Интернет-газета. Псков
16+

Ты из Мурманска? Как там?

05 декабря 2022 г.

Директор Мурманского филиала «Ростелекома» пообщалась с журналистами о принципах работы бизнеса на севере

В Мурманской области привыкли работать на опережение. К этому обязывают непростые условия жизни. Тут, на севере и ландшафт трудный для строительства и любых работ, и сложные климатические условия, и короткий световой день. В таких условиях успех любого дела определяют люди, которые готовы принимать вызовы, ставить себе задачи и любой ценой их выполнять. Как на севере работает провайдер цифровых услуг, рассказала нам Ольга  Шаньгина, директор Мурманского филиала компании «Ростелеком». Встреча наша состоялась во время пресс-тура для журналистов-победителей конкурса «Вместе в цифровое будущее».

Без партнёрства на севере невозможно

Ольга Владимировна убеждена, работать на опережение - отличительная особенность Мурманской области, и речь не только о бизнесе.

Драйв, так она этот настрой на работу определяет, есть и в правительстве региона. И это прогрессивно, когда органы власти не догоняющие, а опережающие. Благодаря партнёрству с государством бизнес со своими услугами шаг за шагом приходит к человеку и создаёт ему другие условия для жизни. Без партнёрства это невозможно. Это можно сделать только когда ты слышишь друг друга, уверена Ольга Шаньгина.

Ещё двадцать лет назад казалось, что обеспечить регион устойчивой связью и интернетом - это большой вызов. Так оно и было. Чтобы выехать на большую землю по дороге, надо было преодолеть огромные препятствия. «Дорога была дальняя и сложная, и люди, находясь уже на большой земле, встречались, спрашивали друг друга: «Ты из Мурманска? Как там?». Сейчас федеральная дорога, широкая, и увидеть мурманчанина в средней полосе не так сложно. Но при этом наша земля очень суровая, и для нас многие вещи было очень важно делать на опережение», - объясняет Ольга Шаньгина.

Был период, когда провайдер выходил с Кольского полуострова на большую землю одним магистральным кабелем. Сама Ольга Владимировна тогда только пришла работать в компанию электромонтёром. От работоспособности, качества и состояния этого кабеля буквально зависел весь регион. Чтобы выйти на сегодняшние показатели, когда 99,7% жителей имеют доступ к сетям, а 94% домохозяйств региона покрыты оптикой, потребовалось два миллиарда рублей инвестиций и изрядная доля энтузиазма от всех сотрудников.

«Мы живем в сложном географическом рельефе, здесь есть ограничения по технологиям. Например, беспроводной широкополосный доступ не представлен, потому что на скалы идет сильное отражение. Скалы, сопки препятствуют передаче сигнала не по кабелю, и для связистов это большой вызов. У нас и эфирное телевидение не передавало. Из-за особенностей рельефа шло отражение от сопки и происходило задвоение сигнала. Раз в полгода у нас бывают грозы, которые могут привести к аварийным ситуациям на наших производствах. Это заставляет больше инвестировать и резервировать дополнительное оборудование, чтобы не оказывать влияние на работоспособность наших предприятий.

Ещё особенность нашего региона в том, что это тундра, на северо-востоке это природоохранные зоны. Связистам нужно находить обходной путь, чтобы не нарушить законодательство», - рассказывает Ольга Шаньгина и добавляет, многие вещи можно сделать, только объединив усилия.

 

Мы закрываем белые пятна

На севере короткий строительный сезон и полярная ночь. Поэтому то, что в других регионах могут строить 8-10 месяцев, там надо строить в два раза быстрее. Световой день длится всего четыре часа, и когда приходится работать с авариями или выполнять тяжёлые заказы, этого времени крайне мало.

Фото Кристины Борисовой

На севере высоко ценят каждую минуту и заранее продумывают, как отработать задачу как можно слаженнее и чётче. Здесь нельзя выехать на объект без тщательной подготовки. Высокая ответственность на том, кто проверяет по чек-листу необходимое оборудование и материалы - всё ли взяли с собой. Если что-то забыть, то быстро вернуться на базу и взять не получится, на это просто нет времени. Поэтому люди очень вдумчиво относятся и к делам, и к словам. Приезжие эту сосредоточенность мурманчан воспринимают как закрытость и, пожалуй, даже суровость характера. А люди здесь просто привыкли не бросать слов на ветер и здраво оценивать, смогут ли они выполнить, что пообещают. Это касается и бизнеса, который берет на себя ответственность перед людьми. «Ростелеком» пришёл к мурманчанам с предложением обеспечить их интернетом - и даже в удалённых населённых пунктах появились не только точки доступа, но и проводной интернет.

«У нас были моменты, когда мы сидели и думали, как закрыть белое пятно, попасть в труднодоступный участок, объединить усилия и правильно направить инвестиции <...> Если бы у нас не состоялся диалог с людьми, которые здесь живут, если бы они не откликались на то, что мы предлагаем, мы не смогли бы доказать ни одного рубля и вложить инвестиции, чтобы создать устойчивую инфраструктуру. Когда население реагирует и говорит: да, нам это надо, мы будем этим пользоваться, ты приходишь и говоришь: нам нужны дополнительные средства для удаленных населённых пунктов. Наши мастера, бригады выезжали, раскидывали сети по населённым пунктам, чтобы там были не просто точки доступа с радиосигнала, но и проводной интернет», - говорит Ольга Шаньгина и подводит итоги проведённой работы:

«Мы пришли в Мурманскую область в 2010 году, и сегодня наш интернет в каждой второй квартире, а цифровое телевидение в каждой третьей. Жители региона получают телевидение, которое экономит их время. Мы пришли с цифровым телевидением, когда активно использовалось эфирное, аналоговое и кабельное телевидение. Человек должен был прийти к телевизору, например, к 20.10, потому что у тебя начиналась любимая передача. Возможности перемотки, сохранения в дисковое пространство передачи, которая тебя интересует, контент с фильмами, передачами, книгами - у людей появились. Есть каналы, которые можно включить для своих близких, которые берегут наше здоровье - «Наша Сибирь», например. Там картинка постоянная - видеозапись природы и звуки журчащей воды, птиц, шума листвы. Когда время очень напряжённое, нужно знать инструменты, которые помогут семье нормализовать это напряжение. Через такие сервисы мы приходим в семью с услугами, которые дают эти инструменты. Это может быть и музыкальный контент, например, классика, которая приводит любого человека в прекрасное состояние. На нашем телевидении есть книги в аудиоформате, которые каждый может слушать, имея просто телевидение. Чтобы защитить детей, существуют такие услуги как родительский контроль. Это есть и на телевидении, чтобы защитить ребенка от контента, который для них не предназначен. То, что глаза увидели, мозгу никогда не забыть».

 

Цифровизация важна, если с ней работать обдуманно

После печально известных событий в Перми и Казани руководство и сотрудников компании стала беспокоить не только защита детей от нежелательного контента, но и безопасность пространства, в котором они находятся.

Так родился проект по созданию периметра безопасности в школах. «Мы скомбинировали и закрыли периметры с подключением аналитики лиц, предотвращением проникновения лиц, которые находятся в розыске, закрыли периметр не только видеопотоком, но и дополнительной аналитикой, которая передаёт сигнал на пост охраны. Мы убрали с охраны функцию фиксации, когда охранник записывает, что кто-то пришел, взял ключ, что проехала машина. Мы взяли эту работу и забрали на цифровой сервис. И теперь охранник и правда занимается охраной», - поясняет Ольга Шаньгина. Она считает подобные дела своей социальной ответственностью и как родителя, и как бизнесмена.

Проект «Безопасный периметр» - только один из многих. В компании ими мыслят. «Сейчас практически никто не создает стратегии на 3-5 лет, сейчас мы работаем по сценарному планированию: план А, план B, план С. Сейчас мир меняется так быстро, что пятилетние стратегии не работают», - объясняет наш спикер. В 2022 году перед каждым сотрудником компании была поставлена задача - максимально вовлечься в тот или иной проект, а их число доходило до 122, и они были разными - социальными, технологическими и бизнесовыми. Вписаться можно было в любой, и все сотрудники так или иначе были задействованы.

Некоторые из старых проектов, можно сказать, были «прорывными» в развитии компании. В 2017 году, когда в России только начали узнавать об «облачных» технологиях, «Ростелеком» взял ответственность за хранение данных своих бизнес-партнёров. В отрасли был момент, когда каждый производственник, предприниматель, локальный производитель в регионе создавал что-то свое. «Мы пошли по пути создания больших платформ, на базе которых реализуются облачные услуги. Это значит, что не нужно в каждом населённом пункте, в каждом регионе, на каждом предприятии создавать что-то свое. Один берёт ответственность, создает платформу, на базе которой другие реализуют услуги», - поясняет наш спикер и вспоминает, как «Ростелеком» тогда решился сделать свою базу для хранения информации, а позже построить первый на территории Арктики коммерческий ЦОД. Компания предоставила региону вычислительные мощности, на которые теперь собирают региональных производственников.

Сегодня перед сотрудниками новый вызов - информационная безопасность. Теперь это так же важно, как финансовая защита, охрана труда и безопасное поведение на рабочих местах. В эпоху всеобщей цифровизации вырос риск перехвата управления производством. Это не значит, что не нужна цифровизация, это значит, что нужно этим заниматься и защищать, - уверена Ольга Шаньгина. Она вспомнила, как начинала работать в компании, выходила в ночные смены и сама лично помнит, как тяжело чувствовала себя к четырём утра. «Я сама работала в смену и знаю, что в четыре часа утра порог внимания снижается, даже если ты выспавшийся пришел на смену. Мозг не совсем адекватен, как будто часть аналитических центров в голове отключается, и технологии позволяют предотвращать трагедии <...> Цифровизация даёт огромные возможности. Мы видим сокращение себестоимости, ресурсов, понимаем, что рутину можно заменить на роботы. Мы сейчас работаем с нашими производственниками в регионе, это контроль над усталостью крановщиков, предотвращение столкновения техники с другой техникой или с человеком», - привела доводы в защиту цифровизации Ольга Владимировна.

Чтобы молодёжь на севере жила, нужно, чтобы у взрослых перестали потеть руки при встрече с ней

Одни трудности на производстве уйдут с внедрением технологий, другие, как поиск кадров, остаются. Ольга Шаньгина, как и её коллеги, работают над тем, чтобы воспитать себе смену.

Пять лет назад в команде сформулировали новую миссию. Решили, что должны соединить подрастающее поколение и производственников, и для этого начали работать с детьми. Важно было прийти к подрастающему поколению вовремя, до того, как они выбирают профессию. «Очень часто дети выбирают профессию из окружения своих родителей, смотрят, кем были папа, мама, дядя и тётя. Перечень тех профессий, которые ребёнок выбирает, он даже не про его способности, если посмотреть, сколько людей работает по своей профессии. Он выбирал из того, что видел. Плюс то, что делают производственники, детям непонятно. Мы приняли решение, что пойдём к детям, начнём показывать им мастер-классы, рассказывать, как мы работаем, как проходит рабочий день, что такое связист. У наших мастеров потели руки, им было страшно выступать перед детьми. Для нас это был вызов. Проводить мастер-класс и коммуницировать с аудиторией - это определённый навык. Потом руки перестали потеть, они с радостью шли к ребятам, и дальше мы уже запускали такие проекты, как «Вектор успеха», когда мы пошли к деткам-с ограничениями по здоровью, стали для них проводить мастер-классы и работать с ними. У нас был проект «Молодёжи на севере жить». Мне очень хочется, чтобы остановился отток населения, чтобы больше и больше людей сюда приезжали работать, чтобы наши дети не уезжали в миллионники, а оставались здесь, чтобы у нас здесь была настолько комфортная среда, которую не хочется покидать. Мы создаём такие условия, в которых хочется быть с нами вместе», - рассказывает Ольга Шаньгина.

Для молодых специалистов, которые устраиваются работать в компанию, предусмотрена система наставничества. Ольга Владимировна вспоминает, что свою старшую коллегу, которая её учила, называла своей «рабочей мамой», и говорит, что благодарна ей за переданные знания и опыт.

О своих коллегах Ольга Владимировна говорит, что с ней работают люди, у которых очень большое сердце. «Чтобы делать наши дела, ты должен быть с большой целью, чтобы было желание оставить после себя какой-то след», - наш собеседник на своём примере рассказала нам, как много значат в жизни общие для коллектива цели и дела, и как много можно добиться, объединив усилия.

Кристина БОРИСОВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Фото: пресс-служба "Ростелеком"

Вам также может быть интересно:

Как на Севере жить. Мурманск

Териберка: что там, на краю света?

Северный морской путь: нам в своей воде не холодно

1378 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу