Загулять в Василёво
Про важность для народной культуры музыки, хороводов, золотого стежка и пожарской котлеты
В шести километрах к северу от Торжка есть живописное место. Двести лет назад здесь было имение Львовых. Усадебный дом не сохранился, сгорел в начале 50-х ещё XIX века, остался флигель, приспособленный под жилой дом, усадебный парк и валунный арочный мост. Бывшее имение могла бы постичь судьба многих других, от которых остаются только живописные руины. Но Василёво нашли применение ещё в советские годы.
В 1970-х на территории усадебного парка был открыт музей деревянного зодчества, там получили вторую жизнь памятники, которые были бы обречены на исчезновение в родных деревнях. В Василёво из разных районов Тверской области перевезли деревянные часовни, дома, хозяйственные постройки, и после реставрации открыли их для людей, сделали познавательную экспозицию о традиционной архитектуре средней полосы. Так на ухоженной территории бывшей дворянской усадьбы появились крестьянские избы, дома, бывшие трактирами, пожарное депо и прочие постройки. И вместо семейных традиций некогда живших здесь Львовых появились новые, народные. По крайней мере, жизнь в Василёво не исчезла вместе с усадьбой, как в тысяче других мест большой России.
Пока с местом связаны традиции, дорогу туда не забудут. В образованном позже архитектурно-этнографическом музее стали всем миром отмечать и праздники. Сегодня в гости сюда приезжают туристы со всей страны. А фольклорный фестиваль «Троицкие гуляния» включающий в себя и Василёвскую ярмарку, стал известным событием, на которое в начале июня вот уже три десятилетия приезжают гости со всей страны: творческие коллективы, барды, реконструкторы, ремесленники и зрители.
«Кто сказал, гармонь не в моде?»
Этот берег реки Тверцы в Василёво изрезан уступами, на побережье террасы и возвышенности перемежаются оврагами и ручьями. От прежних хозяев усадьбы в парке остался каскад прудов, через которые переброшены мостики, над ними возвышается настоящий валунный мост, носящий в народе название «Чёртов».
Разновысотный рельеф парка оказался находкой для организаторов фестиваля. К расположению площадок, а их на «Троицких гуляниях» двадцать, подошли с выдумкой и внимательностью, используя имеющиеся особенности ландшафта. Так, центральная сцена стоит на берегу реки, позади неё открывается вид на волны реки и гряду леса на противоположном берегу, а зрители сидят на холме, в природном амфитеатре. Место как будто специально создано, чтобы там звучала народная музыка и песни.
Однако с такими природными декорациями при выборе репертуара и исполнением нужно быть осторожнее. Не прощает народная культура пошлости, вульгарности, манерности в музыке, в исполняемых песнях здесь сразу чувствуется и искренность, и фальшь. Наверное, потому что мотивы у песен простые и ясные, они требуют от исполнителей быть со зрителями такими же. Иначе далеко не каждому слушателю откроется красота народной музыки, и даже наоборот – он может получить прививку неприятия. Но, к счастью, на российских просторах много талантливых коллективов и артистов, современных адаптаций и аранжировок, умных и интересных текстов. Их присутствие позволяет сравнивать и учиться отличать хорошую музыку от посредственной, подлинную русскую культуру от подделки.
На таких фестивалях, как в Василёво, у гостей есть возможность услышать настоящее творчество. В этом году на Троицкие гуляния, пожалуй, одно из самых масштабных мероприятий музея, в качестве специального гостя пригласили псковский ансамбль «Сказ» им. В. Румянцева. Эти артисты идут по своему пути в исполнении и популяризации народной музыки, в развитии музыкальных традиций. В оркестре вместе со струнными балалайками и домрами, звучат баяны, бас, ударные, флейта, ксилофон, в программе не только народные песни, но и авторские, аранжировки для вокальных и хореографических номеров – и что самое ценное - это всегда живой звук. Не случайно этот коллектив пользуется такой популярностью у публики в разных городах страны.
В направлении традиционного фольклора сегодня, наверное, должны быть варианты, когда композиции будут звучать достаточно современно, чтобы зритель мог их воспринимать. Народные песни в традиционном исполнении фольклорных коллективов звучат замечательно, но аудитория у такой музыки все-таки узкая, далеко не каждый может с удовольствием прослушать даже часовой концерт. И поэтому на подобных фестивалях нередко видишь, как люди быстро уходят, не досмотрев даже одного номера, или вовсе проходят мимо площадок, на которых исполняют русские народные песни — скучно им или их детям.
А народные песни под фонограмму в стиле «попсы» — это уже другой жанр. Несомненно, востребованный, но имеющий весьма отдалённое отношение к русской народной культуре. И поэтому проводниками её должны быть только одаренные и чуткие люди, такие как собрались в заслуженном коллективе народного творчества ансамбле «Сказ», иначе наша музыка, танцы, песни не будут услышаны, не будут задевать за живое. И чтобы не оттолкнуть людей, артистам нужно не только бережно, но и с пониманием относиться к материалу, с которым они работают, будь то музыка или другие виды народного творчества.
«Ой, ниточка тоненькая...»
В народных промыслах нет спроса на тираж, на копии, на конвейер. Когда ремесленники выставляют на ярмарках сделанные как по шаблону деревянные ложки с принтом под хохлому, хочется назвать это спекуляцией на русской культуре. Интересные, штучные, оригинальные вещи от соседства на ярмарках со штампами, с подделками под народное, становятся только ценнее.
Приятно было видеть в Василево работы настоящих умельцев и самих мастеров. Так, свои работы на Василёвскую ярмарку привезли торжокские и тверские золотошвеи. В Торжке давно работает большое предприятие – «Торжокские золотошвеи», а в последние годы появились и небольшие частные мастерские, в Твери такие тоже успешно работают, адаптируя старинное искусство вышивать золотыми нитками к нынешним потребностям.
Например, востребованным сувениром, вполне пригодным, чтобы его носить с праздничным костюмом, стал ободок-кокошник, обтянутый тканью и украшенный золотой вышивкой. Изумительной красоты получаются у мастериц и другие предметы женского обихода: косметички с яркой подкладкой и завязкой из тесьмы, кошельки, сумочки, наволочки. Украшают вышивкой обложки на документы, делают с ней броши и медальоны и даже сувенирные магнитики.
По словам одной из вышивальщиц, которая встретилась нам на ярмарке, их работа требует большого терпения. Чтобы научиться такому ремеслу нужно десять лет непрерывной и трудоёмкой работы. Устаёт шея, спина, руки, болят глаза и от того, что имеешь дело с очень мелкими стежками, а ещё потому, что постоянно смотришь на сверкающую нить. «Да, золото слепит не только в сказках, золотое сияние даже в нитях, действительно, ослепляет», - совсем без шутки рассказывает мастерица.
Но золотшвеи продолжают своё дело. Усилия каждой из этих женщин позволяют уже столетиями сохраняться старому русскому промыслу, одной из самых древних и красивых рукодельных русских традиций, которая зародилась ещё в домонгольскую эпоху.
Большой интерес у посетителей ярмарки, как всегда, вызывают льняные вещи. Такое количество предложений в магазинах сегодня редко встретишь, лён теперь мало где выращивают, перерабатывают и шьют из таких тканей. В Василёво льняную продукцию – одежду и домашний текстиль - привезли из Костромы, похоже, уже завоевавшей статус новой льняной столицы. И даже достаточно высокие цены не смущали людей, встававших в очереди и под дождём - лёгкая «дышащая» ткань своих денег стоит, а обладателя избавляет от мучений в жаркую погоду. Одежда вполне практичная: даже косоворотки и стеганые фуфайки, пошитые без излишнего декора, вполне вписываются в повседневный гардероб.
Производитель умело сочетает интерес и уважение к русской культуре, и пользу для людей. Так бизнес, который вырос из старинного промысла, тоже оказался востребован. Тренд на натуральные материалы, в общем-то, сохраняется уже долгие годы, а сейчас они ещё и в моде. Люди говорят о бережном отношении к природе, об отказе от синтетики, и выбор в пользу натуральных тканей, в том числе из крапивы, льна, технической конопли, с использованием природных красителей, только способствует нашему оздоровлению.
Традиции, не всякие, конечно, но многие - похожи на механизмы эволюции: сохраняются те, которые нужны для выживания, для появления здорового потомства. И пусть появление части из них было когда-то продиктовано бытовыми трудностями, недостатком удобств, развлечений, а порой и экстремальными условиями жизни, мы до сих пор им следуем. Видимо, интуиция ещё подсказывает нам, что нужно для здоровья души и тела: есть и пить натуральное, носить просторную одежду, иметь дома деревянную и керамическую посуду, а ещё собираться вместе, чтобы попеть, потанцевать, послушать музыку.
«То не лес, не трава расстилается, то народ на праздник собирается»
Традиции хранят не только музейные фонды, но и живые люди. Всё, что мы слышим про важность их сохранения, правильно и справедливо, но гораздо приятнее и понятнее чувствовать себя причастными. И ощутить это на самом деле просто, надо лишь разделить с другими и радость праздника, и пользу труда, и сложности жизни.
Фестивали полезны тем, что переключают наше внимание, напоминают нам о простых вещах. Там можно узнать не только какими интересными могут быть традиционные игры, как легко звучат настоящие русские песни и музыка, какими добрыми, открытыми и отзывчивыми остаются наши люди, но и, например, какими вкусными бывают традиционные русские блюда.
На фестивале в Василёво гостей кормили знаменитыми пожарскими котлетами. Рецепт не народный, авторский, но ему уже почти 200 лет, и с ним связано очень многое и в литературе, и в истории. Пожарская котлета делается из рубленого мяса и сливочного масла, потом обваливается в сухарях. Мы попробовали и подтверждаем – очень хорошо, что рецепт не забыт, котлеты, в самом деле, превосходные.
У местных предпринимателей получился очень привлекательный местный продукт, который, на наш взгляд, может легко составить конкуренцию и шаверме, и хот-догу, и гамбургеру. и прочему заграничному фастфуду. Пожарская котлета и легко насытит, и сделает запоминающейся совместную трапезу, что зале ресторана, что на свежем воздухе. И именно поэтому, как определённый символ наших возможностей, она так важна для народного бытования и для понимания русской культуры.
На таких фестивалях понимаешь, насколько интересными могут быть народные обряды, и сколько радости в том, чтобы сплести венок из березовых веток и полевых цветов, или повязать на дерево ленту и загадать желание, или встать в хоровод. «Троицкие гуляния» в Василёво за тридцать лет обросли своими традициями. Одна из самых примечательных — общий хоровод, в котором участвуют и артисты, и зрители, и иные гости фестиваля. В этом году за руки взялись более 400 человек. И это не акция, не флешмоб, не заранее отрепетированное выступление - это ещё одна живая потребность взяться за руки и идти рядом, улыбаясь солнцу, небу и друг другу.
Кристина БОРИСОВА
Фото: Pressaparte.ru
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Посмотрите на удивительный большой хоровод в Василёво:
Вам также может быть интересно:
Дождь делает перерыв, когда на сцену выходят они
Константин АБАБКОВ: балалайку теперь воспринимаю по-новому
Поделиться с друзьями:
