Интернет-газета. Псков
16+

Джульбарс-Джулька, или Как лев жил в казанской квартире

15 декабря 2016 г.

История, которая попала на эту старую фотографию, тогда потрясла всех оказавшихся в числе посвящённых. Дело было в Казани. 1961 год, зима. В Казанском зоопарке львица родила троих львят, двое из них оказались слабыми и больными. Одного львенка мать успела съесть, а второго работники зоопарка забрали от львицы и тем спасли.

Чудо из старой шубы

Но куда его поместить, никто не знал: у кого-то из работников у самих жилья не было, у других семья большая, третьи не представляли, как за таким «ребёнком» ухаживать. Анна Шадрина в то время работала технологом в зоопарке. Эти специалисты следят за рационом животных, за соблюдением курса всех прививок и витаминов. Поэтому она и решила взять спасённого львенка к себе домой и попытаться выходить. Шансов выжить у него было немного, но при хорошем уходе каких чудес не бывает. Тем более что у Анны ещё была и сестра Вера, и другие домашние, которые брались ухаживать за этой, пока маленькой, кошкой.

Дома малыша завернули в старую шубу и положили под батарею, где он спал до глубокой ночи. Ночью Вера проснулась от писка, львёнок хотел есть. С вечера уже была приготовлена бутылочка с коровьим молоком. Её специально держали подогретой. Вера не стала никого будить и начала сама кормить из соски лежащего детеныша. Тот съел половину порции и уснул. Сон – волшебное лекарство для любого живого существа. С утра львенок выглядел уже не таким немощным. Он ел снова и снова. И через несколько дней стал оживать. А поскольку именно Вера была тем первым человеком, который его покормил, то запомнил он именно её запах. И стал относиться к Вере, как к родительнице, как к маме-львице, которая его кормит, защищает и заботится. Вера Шадрина была в то время студенткой биологического факультета Казанского университета. И ей самой было очень интересно заниматься львёнком: она быстро привязалась к нему и уже не могла провести без него ни дня . Придумали ему имя - назвали Джульбарсом, ласково Джулькой.

Имя Джульбарс тогда было известно во всём Советском Союзе. Так звали собаку, которая помогала советским сапёрам в годы Великой Отечественной войны. Больше семи тысяч мин обнаружил этот пёс за боевые годы – и единственный из собак был награждён настоящей медалью «За боевые заслуги».

Девушка с львёнком                       

С каждым днем лев подрастал, становился крепким, активным и любопытным. Вовсю бегал по квартире, играл. Маленький львенок мало чем отличался от котенка: проказничал, любил носиться за клубком ниток, гонял по комнатам свою любимую миску... Когда ему исполнилось месяца три, он, встречая хозяев, стал приносить им тапочки. Причём научился самостоятельно – никто ему этого не показывал. Улучшился у Джульки и аппетит. Через месяц в рацион нужно было уже вводить яйца и сырое мясо. С этого же возраста львенка стал навещать ветеринар из зоопарка: делал ему необходимые прививки, приносил витамины, которые добавляли в еду. Любимым местом львенка был стол, куда он часто залезал, а любимой игрушкой - металлическая миска, которую он приносил хозяевам, когда хотел есть. Но гулять на улицу, поскольку была зима, Джульбарса не выводили.

А вот весной и летом его стали выгуливать на улице, как собаку - на поводке и в наморднике. Многие прохожие останавливались и подолгу наблюдали за необычной парой: девушкой и львёнком. Конечно, для окружающих зверь был большой диковинкой... А малышу все вокруг было интересно, он бросался обследовать каждый уголок двора. Ну, и на каждого прохожего тоже обращал внимание.

Все питание зверю обеспечивал зоопарк, ведь львенку каждый день уже нужно было съедать по три килограмма мяса. Джульбарс рос умным и воспитанным львом, хорошо понимающим человеческую речь. В двухлетнем возрасте у него начала расти грива: он становился взрослым. И стал более агрессивно защищать территорию своей квартиры.

Спасали только валенки

Тогда и возникли первые проблемы. Все годы его детства в гости к Шадриным ходили толпы народа. Просились посмотреть на Джульбарса очень многие: и знакомые, и не очень, и совершенно незнакомые люди. Это была настоящая экзотика для всей Казани. Встречая гостей, львёнок хватал всех за ноги, неосознанно выпуская при этом когти. Тогда хозяева  нашли выход: вместо тапочек всем гостям стали выдавать валенки, которые защищали от когтей. Но случаи были разные… На львенка часто прибегали посмотреть соседские ребятишки. Однажды в гости зашел мальчик лет шести, одетый в штаны красного цвета. Тогда-то в квартире все и поняли, что красный не нравится не только быкам, но и маленькому царю зверей. Когтями он легко зацепил штаны и стянул их с мальчика. Ребенок в слезы. Обиженный, он с рёвом выскочил из квартиры и побежал жаловаться родителям. К счастью, даже мальчишеские штаны оказались непорванными и - никаких царапин.

Так Джулька прожил в квартире до трёх лет. Стал уже настоящим львом, радостное рычание которого было слышно во всём подъезде. Выводить его на прогулку стало трудной задачей – он,послушный и внимательный к хозяевам, но ведь во дворе немало кошек и собак, которые до того мгновения, как лев выходил из подъезда, спокойно гуляли или нежились на солнце . После этого дворовой четвероногой братии долго никто не мог найти. Прохожие тоже, хоть и с любопытством смотрели на лохматого жильца на поводке и его стройную хозяйку, но старались держаться в стороне.

Уехал в Киров и пропал

И вот однажды Джульбарсом заинтересовался Кировский цирк. Киров – город почти в пятиста километрах от Казани. Как там узнали о льве, остаётся тайной. Владельцем зверя, по официальным бумагам, по-прежнему был Казанский зоопарк, его руководство, конечно понимало, что с содержанием взрослого льва в многоквартирном доме будут проблемы. Скорее всего, специалисты зоопарка сами обдумывали возможные варианты устроить Джульбарса,  не посвящая в эти поиски сестёр Веру и Анну Шадриных. Держать домашнего льва в клетке зоопарка было бы практически невозможно. И когда появился интерес у кировских циркачей, казанцы решили передать его в цирк. К тому же три года - это как раз тот возраст, с которого львов можно дрессировать.

Последняя встреча Веры Шадриной со львенком, которая три года была для него и мамой, и самым близким другом, и хозяином, происходила в тот день, когда зверь был готов к отправке в Киров. Он сидел в клетке и, глядя Вере в глаза, жалобно, как щенок скулил. Плакал, чувствуя приближающееся расставание. Он действительно навсегда прощался со своей мамой.

Дальнейшая судьба Джульбарса тем, кто  воспитывал его в течение трёх лет, неизвестна.

Эпилог

Журналисты «Прессапарте» связались с Кировским государственным цирком с просьбой помочь узнать в архивах цирка историю жизни льва из Казани. Ответ из Кирова поставил нас в тупик. Вот письмо, которое мы получили: «Вы знаете, наш цирк был открыт в 1977 году, и он не постановочный, так что это, наверное, ошибка». На наш вопро, был ли в Кирове ещё цирк -  возможно, до 77-го года, нам ответили: «до 1970 года в Кирове был летний полустационар, размещался в сквере у памятника Степана Халтурина». После этого сообщения мы предположили ещё один город, в цирк которого мог попасть лев Джульбарс – Куйбышев.

Это всё, что мы смогли узнать на сегодняшний день. И поэтому обращаемся ко всем, особенно к жителям Кирова, Куйбышева, к тем, кто может помочь восстановить судьбу льва Джульбарса после того, как его увезли из Казани. Давайте закончим историю о Джульке вместе.

От редакции: Большое спасибо за рассказанное Вере Трофимовне Шадриной и её дочери Ларисе. А также за фото из семейного архива.

Игорь ДОКУЧАЕВ,

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

3317 просмотров.
Теги: Эпатаж

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу


Входные двери от надежного производителя