Интернет-газета. Псков
16+

Театр должен провоцировать человека… думать

23 марта 2018 г.

В чёрном-чёрном зале, на чёрной-чёрной сцене, под чёрным-чёрным потолком

Это никакая не притча, но со смыслом. А что поймёт читатель – это уже другой вопрос. Долгое время никак не мог попасть в этот театр «Вершалин» в небольшом польском городке Супрасль, что рядом с Белостоком. Желание посмотреть – что же это за «Вершалин» - подогревалось легендами о провокационном содержании спектаклей, о скандальном взгляде режиссера на многие вопросы веры, религиозности, морали и других тем нашего времени. И вот, свершилось.

Тридцать злотых за билет на одну персону, и вот уже сижу на первом ряду черного-черного зала с дощатой квадратной и чёрной-чёрной сценой в центре, огороженной редкими штакетинами старого забора и разнокалиберными деревянными крестами, похожими на те, что были когда-то на старых заброшенных кладбищах. Картина зловещая, честно говоря… Еще и тёмно-голубая подсветка из двух рамп под чёрным потолком. Народу много. Небольшой зал человек на пятьдесят забит до отказа. И это подтверждало одну часть легенды – о небывалом посещении любого из спектаклей «Вершалина». На  этот раз в ход пошли и приставные стулья в проходах. И всё равно многие желающие не попали, остались «за бортом». Давали «Репортаж о конце света…».

О спектакле говорили как о сильном, неоднозначном, противоречивом, идущем против устоявшегося общественного мнения, ломающем стереотипы. Ассоциаций о порядком поднадоевшем информационном поводе о конце света, о котором регулярно заставляют думать и говорить весь мир, вставало в голове много. Как повернёт тему скандальный режиссёр, которого часть местных жителей из весьма религиозного городка, и поклонники традиционного театра, кажется, на дух не переносят? Антураж внутри зрительного зала не то чтобы удивил, но радости от встречи с театром не доставил однозначно… Да, и «конец света», честно говоря, оказался затянутым и накрученным переложением фактически одной мысли: «Грядёт новая лжерелигия!». И в это изначально ясное и понятное действо режиссер загрузил множество образов-символов: от деревенского пророка Илии из соседнего урочища, каких-то зомби, призванных исполнять роль обманутого народа (у нас что – у всех такой вид, что ли?), до царя-батюшки Николая. Рядом с последним бегали местные барышни с лицами мертвецов... Скандального в видении режиссёра, в общем-то, ничего не было, если только таковой не рассматривать мораль той самой мысли – «грядёт новая лжерелигия», и уже бредёт где-то новый пророк Илия, чтобы мутить умы людей. Ну, так эта мысль и без того известна и нередко обсуждается. И чтобы донести её до зрителей, на мой взгляд, не нужно было почти два часа гонять по залу «зомби» с крестами в руках в истошном мистическом хаосе. А вот артисты – умницы: отведённые им роли они отыграли на «пять». Пот рекой струился по зомби-щекам, голоса срывались, глаза горели безумством… 

А, в общем, хорошо, что такой театр есть. Что у него полно зрителей, что он наполняет мозг людей возможностями услышать разные мнения и точки зрения, что он провоцирует человека думать. 

При этом, «Вершалин» изначально был рождён несколькими актёрами и режиссёром, которые специально устроили театр в небольшом городке: нашли пустующий обычный деревянный дом, договорились об аренде с муниципалитетом, отремонтировали и начали репетировать. Скромные декорации, а точнее, практически никаких. Простенькое световое оборудование, деревянные скамьи вместо кресел в зрительном зале – но гардероб, чтобы театр, как и положено, начинался с вешалки – был сделан в первую очередь... Почти вручную сделанные афиши. И театр начал жить.

Спектакль за спектаклем – слух о нём пошел по всей округе, потом по всей стране. Народ валил из соседних больших городов и даже из столиц караванами, заранее выкупались билеты. Слава театра, режиссёра и актёров стала расти – театр звали переехать в крупные города. Но они так и остаются в этом небольшом городке. Тогда его популярность стала такой высокой, что государственные органы культуры предложили театру государственное обеспечение и бюджет в необходимом количестве. Теперь это государственный театр. Но труппа сразу поставила условие: без претензий чиновников на репертуарное влияние. Условия были приняты.

«Вершалин»  работает и сейчас, доказывая, что в театре главное не гигантское здание с фонарями и крутящимися сценами, автоматическими декорациями, не суперремонт и не следование тому, что от актёров, режиссёров, кто-то хочет видеть. Всё-таки в театре главное другое: давать пришедшим людям возможность думать. А это можно сделать и со старенькой сцены в сельском клубе.

Анджей КОВАЛЕВСКИЙ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Ещё материалы автора:

Поляки устроили в лесу сиреневое поле

Читайте другие статьи из Польши:

Против любого оружия Podlaska Oktava Kultur. Как один фестиваль мир спасает

Секреты «Wolfsschanze». Что скрывает подземный город Гитлера?

Крепость Осовец – пример солдатского мужества и музейной заботы о памяти прошлого

2900 просмотров.
Теги: Критик-А

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу