Интернет-газета. Псков
16+

Большую запятую поставили в Новгородской области

28 декабря 2022 г.

Если подводить итоги 2022 года, то это событие для Новгородской области точно можно рассматривать, как одно из главных. Все школы региона обеспечены беспроводным широкополосным доступом в интернет по технологии Wi-Fi и системой видеонаблюдения – это 150 образовательных учреждений - 211 зданий, где ведётся образовательная деятельность. Работы проводили специалисты компании «Ростелеком». И об этом проекте стоит рассказать больше. И потому что Новгородская область оказалась в числе первопроходцев в цифровизации школьного учебного процесса, и потому, что сегодня разговоров и споров по поводу наступления цифровой среды ведётся много. В том числе высказываются страхи и опасения, которые тоже оправданы, потому что речь не о фантастических романах, а о нашей реальной жизни, и о детях.

 

Главное – дать шанс

Обычный учебный день в гимназии №2 Великого Новгорода, идут уроки, звенят звонки  – снаружи заснеженный школьный двор, но он хорошо просматривается широкоформатными камерами, и внутри на больших телевизионных панелях виден весь периметр вокруг школы - и подходы, и входы в здание. И вся школа теперь наполнена цифровым оборудованием, которое позволяет и современные интерактивные уроки проводить с выходом в интернет, и обеспечивать безопасность школьных занятий.

   

Гимназия №2 - базовое образовательное учреждение, имеющее технологический профиль, после окончания которого, можно точно поступить в самые лучшие вузы России. Но полное цифровое оснащение этого учебного заведения самой современной мультимедийной и компьютерной техникой состоялось вовсе не поэтому. И даже не потому, что в эту школу в 1992 году в первый класс пришёл учиться нынешний министр цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области Михаил Киблер. Просто Новгородская область стала одним из 16 субъектов РФ, где реализуется пилотный проект по формированию ИТ-инфраструктуры и обеспечению безопасности образовательного процесса в школах. Другие 15 участников этого проекта - Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тульская, Тюменская и Челябинская области, а также Алтайский край, Пермский край и Ямало-Ненецкий автономный округ.

На фото: министр цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области Михаил Киблер

- Я бы хотел сказать по-простому, что для нас этот проект - это дать шанс детям даже из самых небольших и удалённых населённых пунктов, - говорит Михаил КИБЛЕР. – В результате во всех школах области организованы равные условия для доступа к образовательным продуктам. Мы проводим и уроки цифры, нам удаётся их организовывать так, что в рамках телемоста участвуют даже несколько школ одновременно из разных муниципалитетов. На сегодняшний день не охваченные проектом остались только десять зданий, которые сейчас находятся в капитальном ремонте, и мы обязательно к этим школам вернёмся в следующем году - они не останутся без скоростного интернета и соответствующего оборудования.

В 2021 году Новгородская область попала в первую волну проекта, и в течение двух лет во всех действующих школах выстраивали телекоммуникационную инфраструктуру. Заказчиком выступило Министерства цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области. Исполнителем – компания «Ростелеком», которая реализовала два контракта, которые касались и Гимназии №2 и других школ на территории Новгородской области - и муниципальных, и сельских. Первый контракт – это ЕСПД, или Единая сеть передачи данных. Специалисты «Ростелекома» установили оборудование и образовательные учреждения теперь могут получать необходимый трафик. Вторая задача – это ЦОС, или цифровая образовательная среда.

На фото: директор филиала ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях Ольга Родионова

- Если коротко об основных направлениях… То первое направление – обеспечение видеонаблюдения. Четыре камеры, изображение с которых выведено на экран, под контролем и основной, и запасной ходы, внутренние и внешние виды – это позволяет полностью контролировать территорию и обеспечивать безопасность для детей и учебного процесса, - рассказывает Ольга РОДИОНОВА, директор филиала ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях, демонстрируя, как всё устроено в Гимназии №2. - Второе направление: организация wi-fi на территории всего образовательного здания. То есть на всех этажах установлены точки доступа – в этой гимназии их 21. Это позволяет бесшовно организовывать зоны wi-fi для пользования интернетом. Конечно, эти возможности ориентированы больше на педагогический состав и на обеспечение учебного процесса.

 

Делайте выводы

Акцент на педагогическом составе, как основном получателе трафика по новому оборудованию, вовсе не случаен. Да, родители детей, различные общественники и общественные организации переживают, что в результате цифровизации учебных заведений, дети в школах сидят в телефонах, «лазают» в интернете, и вместо учёбы занимаются непонятно чем.

Опасения оправданные, и действительно, бесконтрольное и круглосуточное «сидение» детей в интернете надо бы серьёзно сократить. Иначе, кого-то из детей киберзависимость и обойдёт стороной, но для большинства проблем не миновать. Но в данном случае, кажется, взрослые всё предусмотрели. По крайней мере, из объяснения Михаила Киблера, можно сделать именно такой вывод:

- Все созданные точки Wi-Fi оснащены системой контент-фильтрации, благодаря чему школьники будут ограждены от небезопасного контента. Здесь конкретная авторизация через единую систему идентификации не позволяет детям просто подключиться к интернету, созданы определённые пакеты учётных записей преподавателей, держателями которых является школа, и если кто-то подключится просто как пользователь сети ЕСПД, дальше вас система не пропустит, - уверен новгородский министр цифрового развития

Остаётся надеяться, что современные умники и умницы с ранцами не придумают на раз-два нечто такого, что будет обходить все фильтры и обманывать системы авторизации и идентификации. А также надо уповать на то, что оснащение школ новым оборудованием откроет дополнительные возможности для обучения с помощью цифровых технологий, помогая сделать образовательный процесс более качественным и доступным.

Тем более что объём работ, количество поставленного современного оборудования действительно впечатляют. Всего по проекту в школы Новгородской области поставлено более 800 ноутбуков, более 200 телевизионных панелей и видеокамер. В Гимназию №2, по которой мы сейчас ходим, поставлено 23 ноутбука, 6 больших телевизионных панелей.

- Совмещение двух больших федеральных проектов позволяет нам закупать сложное технологическое оборудование: интерактивные панели, ноутбуки, очки дополненной реальности. Но во всём этом не будет никакого смысла, если в школе не будет интернета. До этого ситуация в школах везде была разная: где-то 2 Мбит/с, а где-то вообще ничего. А этот проект создаёт равные условия для образовательной деятельности во всех школах, - продолжает рассказ о плюсах проекта Михаил Киблер.

И это полностью соответствует задачам, которые должны ставить перед собой и специалисты системы образования. Именно об этом говорит и министр образования Новгородской области Дмитрий ЯКОВЛЕВ:

- Развитие цифровой образовательной среды направлено на то, чтобы все дети могли получать качественное образование, независимо от того, живут ли они в городах или в маленьких поселках. Использование интерактивных инструментов и онлайн-сервисов, набор которых постоянно пополняется и улучшается, позволяет сделать процесс обучения более гибким, технологичным и удобным.


Если говорить об общих цифрах проекта, то всего на территории Новгородской области «Ростелеком» установил 499 коммутаторов, 2 914 точек доступа wi-fi и 1 224 камеры наблюдения.


 

Нельзя ставить на этом точку

Как всё установленное оборудование будет работать, покажет только практика. То, что современный человек уже мало представляет свою жизнь без цифровой техники, без интернета, без возможностей, которые эти технологии дают – это факт. И то, что школьникам нужны способности и умения с этой техникой работать – это тоже факт. Тем более в современных условиях, когда Россия и её граждане практически во всех сферах могут рассчитывать только на себя.

По словам  Михаила Киблера, мы должны уже сейчас начинать учить наших детей работать на отечественном обеспечении, для того, чтобы в дальнейшем для них это стало естественным делом. Кстати, все установленные ноутбуки были полностью оснащены отечественным софтом без затрат для регионального бюджета. Это произошло благодаря соглашениям, которые были подписаны Новгородской областью с крупнейшими разработчиками отечественного программного обеспечения. Для образовательных учреждений отечественными поставщиками были предоставлены безвозмездно все необходимые лицензии на операционные системы, и офисные продукты.

 

Побывав на Уроке цифры в 11-Т классе Гимназии №2, мы увидели совершенно спокойных девушек и парней с ноутбуками на партах, всматривающихся в лица своих сверстников из школы №4 в Великом Новгороде, которые участвовали в совместном уроке. Для этих школьников современный мир и технический прогресс предлагает такие удивительные возможности, что у старших поколений голова идёт кругом. Но когда мы спросили ребят из класса с литерой «Т», (что означит технологический уклон): - Куда пойдёте учиться дальше? Лишь немногие с уверенностью ответили: «на программистов». Но даже если не все они станут заниматься в будущем компьютерными технологиями, наукой, сложными техническими процессами, тем не менее, с «цифрой» они будут хорошими знакомыми на всю жизнь. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы цифровизация окружающей жизни не уничтожила в них живые человеческие качества, стремления к познаниям и разностороннему развитию своего мозга, и в результате они могли бы выбирать из огромного числа иных профессий и жизненных занятий. А цифровые технологии пусть им в этом помогают. Для этого сегодня много возможностей.

- То, что сделано за два года в Новгородской области именно в организации информационной инфраструктуры школ, я считаю, что это большая работа, - подводит итог года министр цифрового развития Новгородской области Михаил Киблер. - Конечно, впереди много задач. Нам совместно с «Ростелекомом» предстоит ещё решать проблему цифрового неравенства в малых населённых пунктах, устанавливать базовые станции. Так что, нельзя ставить на этом точку, мы поставим большую запятую и продолжим дальше… Для того, чтобы у нас в населённых пунктах были одинаковые условия как по доступу к интернету, так и по доступу к цифровым образовательным продуктам.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Новгородцы красиво зажгли «горбатого»

Ты из Мурманска? Как там?

Директор Мурманского филиала «Ростелекома» пообщалась с журналистами о принципах работы бизнеса на севере

Молодежь Союзного государства устанавливает взаимопонимание через язык науки

 

727 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу