве, созданные будто бы для защиты детей, в то же время создают иллюзию беззащитности и безвольности детей. Но и в истории, и в педагогике, и в психологии известно немало примеров, которые доказывают обратное. Дети, даже лишившиеся родителей, могли победить войну, голод, потери отцов и матерей. И их человеческий подвиг не забыт поколениями, не вычеркнут из нашей памяти.

 

У нас есть и Макаренко

Иностранная интервенция и Гражданская война в первой половине прошлого столетия оставила сиротами несколько миллионов детей. Но с наступлением мира и становлением Советской России в стране стали оперативно работать с проблемой детей, оставшихся без попечения родителей.

Кадр из фильма "Два капитана", 1976 г.

С осени 1921 года, созданную комиссию по улучшению жизни детей возглавил сам Феликс Эдмундович Дзержинский, активно взявшийся за спасение миллионов детей и подростков. Беспризорников стали отправлять сначала в детские колонии, а потом в специально создаваемые школы-коммуны. Одной из них был школа им. Ф.М. Достоевского в Ленинграде, известная благодаря повести Григория Белых и Леонида Пантелеева (Алексея Еремеева) и по поставленному по произведению популярному советскому фильму «Республика ШКИД» (1966). Другой такой школой была колония имени Горького под руководством Антона Макаренко (1920-1928) вблизи Харькова. Самое известное произведение этого талантливого учителя - «Педагогическая поэма» - представляет собой художественно-документальное описание работы в этой колонии. Макаренко не боялся браться за самых тяжёлых детей. Макаренко детально описал, как дети, оставшиеся без родителей, и без крыши над головой могли научиться выживать, в том числе, идя на преступные действия.

«Первые воспитанники, как правило, были квалифицированными уголовниками, и не только уголовниками бытового плана, но и участниками уголовных и политических банд», - вспоминал его ученик Семён Калабалин.

И чтобы их вернуть обратно в нормальное общество необходимо было истинное педагогическое мастерство, в основе которого было осознание детской психологии – например, дети не хотели, чтобы ими командовали, подавляли волю. Но тогда Макаренко и его последователи смогли это сделать.

А чтобы вспомнить примеры из периода Великой Отечественной войны, когда дети, оказавшиеся в тяжелейших условиях, в том числе теряя родителей, родственников, проявляли самостоятельность, показывали чудеса храбрости и истинного героизма и в тылу, и во фронтовой зоне, и на оккупированных врагом территориях нужно множество страниц, тома книг. Не случайно их называют «Дети войны» - они выросли в поколение, которое потом восстановило разрушенное, вывело Советский Союз в космос и сделало страну первой в мире.

И сейчас есть много примеров, когда дети, потерявшие одного или обоих родителей, не становятся безвольными и бессильными, а преодолевают все сложности и отдают свою любовь людям, находя в этом смысл жизни. Именно об этом нужно говорить, именно такие возможности, силу духа и воли развивать в детях.

 

Влад, как символ любви

В телевизионном ток-шоу однажды принимал участие мальчик Влад Кудряшов, который с 7 лет самостоятельно ухаживал за матерью, которая потеряла возможность самостоятельно двигаться.

Кадр из программы "Сегодня вечером"

Его мать Татьяна не могла даже элементарно за собой ухаживать. Смотреть за больной мамой пришлось мальчику. До того момента, когда беда пришла в дом, Влад жил обычной жизнью вместе с папой и мамой. Семья жила небогато, но дружно. Однако вскоре отец начал выпивать, и за короткий промежуток времени превратился в запойного алкоголика. Мама терпела ради сына, а потом поняла, что ребёнку с таким отцом будет только хуже. Она собрала вещи, и вместе с Владиком они переехали жить в барак. Жизнь у Татьяны была сложной, судьба никак не хотела поворачиваться к ней лицом. Но женщина не сдавалась, ведь главной целью для нее было вырастить из сына настоящего мужчину. И ей есть, чем гордиться, Влад стал образцом для подражания, воплощением мужественности и ответственности.

Когда Владу исполнилось 8 лет, Татьяна перенесла инсульт, ставший причиной частичного паралича. Когда женщину выписали из больницы, родственники решили взять их с сыном пожить к себе, но быстро поняли, что такая обуза им будет в тягость. Татьяне пришлось возвращаться с Владом обратно в страшный, полуразрушенный дом.

В этот момент детство Владика закончилось. Ему пришлось взять все домашние дела и уход за матерью на себя. После инсульта Татьяна не могла разговаривать, но здоровой рукой она помогала ему жестами. Ребенок научился стирать, готовить, мыть полы. Параллельно с хозяйственными делами он заново учил маму разговаривать. Надо сказать, что через какое-то время его усилия увенчались успехом, и Татьяна снова заговорила.

Как только с Татьяной случилась беда, органы социальной опеки хотели отправить мальчика в интернат, но его спасла соседка. Она видела, как Влад любит свою маму, и как Татьяне будет тяжело без сына. Добрая соседка оформила документы на опекунство над ребенком. Так Владик смог остаться с мамой и продолжал за ней ухаживать. В то время мальчик с матерью жили в разваленном бараке, который нужно было отапливать дровами, а воду приходилось носить из колонки.

 

Игорь – человек света

Другой пример, который также нужно тиражировать по всевозможным источникам, произошёл в Воронежской области.

Кадр из документального фильма

46-летняя Светлана Трубникова воспитала, судя по всему, очень хорошего человека. После того как женщине ампутировали обе ноги из-за тромбофлебита и она потеряла зрение, её 11-летний сын Игорь взял на себя и бытовые вопросы, и заботу о матери.

Операцию Светлане провели три года назад. Зрение у неё начало ухудшаться ещё раньше - двадцать лет назад, но врачи долго не могли понять, почему. В итоге ей поставили диагноз «дистрофия роговицы». Сейчас женщина не видит.

Сначала Светлану забрала к себе старшая дочь, но из-за крайне стеснённых условий мать решила вернуться в свой дом. И тогда хозяином в доме стал Игорь, которому на тот момент было 11 лет. Им помогают родственники и соседи, со временем их начали поддерживать соцслужба и местные власти, но большая часть забот по дому лежит на парне.

Игорь и Светлана живут в однокомнатном общежитии в райцентре Воробьёвка Воронежской области. Газ и воду им помогли подвести в дом местные власти около года назад, до этого Игорю приходилось колоть дрова для печки и носить воду из уличной колонки. Деньги на крыльцо с пандусом собрали подружки Светланы. Они же и попросили местных мужчин его сколотить. Несколько раз в неделю к Трубниковым приходит соцработник - помочь по хозяйству. В остальное время всеми домашними делами и поддержкой мамы занимается Игорь. Свободное время подросток любит проводить с друзьями на школьной спортивной площадке. Больше всего ему нравится подтягиваться. Он хочет стать сильнее.

После того как история Трубниковых попала в федеральные СМИ, их жизнь начала меняться к лучшему. Им активнее помогают местные власти, а люди со всей страны шлют деньги и подарки. На них обратил внимание благотворительный фонд Елены Ростропович. Организация оплатила Светлане курс реабилитации в немецкой клинике, где ей подобрали хорошие протезы, так что теперь женщина может сама передвигаться по дому.

 

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Эта знаменитая фраза совершенно не случайно вышла из-под пера Вениамина Каверина в знаменитом романе «Два капитана». Автор описывает как раз такие жизненные ситуации детей, родившихся в начале ХХ века, и способных не просто пережить любые проблемы, побороть любые обстоятельства, но и самое главное – стать настоящими людьми и гражданами своей страны. Именно поэтому – эта каверинская фраза стала лозунгом нескольких поколений советских детей, да и взрослых.

Кадр из фильма "Два капитана", 1976 г.

Сегодня есть ещё немало известных примеров, ещё больше тех ситуаций, которые не попадают на страницы газет, в эфиры телеканалов, остающиеся в своих четырёх стенах, где взрослеют, мужают, вырастают настоящими людьми дети, самостоятельно сражающиеся с проблемами, случившимися в их семьях, и лично с ними. Самую простую альтернативу, которую могут в таких ситуациях предложить специальные органы, отправить детей в интернаты, детские дома и прочие учреждения. И не всегда рядом оказываются добрые соседки, как в случае с Владиком и его мамой Татьяной, когда своим неравнодушием спасают не только семьи, живущие рядом, но и способствуют появлению в обществе настоящих волевых мужчин, и уверенных в себе женщин.

Как видим из жизненных примеров, в реальности дети, оставшиеся одни, без родителей и внимания родственников, или вынужденные брать на себя ответственность за братьев, сестёр, матерей или отцов, практически не используют такой инфантильный способ психологической защиты, как уход в фантазии о «счастливом» будущем. Авторы фильма про Еву, очевидно, не учли, что дети уже в раннем возрасте – могут проявлять и разумную самостоятельность, и принимать решения - жить и бороться. Да, как любые дети они мечтают о том, как вырастут и станут сильными. Но на самом деле - они уже сильные. В реальных ситуациях их жизненные  истории свидетельствуют о самостоятельности детей, и об их человеческих возможностях.

И мы видим, как в жизни, в отличие от кино, любовь может спасти человеку жизнь. Ева должна бороться со своим страхом и победить, чтобы  потом отдать любовь, которую ей подарили родители, другим людям.

Тамара КОСТЕРИНА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Псковские следы «республики ШКИД»

Дети в военной форме – вопрос не новый

Сергей Урсуляк имеет право на свой «Тихий Дон»

 

152 просмотра.
Теги: Критик-А

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу