Интернет-газета. Псков
16+

Возобновление водного сообщения между эстонским Тарту и российским Псковом возможно, - отметил эстонский министр

05 апреля 2017 г.

На фото из архива Pressaparte.ru: Псков, 80-е годы.

Одним из самых обсуждаемых вопросов на протяжении последних двадцати лет в городах и населённых пунктах, лежащих в акватории Псковско-Чудского озера, остаётся возможность возобновления утерянного после развала Советского Союза водного сообщения между эстонским городом Тарту и российским Псковом.

Когда-то в советские времена из Тарту до Пскова и обратно в навигацию ходили «Ракеты» – скоростные корабли на подводных крыльях, которые были в порядке вещей практически для всех внутренних портов страны. Для организации пассажирских перевозок – идеальный вариант, ведь корабль мог брать на борт одновременно до 65 пассажиров. Поэтому довольны были все жители прибрежных деревень и на эстонской стороне Чудского озера, и на псковском берегу. «Ракета» заходила в деревни, и даже при этом водный путь виз Пскова в Тарту был быстрее автомобильного.

И не случайно старшие поколения и эстонцев, и русских не только помнят об этом, но и продолжают ждать и надеяться, что возобновление этого водного маршрута всё-таки вернётся. Попытки такие действительно были около десяти лет назад, пока ещё был жив псковский порт и активен порт в Тарту. Власти предпринимали движения по возобновлению сообщения уже в новых условиях пролегания по Чудскому озеру государственной российско-эстонской границы – в прибрежной деревне Стороженец даже возводили пограничный и таможенный пункт.

Но тогда планам осуществиться было не суждено. Уже и псковского порта с 2005 года нет. В Тарту, кстати, тоже речного порта нет. Рассказывают, что старый владелец порта, который его продал, долго надеялся на восстановление движения между Псковом и Тарту. Но совещаний было множество, а ситуация годы спустя остается всё на том же месте. Но идея водного сообщения между двумя соседними городами, разделёнными гладью Псковско-Чудского озера, оказывается, жива. И не просто согревает многие умы, но и проговаривается не только на кухнях в узком кругу мечтателей, но и на совместных эстонско-российских встречах властей разных уровней и общественных деятелей.

- В эстонской власти есть те, у кого эта идея не выходит из головы. Есть такие убеждённые сторонники возобновления маршрута и с псковской стороны, – рассказывает заместитель главы города Пскова Игорь СИРОТИН. - Да, имеются препоны: таможенный и пограничный посты надо открывать. Но можно же проверять паспорта и груз оформлять и в Пскове, в помещении, например, речного вокзала, как это сделано в аэропортах. Сам речной вокзал можно было бы возвести. Это, конечно, дополнительные затраты, но это возможно сделать при взаимном интересе. Надо разговаривать с пограничниками и таможенниками. Мы в преддверии Ганзейских дней и так встречаемся регулярно и решаем появляющиеся вопросы. Но надо понимать, насколько в решении этого вопроса заинтересована эстонская сторона.

На фото: встреча в Эстонии министра государственного управления Михаила Корба и заместителя главы города Пскова Игоря Сиротина

И нам удалось спросить мнения эстонской стороны на высоком уровне. «Как вы смотрите на вопрос возобновления водного сообщения между Тарту и Псковом?», - спросил корреспондент Pressaparte.ru Михаила КОРБА (Мihhail Korb), министра государственного управления по региональному развитию Правительства Эстонии.

- Я думаю, что проблема номер один в этом вопросе – может ли этот проект осуществить частный сектор. Если нет, тогда нужно подумать о дотациях проекту с обеих сторон. У Эстонии есть программа по приграничному сотрудничеству, мы её только что запустили – 30 млн евро на три года. Будет три тура по 10 млн каждый. И в принципе, если найдётся кто-то, кто выступил бы с инициативой осуществить проект, то через эту программу можно было бы что-то сделать. Я не знаю, сколько может стоить необходимый корабль для такого водного сообщения, но приобрести его через эту программу и фонд можно попробовать. Я считаю, что мог бы получиться хороший проект, и его нужно поддерживать. Есть идея создания паромной переправы на реке Нарве на границе Эстонии и Ленинградской области – запустить небольшой паром, который вмещал бы 4-5 машин. И возобновление водного сообщения Пскова и Тарту – было бы конкретным проектом хорошего сотрудничества. К сожалению, первый тур уже объявлен, срок подачи проектов заканчивается в апреле, и с этим проектом в первый тур не успеть. Но напомню, что будет три тура по 10 млн в каждом и в трёх направлениях: поддержка бизнеса и предпринимательская деятельность, сотрудничество муниципалитетов и экология. Цель - создать российско-эстонское партнёрство, то есть партнёр из Эстонии плюс партнёр из России и общий проект, который позитивно влияет на обе стороны.

Проект водного сообщения между Тарту и Псковом – это цель, достойная хорошей работы. Для этого сейчас есть возможности, и почему бы это не осуществить. 

Так получилось, что своеобразным посредником в оживлении темы стал эстонский город Отепяэ, где накануне состоялась встреча эстонского министра Михаила КОРБА и заместителя главы города Пскова Игоря СИРОТИНА, в которой также принимали участие члены волостного совета Отепяэ - первый заместитель председателя совета Яанус РЭЙДАЛ (Jaanus Raidal), председатель комиссии по бюджету, экономики и туризму Айвар НИГОЛ (Aivar Nigol).

Одним из обсуждаемых вопросов и стало возможное возобновление водного сообщения. Для того чтобы на месте прояснить ситуацию, министр Михаил Корб позвонил вице-мэру города Тарту Артёму СУВОРОВУ:

- Мы с коллегами из Пскова обсуждаем возможный проект возобновления водного сообщения между Тарту и Псковом, есть какой-то анализ, мысли, расчёты, как это сделать? Мы говорим, что у нас теперь есть программа по финансированию прибалтийского сотрудничества, может, мы в её рамках сможем как-то профинансировать этот проект. Первый тур уже жёстко распланирован, но можно попробовать успеть во второй тур.

Игорь Сиротин также прокомментировал возможное развитие:

- Думаю, что частному сектору этот проект будет сложно осуществить, и в финансовом плане большой выгоды он не принесёт. Только с поддержкой муниципалитетов можно на что-то рассчитывать.

Сама идея, как мы уже отметили, давно живёт в головах. Возможно, сегодня действительно складывается самая благоприятная ситуация в отношениях Тарту и Пскова, чтобы попробовать. Смысла добавляет и подготовка к Ганзейским дням, которые пройдут в Пскове в июне 2019 года. Водное движение между Тарту и Псковом могло бы стать дополнительной возможностью и по привлечению гостей, и по решению транспортных задач. После телефонного разговора с вице-мером Тарту, остановились на том, что есть смысл создать инициативную группу, собрать мнения, замечания и приступить к реализации.

И тут хочется надеяться, что мысли и слова действительно материализуются.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вас также может заинтересовать:

Стратегический замысел. О чём договорились русские с эстонцами на встрече в Отепяэ

И много других материалов в рубрике СОСЕДИ

5586 просмотров.
Теги: Соседи

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу