Интернет-газета. Псков
16+

Молодежь Союзного государства устанавливает взаимопонимание через язык науки

05 декабря 2022 г.

Научная дипломатия в действии

 

Значимость российско-белорусских отношений сегодня очевидна. Особенно в политическом диалоге. Но сколько бы соглашений, протоколов, меморандумов и программ сотрудничества двух стран ни подписывалось, единство на ментальном уровне возможно только в условиях эффективно выстроенной коммуникации.

 

Приграничное положение обязывает

Площадкой для выстраивания российско-белорусских отношений через науку стал приграничный Псковский государственный университет. В ноябре при поддержке Фонда президентских грантов там прошла историко-филологическая школа «Славянское порубежье» для молодых ученых двух стран.

- Псковскую область и Республику Беларусь связывает многолетнее плодотворное сотрудничество в политической, экономической, культурной сферах. Оно основывается на древних, давних связях, на прочном историческом фундаменте, сформированном общими ценностными установками, - отметила первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова на церемонии открытия школы.

«Славянское порубежье» - это цикл мероприятий: конференция, открытые лекции, семинар, дискуссионный клуб, круглый стол. Все с участием федеральных экспертов и спикеров из ведущих вузов и академических институтов России и Беларуси. И одна тема - сопоставление двух культур, поиск общего, близкого всем.

- ПсковГУ – университет, который расположен в приграничье, где важность диалога и взаимопонимания особенно понятна и актуальна. Мы стремимся быть площадкой для развития научной дипломатии, роль которой неизмеримо возросла и должна способствовать улучшению отношений между странами, - подчеркнула ректор университета Наталья Ильина.


На фото: руководство Псковской области и ведущего вуза - ПсковГУ, гости и участники на открытии историко-филологической школы «Славянское порубежье» 

На фото: первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова с приветственным словом 

На фото: перед участниками также выступил председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский

Участники школы – молодые преподаватели, студенты и аспиранты из Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Балтийского федерального университета им. И. Канта, Института международного транспортного менеджмента Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, Белорусского государственного университета, Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой и самого ПсковГУ. Для всех них это опыт изучения истории российско-белорусских взаимоотношений.

- Отношения в рамках Союзного государства между российским и белорусским народами должны быть настолько тесными, дружественными, братскими, насколько они в принципе могут быть между народами. У нас общая история - как общее настоящее и будущее, - считает председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский.

 

Нас объединяет русский язык

Магистрант Никита Макаров учится в Балтийском федеральном университете им. И. Канта. По мнению Никиты, проведение подобных школ необходимо для привлечения молодежи в науку и для объединения молодого поколения двух государств. На секции «Язык и репрезентация культурных кодов» он рассказал об этнокультурной семантике имени собственного в русских и белорусских идиомах и паремиях.

– Мы сравниваем, как употребляются собственные имена в русских пословицах и белорусских, выделяем общее и различия, и смотрим, как это все отражается в культуре каждого государства, – поясняет Никита.

Студентки Витебского государственного университета им. П.М. Машерова Екатерина Рылова и Елизавета Федуро - участницы секции «Гуманитарная культура и духовно-нравственное развитие общества». Екатерина учится на четвертом курсе. Тема ее доклада – «Счастье в парадигме духовного развития белорусов (на материале периодической печати Республики Беларусь)».

– Нас объединяет русский язык, который мы изучаем и бережем, будучи филологами. Белорусская и русская литература пересекаются во многих аспектах. Что-то мы можем перенять из вашей литературы, а вы - из белорусской, – считает девушка.

Елизавета Федуро в своем докладе рассказал об основных традициях в реноминации внутригородских линейных объектов. Девушка отметила, что ее тема интересна своей малоизученностью. К тому же данная проблематика интересна с точки зрения не только лингвистики, но и духовного наследия.

– Такие мероприятия очень важны: это опыт для людей, которые хотят посвятить себя науке, - рассказала студентка Полоцкого государственного университета им. Евфросинии Полоцкой Анастасия Цыганкова. - Я пишу о волочебниках (группа мужчин, парней и детей, обходивших на Святки и Пасху дома своих односельчан, - ред.) – это специфика Беларуси. Этот обычай оказал большое влияние на некоторые территории России – Псковщину и Смоленщину. Вместе с тем Масленица активно стала распространяться в Беларуси под влиянием российской культуры. Такие взаимодействия очень интересны.

 Драматургию Анатолия Андреева на примере драмы «Виленский бал» рассмотрит в ходе работы литературной секции студентка БГУ Екатерина Лебедева. По словам девушки, данная тема интересна тем, что Анатолий Андреев – это современный русскоязычный писатель Беларуси. В своей драме он раскрывает в исторической перспективе русско-белорусские отношения, показывает их взаимосвязь.

Сергей Комаров учится в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. В конференции молодой человек участвует, чтобы обменяться опытом с коллегами из других вузов. По мнению студента, подобные мероприятия важны не столько своей научной частью, сколько возможностью личного общения.

– Это очень важная составляющая научного общения, прогресса и взаимодействия, - заметил Сергей, говоря о формировании контактов в исследовательской сфере.

Участие в школе для ребят – это еще и менторская поддержка собственных научных проектов и инициатив в области истории и филологии.

- На мой взгляд, это такая инициатива, которую только можно поддерживать, потому что, во-первых, это два братских народа; во-вторых, это молодые ученые, от которых зависит развитие науки, гуманитарной в данном случае, и, в-третьих, для самих участников это возможность познакомиться с коллегами из другой страны, из других вузов, пообщаться, задать вопросы, - выразил мнение директор департамента научной деятельности Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Андрей Щербаков.

 

Аргументированно представлять себе многовековое родство

Научной кооперации вузов России и Беларуси способствовали интеллектуальные партнеры проекта «Славянское порубежье»: Институт Европы РАН, Институт США и Канады РАН, Ассоциация преподавателей русского языка и литературы («РОПРЯЛ»), Ассоциация прибалтийских исследований, отделение Российского исторического общества в городе Пскове.

- В наше время, когда оппоненты русского мира пытаются отменить русскую культуру и разделить наши народы, важно не только чувствовать, но и аргументированно представлять себе то глубокое многовековое родство, которое нас объединяет. Изучать историю своей большой и малой родины, разгадывать этимологию топонимов, очаровываться произведениями народного творчества, классической и современной литературы, а главное – делиться своими наблюдениями с единомышленниками, - подчеркнул в приветственном адресе участникам школы Президент МАПРЯЛ, Советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой.

Надежда ЛИЩЕНКО 

Фото Ольги ЛОССКОЙ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Российские абитуриенты не поедут учиться в Тарту и Таллинн

В России растёт потребность в живом общении, особенно среди молодёжи

Эта фотография становится символом антифашизма в Европе

1508 просмотров.
Теги: Соседи

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу