Королевский подарок от России для Франции
250 произведений русских художников, выставленные в центре Жоржа Помпиду (Georges Pompidou) в Париже, позволяют увидеть богатство художественного искусства созданного в Москве и Санкт-Петербурге с 1950 по 2005 годы.
Эти произведения, предложенные для выставки во Франции фондом Владимира Потанина (Vladimira Potanina), отлично дополняют коллекцию музея современного парижского искусства центра Бобур, уже богатого русскими произведениями Кандинского (Kandinski) и Шагала (Chagall), и других русских художников, известных с начала XX-го века. В европейских и американских галереях иногда забывают, что Россия - колыбель художественного авангарда с конца XIX-го века. Дополнительное доказательство этого места русского авангарда в иерархии современной живописи и начавшаяся 22 октября в Париже в фонде Louis-Vuitton выставка «Изображения современного искусства в коллекции Щукина (Chtoukine)», поддержанная французским миллиардером Бернаром Арно.
2016 - получился годом русского искусства во Франции. Об этом можно подумать, видя два этих главных культурных события нынешней осени в Париже. Два миллиардера, один с русским языком, другой говорящий на французском языке, через свои фонды, показывают исключительные коллекции живописи, созданные в России и в Советском Союзе с конца XIX-го века до 2005 года.
Выставка «Коллекция» в центре Бобур – настоящий королевский подарок от России Франции. Подарок, вероятно, поддержанный президентом Владимиром Путиным, который должен был сопутствовать его приезду во французскую столицу 19 октября для открытия нового русского православного духовного и культурного центра в Париже. Произведения, предложенные для показа во Франции Владимиром Потаниным, созданы в период после Великой Отечественной войны, смерти Иосифа Сталина, и продолжившиеся в период «оттепели», которая последовала в первые годы эры правления Никиты Хрущёва (Nikita Kroutchev).
В Ленинграде и в Москве, это был момент напряженного соревнования и конкуренции в современной живописи. Творческие люди хотели догнать время, потерянное из-за цензуры или ограничений на художественную продукцию, которая не была на службе строительства советского общества. Передовые течения в России пополнились многочисленными художниками, ранее чувствовавшими себя изолированными даже в коллективах, и которые возобновили отношения с их старшими учителями – мастерами начала XX-го века. Их отношения с властями от культуры и других советских учреждений объяснены на выставке в центре Бобур плакатами, телевизионными передачами той эпохи, когда нередко открыто насмехались над художниками, которые не могли рисовать картины, чтобы веселить жизнь рабочих и крестьян, когда в Ленинграде и в Москве закрывали галереи, которые осмеливались бросать вызов этим запретам. Но картины периода 1960-1970-х годов – показывают, что русские художники очень хорошо знали про европейские и американские передовые движения в искусстве.
Наконец, годы до, во время, и сразу после перестройки, охарактеризованы новым взрывом произведений, которые видят во Франции и в Европе почти впервые. «Коллекция» резюмирует дидактическим образом весь этот многолетний период творчества советских и российских художников.
Коллекция Щукина (Chtoukine)
Другая выставка, представленная в фонде Louis-Vuitton в 16-м парижском округе, очень отличается и дополняет выставку в центре Помпиду. Коллекция Щукина (Chtoukine) - даёт представление не только о возможностях русских художников, но и напоминает о Гогене, Матиссе, Пикассо. Французский миллиардер, Бернар Арно, объединил и представил коллекцию произведений русского миллиардера Сергея Щукина, московского промышленника, который, начиная с 1898 года, купил сотни произведений. У этого москвича влюбленного в искусство, путешествующего по всей Европе, были дружеские отношения с Матиссом и Пикассо, он широко поддержал и русских художников его эпохи, таких как Малевич (Malevitch), Родченко (Rodtchenko), Ларионов (Larionov), Татлин (Tatline), Попов (Popov) или Розанов (Rozanov). Русский авангард многим должен этому меценату. После Октябрьской революции 1917 года, эта коллекция чуть было не исчезла, не была распродана правительством Сталиным, но хранители русский галерей Третьякова (Tretiakov) и Эрмитажа смогли сохранить эту по-своему единственную коллекцию в России.
С помощью хранителей Эрмитажа, музея Пушкина, и других мировых музеев, фонд Louis-Vuitton может показать эту единственную коллекцию большого русского коллекционера XX-го века.
Ален ОТНЕН-ЖИРАРД
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
De l’art contemporain à l’art moderne
Les 250 œuvres d’artistes russes exposées au centre Georges-Pompidou à Paris depuis le début octobre 2016 permettent de découvrir la richesse de la création artistique à Moscou et Saint-Pétersbourg de 1950 à 2005.
Ces œuvres offertes à la France par la Fondation Potanine complètent la collection du musée d’art contemporain de Paris, le centre Beaubourg, déjà riche des œuvres russes de Kandinski, Chagall, et d’autres artistes russes renommés du début du XXe siècle. La Russie - on l’oublie parfois dans les galeries européennes et américaines - est un berceau de l’avant-garde artistique depuis la fin de XIXe siècle. Une preuve supplémentaire de cette place de l’avant-garde russe nous apportée à Paris à partir du 22 octobre avec l’exposition «Icônes de l’art moderne, la collection Chtoukine» à la Fondation Louis-Vuitton, soutenue par le milliardaire français Bernard Arnault.
2016, année des arts russes en France? On pourrait le penser en regardant les deux événements culturels majeurs russes à Paris cet automne. Deux milliardaires, l’un russe, l’autre français, à travers leur Fondation respective, montrent des collections exceptionnelles de la création picturale en Russie et en Union soviétique depuis la fin du XIXe siècle jusqu’en 2005.
L’exposition «Коллекция» au centre Beaubourg est un royal cadeau de la Russie à la France. Cadeau probablement voulu par le président Vladimir Poutine qui devait accompagner sa venue à Paris le 19 octobre pour l’inauguration de l’église de la Sainte-Trinité, nouveau centre spirituel et culturel orthodoxe russe à Paris. Les œuvres offertes à la France par son ami Vladimir Potanine commencent à la période d’après guerre (grande guerre patriotique), la mort de Joseph Staline, et continuent sur la période de «dégel» qui a suivi dans les premières années de l’ère de Nikita Kroutchev.
A Leningrad et à Moscou, ce fut un moment de création intense et de concurrence dans la modernité. Les artistes veulent rattraper le temps perdu par la censure ou l’interdiction de toute production artistique qui n’était pas au service de la construction de la société soviétique. Les courants d’avant-garde en Russie sont animés par de nombreux artistes, isolés ou en collectifs, qui renouent avec leurs aînés du début du XXe siècle. Leurs confrontations avec les autorités culturelles des gouvernements soviétiques successifs sont expliquées au centre Beaubourg avec des affiches, des émissions télévisées de l’époque où l’on se moque ouvertement des artistes qui ne sont pas «esthétiques», qui ne savent pas peindre pour égayer la vie des ouvriers et des paysans. On ferme les galeries qui osent défier ces interdictions à Leningrad et à Moscou. Les tableaux de cette période 1960-1970 sont parfois aussi des «clins d’œil» aux mouvements d’avant-garde européen et américain que les artistes russes connaissaient très bien.
Enfin, avant, pendant, et juste après la perestroïka, une nouvelle explosion de créations se traduit par de œuvres que l’on découvre en France et en Europe presque pour la première fois. Si les artistes se heurtent à nouveau à la censure et aux pressions, ils continuent de témoigner de leur époque. «Коллекция» résume de façon didactique toute cette période.
La collection Chtoukine
L’autre exposition réunie à la Fondation Vuitton dans le 16e arrondissement de Paris est toute différente et complémentaire pour connaître ou se souvenir de la force des artistes russes contemporains de Gauguin, Matisse, Picasso. Un milliardaire français, Bernard Arnault, réunit la collection des œuvres d’un milliardaire russe, Sergueï Chtoukine, industriel moscovite, qui a acheté des centaines d’œuvres à partir de 1898. Amoureux des arts, voyageur dans toute l’Europe , ce Moscovite avait des relations amicales avec Matisse et Picasso, il a aussi largement soutenu les artistes russes de son époque, tels que Malevitch, Rodtchenko, Larionov, Tatline, Popova ou Rozanova. L’avant-garde russe doit beaucoup à ce mécène. Après la révolution d’octobre 1917, sa collection a failli disparaître, être dispersée par Staline, mais les conservateurs russe des galeries Tretiakov et de l’Ermitage ont pu conserver cette collection unique en Russie.
Avec l’aide des conservateurs du musée de l’Ermitage, du musée Pouchkine, et d’autres musées dans le monde, la Fondation Vuitton peut exposer une collection unique d’un grand collectionneur russe du XXe siècle.
Alain OTHNIN-GIRARD
pour Pressaparte.ru
А теперь несколько представленных на выставке "Коллекция" полотен в фотографиях нашего автора
Ещё материалы на русском и французском языках:
Русские послали Западу знак
Куда уходит лето в сентябре? В Прованс, конечно.
Все стороны городского будущего: от А до P
В древних городах Европы действует архитектурно-историческая полиция, какую не мешает иметь и Пскову
Евро 2016: чемпионат во время кризиса
Noël plus fort que la peur... Рождество сильнее страха
Французы в городе Арле предлагают вернуть детей природе
Три дня и три ночи вокруг быков и корриды провёл автор «Прессапарте»
Два миллиона туристов…
Поделиться с друзьями: