Интернет-газета. Псков
16+

Он без фотоаппарата остановил время

13 ноября 2018 г.

Тем, кто не успел увидеть очень редкую выставку рисунков Кристофа Бротце, проходившую в Пскове, организованную Консульством Латвийской Республики при поддержке администрации города Пскова, мы можем предложить только слегка познакомиться с историческими экспонатами, к которым с большим вниманием отнеслась публика уже четырнадцати стран, где выставка демонстрировалась. О самом Иоганне Бротце говорят – «человек, остановивший время».

Родился в Германии, жил в Риге и зарисовывал всех и всё подряд, всё, что видел:  улицы, здания, людей, различные знаки, документы. Это были его свидетельства той эпохи, в которой он жил, и которые казались ему важными. В черно-белых и цветных рисунках он фиксировал всё с фотографической точностью, с поразительным детализированием и всегда подписывал комментариями – своими и тех, кто был в тот момент рядом, сопровождал статистикой и располагал в хронологическом порядке. За десятилетия работы у него получилось 30 томов, 3000 рисунков и описаний, ставшие богатейшим материалом для историков. Разглядывая рисунки Бротце, можно представить, какой была жизнь разных слоев общества в конце 18 и первые десятилетия 19 века в одном из значительных европейских городов - Риге. Он - учитель по профессии, ученый-энциклопедист по призванию, сам того не понимая, без нынешнего фотоаппарата исполнял роль и фотографа, и  репортера.

«Рига пестрит столь разными одеждами и образами, что разглядывание их доставляет отменное удовольствие… Поэтому я представил их здесь в изобилии и ради разнообразия перемешал различные возрасты, сословия и полы так, как они перемешаны в обществе», – записал в своих трудах Иоганн Бротце, поясняя свое необычное и требующее много времени, увлечение. Благодаря его рисункам, перед нами предстают и простые люди, и вельможи – целые улицы горожан: моряки, плотники, молочницы, крестьяне, пекари, калачники, торговцы, гусары, драгуны, гренадеры. Мы видим, как маршируют войска, как разгружают суда… Кстати, именно Бротце открывает нам подробности создания знаменитого рижского бальзама. И то, что этот теперь знаменитый напиток, гордость Латвии, родился благодаря русскому купцу Лелюхину, в рижских владениях которого, по рецепту местного аптекаря Абрама Кунце, начали варить этот напиток в 1792 году.

Это с легкой руки и из-за уверенности Бротце, в том, что его труды будут полезны потомкам, спустя многие десятилетия, мы можем посмотреть, например, как реально выглядел военнослужащий Псковского драгунского полка.

Эти многочисленные образы из прошлого латышей, литовцев, белорусов, русских, немцев – буквально спасены от забвения - всего на его рисунках оказались представители 14 национальностей, которые в то время встречались автору на улицах Риги. Специалисты считают, что в то время, когда Рига была многонациональной – было самое доброе и спокойное время, которое продолжалось на протяжении долгих десятилетий, столетий – и также сильно многонациональность столицы Латвии проявилась и в 20-30е, и в послевоенные десятилетия 20 века. И поэтому бессмысленно делать Ригу и всю Латвию мононациональной, националистической – повторюсь: самые хорошие времена, это когда царит многонациональность и многокультурность. 

Иоганн Кристоф Бротце сделал для истории, для культуры очень многое, его роль сегодня можно сравнивать с самыми известными историческими деятелями, хотя в те времена, когда он жил, явно слыл чудаком. Бротце был прекрасно образован - учился в немецком Гёрлитце, где освоил техническое рисование, в Лейпцигском и Виттенбергском университетах изучал теологию и философию. В 1768 году он приехал в Ригу, где поступил работать домашним учителем, а уже через год он стал преподавать в Рижском императорском лицее, где и трудился 46 лет. И каждое утро он начинал с работы над своими рисунками и записями.

Самой значительной работой Бротце стала «Коллекция различных памятников Лифляндии» («Sammlung verschiedener Liefländischer Monumente…») – это десять огромных томов в кожаных переплетах. Разнообразные виды балтийских поместий, замков, деревень, городков, жилые дома и общественные строения, церкви, мосты, горожане и сельские жители, их одежда, предметы домашнего обихода, характеристика трудовых процессов, различные технические приспособления, памятники, гербы, печати и монеты. И всё это сделано с неимоверной тщательностью и точностью. Это действительно шедевр. Неспроста немцы, оккупировавшие Ригу в 1941 году, включили собрание Бротце в списки ценностей для вывоза в Германию. Но сотрудникам Академической библиотеки Латвийского университета (бывшей Рижской городской библиотеки, основанной в 1524 году, в советские годы библиотеки Академии Наук) каким-то чудом удалось сохранить сокровище.

- В 1997 году в Академической библиотеке был создан цифровой архив десятитомной коллекции И. К. Бротце, с целью обеспечить всем желающим ознакомиться с работой автора свободный и демократичный доступ, - рассказывает Вента КОЦЕРЕ, директор Академической библиотеки Латвийского университета. – А в 2017 году коллекция Иоганна Бротце была включена в Латвийский национальный реестр программы ЮНЕСКО «Память мира».

И, в общем-то, явление Бротце и его коллекции сегодня совсем не случайное – просто история сама подсказывает, в лице своих описателей, таких как Иоганн Кристоф Бротце, как должна сегодня развиваться и Латвия, да и другие страны, которые хотят мира и спокойствия и в своей стране, и в отношениях с соседями.

Ниже только небольшая часть огромной коллекции. Все материалы из которой хранятся в Академической библиотеки Латвийского университета:

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

Вента Коцере: «Национальное многообразие – это богатство Латвии, а не её проблема»

Вам может быть интересно:

Со снетком в голове. Псков может потерять один из своих знаменитых исторических статусов

В самом сердце Германии немцы десятилетиями хранят пристанище русских военных певцов

Каждое явление Пабло Пикассо миру вызывает огромное внимание

Этот художник реально приворожил тысячи людей

3561 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу