Интернет-газета. Псков
16+

А слабо самим построить, как строили великие предки в Пскове?

11 апреля 2025 г.

В одном из первых материалов, посвящённых новому Пскову, мы сказали, что на эстетический облик спальных кварталов практически не принято обращать внимание: «спальники» – они и есть «спальники», ничего больше. Но эти городские районы действительно растут, как по мановению чьей-то волшебной палочки, и если не был в городе несколько лет, то бывшие окраины можешь и не узнать. И более того, если вас перенесёт сюда чья-нибудь могущественная воля, как это случилось с маленькой героиней «Волшебника Изумрудного города», то вы можете долго пытаться понять, в какой город вас занесло. Точно такое же ощущение было и у нас, когда журналисты Pressaparte.ru вместе с известным искусствоведом, знатоком истории архитектуры и искусства Пскова Тамарой ШУЛАКОВОЙ и архитектором Антоном ПРОШАКИНЫМ решили проехать по некоторым псковским территориям, застраиваемым новыми кварталами домов.

 

Он даже кричит, что «я не Псков»

Оказаться на незнакомой улице, в совершенно незнакомом городе – это не только жутковатый сюжет из фэнтези–фильма, в реальности это часто даже интересно, когда перед вами открываются приятные глазу, эстетичные, содержательные, вызывающие массу позитивных эмоций жилые и общественные пространства. В Пскове, где всё минувшее десятилетие продолжается настоящий строительный бум, окраинные пространства, застраиваемые многоквартирниками, чаще всего и есть просто «спальники», которые никак и ничем не подтверждают даже то, что они псковские «спальники». Так происходит и в кварталах, которые сегодня возводятся на самом дальнем Запсковье, в том числе в районе пересечения улиц Инженерной и Юности.

– Все новые районы совершенно несомасштабны Пскову и все типовые, во всех городах современной России такие строятся. Поэтому все новые кварталы становятся одинаковыми, – делится впечатлениями архитектор Антон Прошакин. Кроме того, обратите внимание на элементы уличной структуры – поребрики до сих пор ставятся такие высокие, что портятся машины, и о доступной среде, похоже, никто не слышал. С учётом огромного масштаба застройки дорожки такой малой ширины, как будто у нас здесь, как в небольшом европейском городе с маленькими улочками и невысокими строениями. Понятно, что это экономия средств на материалах, но всё равно странно. Очевидно, что всё это результат использования норм ещё 70–80–х годов прошлого столетия. А если дойти до нового перекрёстка улиц, то здесь, на мой взгляд, тоже виден совершенно неподходящий масштаб для такого невысокого города, как Псков.

Перекрёсток улиц Инженерной и Юности действительно получился довольно большим. Но даже он визуально теряет часть своего пространства, из-за того, что почти со всех сторон окружён высокими многоэтажными домами. В результате, по словам Тамары Шулаковой, перекрёсток не просто спорит с псковскими традициями, «он даже кричит: «Я не Псков!».

– Особенно там, где стоят жёлто-рыжие дома с синими гофрированными листами балконных вставок. Много таких спальных районов видел в Петербурге, – добавляет Антон Прошакин. – В общем, ужасная колористика, и совершенно непонятно, в каком городе мы находимся.

– Это вообще не колористика, если говорить правильно. Помните, слово «колорит» – это гармония цветов, верно? А здесь дисгармония, здесь отвратительное цветовое сочетание. И почему оно было выбрано именно таким, никто не скажет. Внутри каждого дома есть противоречие, и все вместе они ссорятся друг с другом, как в плохой семье каждый день. Этим заложено отвратительное ощущение. Потому что архитектура, например, когда вы гуляете в лучших районах Петербурга, она радует вас, возвращаешься с прогулки окрылённый. Она воспитывает, создаёт настроение, формирует вкус. Здесь мы сразу же вгоняем людей в гнетущую депрессию этими чудовищными огромными зданиями, – делится эмоциями Тамара Шулакова.

Честно говоря, да, в этом нагромождении блочных высоток позитив испытать сложно. С другой стороны, когда начинаешь разговор на эту тему с разными людьми, сталкиваешься и с таким суждением, что потребителю всё равно. Для покупателя жилья в таких домах главное, чтобы была крыша, тёплая квартира, душ с горячей водой, удобный лифт, и цена на эти стены не была космической. А то, какая конструкция и фасад дома, как выглядит улица, на которой он будет жить – ему всё равно. И тут мнение на этот счёт профессионального архитектора просто необходимо.

– Как человек может что-то оценить, если он этого не видел? В его поле восприятия другие варианты просто отсутствуют. Но как только они появятся, он скажет: «О, это так классно! А разве так можно было?». Такие фразы звучат от заказчиков, когда они приходят к нам с определенным набором требований и желаний. Я делаю проект, но, разумеется, добавляю что–то еще от себя. И обычно встреча с первыми эскизами, это всегда: «Мы вообще думали, что будет по–другому». Я говорю: «Вот затем вы и пришли, чтобы было не просто так, как вы себе представляли, но и чтобы было хорошо и удобно», – высказывается сопровождающий нас архитектор Антон Прошакин.

В иных ситуациях чаще всего так и бывает. Обычный человек не знает, как учить детей, например, математике. А учитель знает. Сам ребёнок может посчитать, что ему ни к чему умения решать уравнения: зачем они нужны в повседневной жизни? Но учитель знает, зачем ребёнку нужна математика. То же самое и со всем остальным.

 

Лучшее лекарство для плохого архитектора – это плющ

– Интересно, кто решает, каким должен быть, как выглядеть этот или очередной жилой квартал? – спрашиваем у нашего архитектора.

– По идее, этим должен заниматься главный архитектор города, у которого есть административные функции. К сожалению, у нас это номинальная должность, насколько я понимаю. К примеру, в Москве Сергей Кузнецов, который ныне является главным архитектором столицы, прежде 15 лет работал вместе с одним из авторов «Невской ратуши» в Петербурге Сергеем Чобаном – архитектором мирового масштаба, окончившим Академию Репина, в начале 90–х творившим в Германии, а затем в России, в Москве, Петербурге. Чобан с Кузнецовым создали своё архитектурное объединение «SPEECH Чобан & Кузнецов», учредили архитектурный журнал Speech. Поэтому в столице сразу виден уровень, вкус и знания, – рассказывает Антон Прошакин.

По словам нашего собеседника и проводника по новым кварталам, бывает, что архитектор или инженер-проектировщик советуют, как будет лучше, что целесообразнее, эффективнее и так далее. А им в ответ говорят: «Нет, нам нужно именно так, как мы хотим, и это всё…». То есть заказчики загоняют архитекторов в такие рамки, в которых практически невозможно работать.

– К примеру, возникает очередной вопрос, когда смотришь на современные стандартные многоэтажки: почему у них окна такие маленькие, ведь мы живём на северных территориях, где и без того малое количество дневного света? Понятно, что раньше в бревенчатых домах делали маленькие окна, потому что хотелось дольше сохранять тепло, тогда не было ни технологий постоянного отопления, ни стеклопакетов… Но сейчас-то современное строительство и современные технологии позволяют делать большие окна и не терять тепло, – уверен Антон Прошакин.

Строить новые кварталы, изначально предвидя внешний вид всего пространства, и создавать в результате не просто комфортные дома, но и радующий глаз облик города, – такая практика, возможно, когда–то вернётся в массовое строительство. Но что же делать с тем, что уже возведено? Вот с этим новым перекрёстком, например? Где не только громоздкие фасады, но и скудные или непонятные элементы городской среды, типа тёмного цвета будки в центральной части пространства.

– Как можно исправить то, что уже построено? – спрашиваем архитектора.

– Как говорил Фрэнк Ллойд Райт, американский архитектор, сторонник так называемой «органической» архитектуры, лучшее лекарство для плохого архитектора – это плющ. Закройте им всё, что уже построили – то ли шутит, то ли совершенно всерьёз говорит наш собеседник. Да, в этом месте ещё можно высадить деревья–крупномеры, которые несколько сгладят впечатление.

 

Наука строить, когда у тебя «три войны в неделю»

В Пскове есть кварталы с новостройками, где можно заметить прогрессивные начала. Для этого мы отправились в район, который известен как Овсище, где тоже активно ведётся строительство новых кварталов. В результате его уже можно делить на «ближнее» и «дальнее», по крайней мере до тех пор, пока новые микрорайоны не получили своего устойчивого названия. Мы в квартале по улице Загородной.

– Этот район более выровнен по высотности, он производит впечатление собранной группы, но о гармонии здесь говорить трудно, потому что дома даже по цвету не сопрягаются, а как будто кричат и друг на друга и всем остальным, что они тут всех важнее, потому что новые, современные: «Любуйтесь мною!». Хотя расстановка их тоже мне непонятна. Они выглядят хаотично уже по тому, как друг к другу поставлены, – делится мнением от встречи с кварталом искусствовед Тамара Шулакова. – И надо помнить, что возник этот квартал рядом с главной псковской дорогой. Река Великая – это святая дорога Пскова, это исторический путь «из варяг в греки», дорога, которая для Пскова испокон веков была основной. Испокон веков к ней с великим уважением относились. Мне как сибирячке было заметно, что небольшая по сибирским меркам река, очень промыслительно названа Великой! Это глубокий и точный символ: она организует весь город,  и связывает нас с Западом, и противостоит ему - и знаменует начало Русской Земли! Прекрасная визуальная ее лента не должна быть нарушена никакими высотками, здесь доминанта - Свято-Троицкий собор, и скромные, антропоморфные, сомасштабные человеку  псковские храмы по обоим ее берегам, от Устья до Снетогорья и Сироткина монастыря. Знаменитое требование ЮНЕСКО к образу старинных городов: «чистота видовых перспектив» нарушено многократно, теперь уже нашими новыми «вставными челюстями» по знаменитой псковской визитной карточке - водной дороге «из варяг в греки»… Прав Александр Пушкин: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Плоховато  у нас с «уважением к минувшему», хорошо только с борьбой за квадратные метры любой ценой…

– Понятно, что здесь тоже не идеально, но хотя бы грамотно по внешнему периметру квартала организована парковочная зона, а внутри появилась пешеходная территория. Кому-то из жильцов повезло ещё с видовыми характеристиками – виден и Снетогорский монастырь, и монумент на горе Соколиха, – комментирует сопровождающий нас в поездке архитектор Антон Прошакин. – Это единственный интересный проект из всего, что строится нового, современного в этом сегменте жилья. И если говорить о стоимости строительства здесь и в других местах, то плюс-минус всё одинаково. Только где-то приложили голову к проектированию, а где-то нет.

Одним из оправданий строительства стандартных, с комфортными квартирами, но абсолютно безликих многоэтажек часто звучат слова, что любое изменение в конструкции строения, фасада, введение новых элементов и так далее сразу же в разы удорожает проект, и это в итоге сказывается на покупателях – люди отказываются покупать. Конечно, доступность жилья – вопрос очень актуальный для подавляющего большинства граждан, и, кажется, коллизия неразрешима, и экономия средств и покупателями, и застройщиками останется главным критерием для появления новых кварталов. Однако мнение архитектора нашей команды совсем другое.

– Если сопоставить всю стоимость затрат на строительство, то цена проекта у нас в России – это смешные проценты от всей стоимости строительства. Единственное, на что это влияет, так это на время, потому что всегда все этапы длятся долго, у нас нет организованных проектных институтов, где могут весь процесс сделать достаточно быстро и эффективно. А если говорить о бюджете проекта, то это вообще незначительно. С нынешними ценами, если стоимость для людей увеличится на 3-5-7%, в зависимости от степени изменения проекта, то от этого, я думаю, покупательский спрос не исчезнет. При этом визуал и функционал построенного окажутся гораздо лучше. Разница в цене будет небольшая, но в такие кварталы приезжаешь и видишь и пешеходные зоны, и организацию парковочных мест, и сделано всё так, что автомобильное движение не пересекается с пешеходными зонами. А у нас за редким исключением, как на улице Загородной, в любом дворе всегда «мешанина» из автомашин, пешеходных зон, детских уголков,  «собачьих» площадок и так далее.

– Экономия – вечная ссылка на плохой проект. Наши предки строили в Пскове тысячу лет, по крайней мере, начиная с X века, как из камня, так и из дерева. И они, простите, жили так, что у них было по три войны в неделю. И при этом делали так, что мы до сих пор поражаемся тому, что осталось. Экономия и тогда стояла на первом месте. Но ко всему нужно подходить с умом, – напоминает Тамара Шулакова. – Если снизить общий уровень вкуса людей, то вкус малограмотных специалистов будет представать как эталон, по которому мы великий древний город будем застраивать. А слабо самим построить и доказать, как это делали великие архитекторы? Работать нужно с заказчиком, повышать их и собственный уровень,  уважать традиции Пскова, а это великие традиции «каменосечной хитрости мастеров» и строить «как мера и красота скажут»…

 

Где ты, псковскость?

Ещё один положительный пример сомасштабного строительства мы увидели в жилом квартале на Завеличенской улице, что вырос за микрорайоном в Борисовичах. В этом месте поблизости продолжаются активные работы. Рядом с кварталом готовят площадку под строительство новой федеральной школы, которая будет соседствовать с большой парковой зоной.

– Здесь высотность уже построенных домов несколько «съедается» широтой пространства вокруг. Они не так давят, – оценивающе осматривает квартал Тамара Шулакова. – Да, у нас есть примеры сомасштабной застройки, но они точечные, маленькие и не делают погоды.

– Это новый городской, пока очень небольшой микрорайон, который по масштабу неплохой. Но всё равно, если откровенно говорить, здесь не предусмотрено ни магазинов, ни иных жизненных услуг – ничего. До ближайшего крупного магазина вот туда надо идти, – показывает рукой вдаль, в направлении улицы Рокоссовского, Антон Прошакин. –  Совершенно не продумано. Тут в квартале пока только работает маленький сетевой магазинчик известного бренда. Это уже частная инициатива: купили подвал, поменяли назначение.

То есть перед нами в чистом виде спальный район без всякой инфраструктуры. При этом главный вопрос остаётся. Вроде бы, комплекс комфортный, удобный для жизни за исключением отдалённости от основных городских кварталов, куда только автомобилем да на велосипеде можно добираться побыстрее. Но опять не хватает псковской сущности. Выходишь из двери дома, и не понимаешь: в каком городе оказался? И невольно приходишь к мысли: должны ли быть жёсткие требования к застройке Пскова, которые вменяют некое обременение, как, допустим, в Изборске, где любые строительные работы настойчиво рекомендовано проводить с использованием известнякового плитняка, как традиционного для этой местности материала.

– Сто процентов некие требования должны быть. Только вопрос в том, чтобы их формулировали не теоретики, не чиновники, никогда не сталкивавшиеся с практикой. А, например, профессиональная группа людей из числа историков архитектуры, архитекторов, строителей – они должны обмениваться мнениями, понимать, из чего сейчас состоит рынок, какая стоимость всего, и находить необходимые компромиссные решения, – говорит Антон Прошакин. – Важно именно находить пути решения вопроса. Не палки в колёса друг другу вставлять, а наоборот,  решать один и тот же вопрос и предлагать варианты.

– Архитектура – это очень идеологическое искусство. Идеологическая черта в нём, самая важная и в культуре, – уважение к минувшему, как говорил Пушкин. И уважение должно быть явлено, очевидно. Это всё Псков, мы гордимся старым Псковом, и мы продолжаем его традиции – вот какая должна быть идея. Поэтому тут важно объединиться всем, и застройщикам тоже... Но идею необходимо принять как аксиому, что уважение к старому городу – есть основа для постройки нового, и между ними должны быть связи. Это не «марсианский» пейзаж, а псковский. Притом что он окажется новым, современным, и любой из нас, сколько бы ему лет не было, хотел жить в этом выросшем городе, но именно в псковской традиции, а не вот в этой универсальной «марсианской» застройке, где мы «псковскость» вынуждены вычислять… и не находить.


Мы продолжим серию материалов, в которых пытаемся понять, как создать общую нить преемственности от старого города к новому, чтобы каждому человеку в любом уголке новых кварталов было понятно, что он находится не где-нибудь, а именно в Пскове. Уже скоро мы ждём следующие мнения и ответы на вопрос, каким должен быть новый Псков, чтобы он становился интересным продолжением старого города.


 

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также по теме:

Какой он - новый Псков?

Безликий жилмассив – это не псковский облик

Пора собирать камни и команду спасения

Кварталы со скромным видом «человейников»

Главное в таком деле не деньги, а голова

О метафизике города заговорили в Пскове

400 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу