Интернет-газета. Псков
16+

О метафизике города заговорили в Пскове

24 марта 2025 г.

Подтолкнул к этому художник с мировым именем - «Метафизика Пскова» - так называется выставка Игоря Леонтьева, которая при аншлаге открылась в Центральной городской библиотеке города.

Выставки с направлением «абстракционизм» - всегда несут определённый риск для авторов. Демонстрация таких художественных работ на широкую аудиторию изначально предполагает, что воплощённые на холсте задумки автора могут быть не поняты частью посетителей. Тем более, если в основе такая сложная тема, как метафизика города. Под этим понятием принято подразумевать особенную философию присущую определённому городу-индивидууму, которая оказывала и продолжает оказывать глубокое воздействие на психологию жителей. «Постигать дух города можно по-разному. Можно разглядывать его с высоты птичьего полета, можно вглядываться в планы городов, которые напоминают чернильные пятна в психологических тестах. Всегда можно что-то усмотреть – какие-то образы, геометрические фигуры. Постигать дух города можно, вслушиваясь в его шум («голос»), вглядываясь в «лицо». У каждого города свой «голос» – преобладающий звуковой фон, шум: будь то падающая вода многочисленных фонтанов, цоканье копыт лошадей, звонки трамваев и тому подобное. Вслушивание сменяется разглядыванием и разгадыванием. Простое разглядывание тела города заставляет задумываться, город предлагает решать загадки, - пишет культуролог Татьяна Смирнова в статье «Метафизика города как текст» в журнале «Молодой учёный».

Игорь Леонтьев предложил своё метафизическое постижение Пскова, выставив на обозрение зрителей два десятка работ. И одновременно, затеяв разговор с публикой, о нагрянувшей эпохе метамодерна и месте художника в современном обществе, о явлении метавселенной и дегуманизации искусства…

На фото: Полотно Игоря Леонтьева, которое дало название для всей выставки - "Метафизика Пскова"

Работы Игоря Леонтьева и представленные на открывшейся выставке, и выставляемые на других, как правило, приглашают человека остановиться, вглядеться, и увидеть своё прошлое и будущее. По словам присутствовавшего на выставке известного псковского художника Петериса Скайсткалнса, также, как и Игорь Леонтьев, учившегося рисованию в Риге, «только сам художник знает тайну каждой своей картины, то, что он в ней задумал, что вложил в каждый мазок и передаёт публике». Поэтому любой остановившийся перед ней зритель может видеть своё - в этом и есть большая ценность. Игорь Леонтьев предложил зрителям те самые загадки, о которых говорит культуролог Татьяна Смирнова. И у каждой картины-загадки может быть сколько угодно ответов, родившихся в воображении зрителей.

На фото: художник Игорь Леонтьев в домашней мастерской в Пскове

Сам художник давно уверен в роли искусства и его воздействия на человека: «Настоящее современное, актуальное искусство не должно нравиться с первого взгляда, даже искушенному реципиенту, зрителю. Оно не ставит такой задачи, как «любовь с первого взгляда». Сначала оно может шокировать, даже вызывать отвращение или страх, или хотя бы вызывать вопрос: «а, что это?», но, ни в коем случае не быть узнаваемым, привлекательным из-за шаблонов: «Какая красота!», «Как на фотографии!», «Как много всего!» и пр. и пр. По-моему, настоящее искусство должно задавать вопросы, а не отвечать на них, заставлять людей думать и искать свои смыслы. Но искусство так же, как и мир, гораздо шире, чем наше представление о нем. Не надо это забывать», - написал Игорь Леонтьев в статье «Сначала может шокировать, вызывать отвращение или страх, а потом уже любовь».

Впереди у открывшейся выставки ещё будут и те посетители, кто выйдут в полном восторге, и те, кто проникнутся и задумаются, другие, наверное, скажут, что «всё сложно», третьим вовсе покажется, что они ничего не поняли. Но успех выставки уже в том, что в людях будут формироваться такие мысли. Более того художник подталкивает нас к возможной и необходимой дискуссии о том, что же всё таки представляет собой город, в котором живём. И кто мы такие в этом городе? Формирует ли место жительства особый склад псковича? И есть ли у Пскова своя уникальная философия, которая укладывается в  понятие «метафизика города»? В прежние годы было принято наделять ею лишь крупные мировые города, сыгравшие не просто значительную роль в истории, но обладающие особенным духом, исключительно своим обликом и содержанием. Этот дух составлял особую метафизику Рима, Венеции, Эдинбурга, Берлина и других городов. При этом специалисты нередко отказывают в его наличии даже Парижу и Лондону. В России находят метафизику Москвы, Петербурга, Саратова. Однако, чаще всего, не замечая её в облике и содержимом таких древнейших городов как Великий Новгород и Псков. Почему, спрашивается? Ведь эти города не просто имеют огромную, более чем тысячелетнюю историю, значительно большую, чем у Москвы, и Петербурга, но и глубокое содержание, ту самую особенную философию, которая запечатлелась и в архитектуре, и в традициях, и в людях. Да, возможно, несколько затерявшуюся где-то в последние два-три десятилетия, но существовавшую до этого веками.

И саму выставку, и разговор о вопросах, волнующих творческую часть общества, изначально надо воспринимать как повод для дискуссии. И, конечно, в первую очередь заслуживает внимания тема о метафизике Пскова – этот город давно получил и уникальную философию, и миссию, и судьбу, и облик – он многие века живёт своей жизнью, вовлекая в неё многочисленных обитателей. Мы можем рассматривать эти элементы по отдельности, или соединить их в единое полотно – и то, и другое будет составляющими метафизики города – смогут ли различить их посетители выставки, разглядывая картины Игоря Леонтьева, - зависит от каждого зрителя и его воображения. Но от такого результата отчасти будет исполняться дальнейшее метафизическое развитие города, его предназначение.

«Рано или поздно в городе появляются люди, которые черпают вдохновение в его облике и судьбе, осмысляют свои озарения и дают им выражение в формах, присущих культуре своего времени. Накладывая свою собственную, сверхличную логику на течение творческой мысли этих людей, «душа города» наконец обретает свой голос», - так написал исследователь метафизики городов Дмитрий Спивак в своей книге «Метафизика Петербурга: Французская цивилизация».

Возможно, что душа Пскова, вбирая в себя тысячи голосов, событий и свершений из прошлого, тоже начинает обретать свой голос. По крайней мере, выходя с выставки Игоря Леонтьева, начинаешь не только пристальнее всматриваться в элементы облика города в поисках метафизических символов и знаков, но и прислушиваться в ожидании различить сквозь обычный городской шум голос души Пскова.

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также эссе Игоря Леонтьева:

И пришла цифра. Современное искусство в плену у безжалостного убийцы?

Сначала может шокировать, вызывать отвращение или страх, а потом уже любовь

Кроличья нора

Не конец истории, Или на пороге Нового романтизма

Вам может быть интересно:

Игорь Леонтьев: своей головой надо уметь пользоваться

"Псковской публике живопись Игоря Леонтьева должна быть близка"

347 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу