Интернет-газета. Псков
16+

Со снетком в голове. Псков может потерять один из своих знаменитых исторических статусов

06 июля 2018 г.

На фото: сегодня снеток ещё можно встретить в Пскове на рынке, вот в такой примечательной упаковке

Когда говорят Псков, часто вспоминают о маленькой рыбке из семейства пресноводной корюшки – о снетке. Исторически Псковско-Чудское озеро было одним из основных мест на территории России, где снетка добывали промысловым способом. Из-за своей многочисленности, хорошего воспроизводства, удобного и быстрого лова, несложного способа сохранения, и возможностей длительно хранить и перевозить на большие расстояния, снеток стал одним из главных продуктов псковского рыбного рынка. Кроме всего, снеток был самой недорогой и одновременно оригинальной и вкусной рыбой, что сделало его постоянным продуктом на столах псковских граждан независимо от сословия. В советские годы лучшим презентом из Пскова была большая коробка сушеного снетка – оригинально, стоила недорого и польза в хозяйстве ощутимая. В последние десятилетия в Пскове всё изменилось: ловиться снеток стал плохо, стоимость его выросла. А тут и вовсе прямая возможность уступить устоявшийся бренд.

В Вологодской области, в городе Белозерске прошёл первый гастрономический фестиваль снетка. Продлился он три дня, открывая всему свету, что Белозерск не менее славен снетком, чем Псков. Промыслом рыбки на Белом озере также занимались с давних пор, и в местной кухне немало исторических рецептов связано именно со снетком. Фестиваль в Белозерске удался – местные жители и гости оставили немало хороших отзывов, и в городе, очевидно, на этом не остановятся – и в названии фестиваля порядковые числительные будут меняться: второй, третий… И снетковый бренд Белозерска имеет все перспективы стать мощным и известным далеко за пределами и Вологодской области, и России. Уже во время первого фестиваля все гости могли проехать по специальному гастрономическому маршруту, поучаствовать в приготовлении знаменитого белозерского рыбника, продегустировать рыбное меню, предложенное белозерскими рестораторами, посетить тематические проекты и программы в музеях города, побывать на увлекательных экскурсиях и поучаствовать в других познавательных мероприятиях. При этом и продвижение фестиваля на высоте, и подача – Интернет транслирует в массовых количествах, и историческая основа подтянута, восхваляющая белозерскую рыбку, и множество рецептуры.

"Из Вязьмы пряники, из Шуи крепко мыло,

Из Вологды свечи иль сальное светило.

Белозерские всех славнее снетки.

Олонец нитяны пускает к нам мотки."

Н. Г. Курганов «Письмовник русского языка», 1769 г. 

Пскову такая конкуренция ничего хорошего не сулит, учитывая, что здесь бренд снетка держится, разве что, на исторической основе: в книжках, да рассказах бабушек. Странно, но явный, хорошо известный псковский символ оказался практически не использованным: ни в маркетинге туризма, ни в меню большинства псковских точек общепита, ни в системе культуры.

Хотя, попытки тиражировать бренд были. Можно вспомнить, например, турнир по брейн-рингу и «Что?Где?Когда?», который назывался «Псковские снетки» и развивавшийся довольно интенсивно, собирая многочисленные гостевые команды в Пскове, и, привлекая известные медийные персоны из числа знатоков. Но делала его команда единомышленников на простом энтузиазме, на молодёжном драйве, и, конечно, без серьёзной поддержки фестиваль затих. А ведь и нужно было всего проявить интерес и оказать поддержку ребятам со стороны тех специалистов, которые ответственны за продвижение псковских брендов. Но чем они тогда занимались, почему не увидели молодежную инициативу – то сегодня глубокая неизвестность.      

Вспоминают знаменитую рыбку на некоторых художественных выставках. Ещё на редких мастер-классах псковского рыбоведа Алексея Малова, которые он делает тоже из чистого энтузиазма. Сушеного снетка предлагают в стаканчиках по 100 рублей на некоторых общественно-развлекательных мероприятиях, в торговых рядах и на активных маршрутах туристов. Но действенными и системными такие упоминания, конечно, не назовёшь. Да и нормальные специалисты чаще всего распознают на прилавках не знаменитый псковский снеток, который не бывает длиннее 10 см в свежем виде, а петербуржскую корюшку. Если люди не видели, не знают, что такое настоящий снеток, то им можно ещё и не такое впихнуть.

О снетке псковичи из числа тех, кто постарше знают многое, вспоминают тот незабываемый аромат свежих огурцов, в мае месяце охватывавший Псков, и который присущ только тому периоду, когда снетка ловят в массовых количествах. На местных форумах можно встретить огромное число рецептов псковской кухни, в которых главную роль играют именно снетки: свежие, сушёные, жареные, тушеные, вареные – чего только не придумано. Но где всё это сегодня в псковских кафе? Не заметен и сам бренд – «псковский снеток». Так что у белозерцев есть все шансы стать первым снетковым краем в России. Если, конечно, псковичи не придумают ничего своего – снеткового, что помогло бы отстоять бренд.

Александр ВАСНЕЦОВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

401 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Поиск по сайту