Оранжевый город с оранжевым солнцем есть на Северо-западе России
Как выглядят время и память и какого они цвета, можно успеть увидеть до конца октября в Пскове. Выставка работ Николая Захарова открылась в середине октября в зале Псковского отделения Союза художников России.
Персональная выставка этого художника состоялась четыре года назад в псковской галерее «Герцена, 6». И тогда в личной беседе, рассказывая о работах за минувшие десять лет, художник говорил о художественном в своем творчестве очень осторожно, о себе – сдержанно, скромно и не рисовался.
Таким же он предстал перед посетителями новой выставки. Обозначил повод для выставки просто: 2016 год – юбилейный для него: 25 лет он состоит в Союзе художников России и 15 – живет в Пскове, который до сих пор вдохновляет его.
Воздушный и бледный, похожий на мартовский или ноябрьский. Ярмарочный, закружившийся на масленичной карусели. Оранжевый город с оранжевым солнцем, очень теплый – то ли залитый солнечным светом, то ли пожелтевший с приходом осени.
Узнаваемые строения Печор, Изборска, Пскова, объединяясь, рождают в сознании художника ассоциацию с каменной летописью. Колокольня не прекращавшего богослужений Псково-Печерского монастыря, изборская Корсунская часовня, построенная, по преданию, на месте братской могилы участников обороны в 1657 году в ходе войны России с Польшей и Литвой, знаковый для Пскова храм Покрова и Рождества от легендарного Пролома – все это наряду с бегунцом и другими орнаментами стало знаком жизни и славы поколений, оставленным на Псковской земле.
Доминантой ярмарочного города, как и полотна «Улицы Пскова», тоже становятся церкви. И Псков предстает на этой выставке городом храмов. Не каменных палат, не хрущевок, не парков и скверов. Художник смотрит на город как летописец, автор эпического текста, с высоты птичьего полета, охватывая взглядом общую картину. Думается, дело не в том, что Николай Захаров – специалист по монументально-декоративной росписи. Высота позволяет, пропуская второстепенное, сосредоточить свой взгляд на главном.
Где же на захаровских улицах карусели Детского парка у Василия на Горке? Дом профсоюзов у Николы со Усохи и здание больницы у храма Одигитрии в центре композиции? Долгострой на Завеличье близ часовни святой Анастасии, приметы нашего или какого-то другого времени? Они словно стерты. А светятся, приковывают взгляд те здания, что хранят историю. Они же составляют фон бытовых (или бытийных – единство и одиночество вдвоем видятся в них, - авт.) сюжетов. Так в изображении града земного проступает отражение иного града. И становится очевидным, почему одной из самых крупных работ на выставке является полотно «Под небом голубым», словно списанное с песни «Рай» Анри Волохонского, более известной как «Город» в исполнении Бориса Гребенщикова. Здесь и орел, и лев из текста, а также сам певец и образ Иисуса Христа – прикрытое луною яркое солнце.
Продолжает ряд работ, расположенных композиционно сильно, на стене напротив входа, полотно «Звезды, травы, птицы». Смотря на него, вспоминаешь и тот же «Город», и поэзию Арсения Тарковского. Звезды, травы и птицы изображены так, словно взгляд рисующего смотрит в небо, затем на землю, а далее снова обращается к небу. Три уровня мира перемешаны, составляют будто лоскутное одеяло или картинку из калейдоскопа.
Зритель может чувствовать себя одновременно и лежащим в траве, наблюдающим из нее за ночным небом, и находящимся высоко в небе, рядом с птицами.
Тема времени и памяти продолжает философскую серию картин рубежа 1990-х и 2000-х гг. И сохраняются они в деталях, осязаемых вещах, авторы которых, ремесленники и художники, давно ушли из этого мира. Иконы, инструменты для работы и дома, символы разных культур – все это материальное воплощение ушедшего, обеспечивающее вечность земную.
Работы последних трех лет, на первый взгляд, не содержат философских формул: это пейзажи Латвии и России – старинных городских уголков и сельских просторов. Руины латышских строений, тихий, словно укутанный в туман Байкал, снежное Ферапонтово, затерянный в изборских лесах Мальский монастырь, сам «железный град» и, конечно, Псков. Все это самоценно для художника. Однако на всех полотнах изображены исторические памятники. И большая часть захаровских дорог ведут к храму. Символы вечности, воплотившиеся в граде земном, в которые хочется всматриваться день за днем? И подтверждает догадку одна из последних работ автора «Явление», содержащая уже явно религиозную символику: одиночные образы и изображения иконографических сюжетов.
И весь этот комплекс смыслов, по замыслу автора, вероятно, продолжает ряд, выставленный в 2012 году, в котором бытовое наполняется бытийным смыслом, вечное проступает через обыденное.
Мария КУТУМСКАЯ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Кстати, работы Николая Захарова «Вечер в Ферапонтово» и «Ферапонтово» 2010 года хранятся в собрании живописи в коллекции Музея фресок Дионисия (Кирило-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). «Ферапонтово стало местом творческого паломничества художников, нашедших в этих местах источник вдохновения, освященный знаменитой росписью Дионисия», – пишут на сайте музея.
Предлагаем вам посмотреть на некоторые картины Николая Захарова, а потом увидеть выставку художника в реальности.
Читайте ещё материалы нашего автора Марии КУТУМСКОЙ, которые обязательно вернут вам чувства и эмоции...
Полиглота, дипломата, говоруна и просто честного человека воспитала Псковская земля когда-то...
Как я шла по Пскову семнадцатого века.
Почему человека так тянет в темную-темную комнату?
Поделиться с друзьями: