Искусство изменчивого мира. Двор Постникова приглашает на выставку японской гравюры укиё-э
Япония долгое время была закрытым государством, о котором в России знали очень мало вплоть до XIX века, когда стало крайне важно выстроить с японцами торговые отношения, чтобы снабжать продовольствием жителей русских колоний на Аляске, Сахалине и Курильских островах. Первые попытки были предприняты в 1803 году. Инициатором первой кругосветной экспедиции и главой дипломатической миссии в Японию стал Николай Резанов, государственный деятель, писатель, сделавший блестящую карьеру. Свою службу он начинал в Пскове в Палате гражданского суда.
Экспедиция, которую предприняла Российско-Американская компания, не достигла своей цели. Правительство Японии боялось колонизации страны иностранцами, что могло привести к отмене политики изоляции. Противодействовали распространению русского влияния и голландцы, которые пытались сохранить монопольное право торговли с Японией. Такое положение дел сохранялось до 1867 года.
Период политической изоляции от внешнего мира получил название «Эпоха Эдо». По названию деревни, где находилась резиденция пришедшего к власти Токигава Изясу. Сегодня эта местность известна как Токио.
Такая короткая историческая справка предваряет большую выставку японской гравюры — укиё-э - в Псковском музее-заповеднике. Это искусство интересно тем, что рассказывает о жизни городского сословия в эпоху Эдо - ростовщиков, купцов, ремесленников. В XIX веке в Японии оно только зарождалось. Торговцы считались низшим из сословий, несмотря на то, что именно в их руках были сосредоточены огромные денежные средства. У власти в это время стояло сословие самураев, Они строжайшим образом регламентировали образ жизни населения, в том числе религиозные предпочтения и изобразительное искусство.
Сёгунат издавал законы и предписания, определяющие норму поведения городских жителей — для них существовали запреты и ограничения в одежде, архитектуре и даже в еде. Единственной возможностью вырваться из жёстких рамок общественной жизни для третьего сословия стало искусство, которое помогало на время забыться, дать выход накопившейся энергии, преодолеть по мере возможностей существовавшие правила и ограничения. Смыслы и сюжеты были совсем иные, чем в японской живописи, связанный с практикой дзэн-буддизма.
Доступными для третьего сословия развлечениями был театр кабуки, состязания борцов сумо, посещения «весёлых» кварталов. Именно эти явления, ставшие такими важными в жизни горожанина, и занимают центральное место в искусстве третьего сословия. Лучшие художники изображали знаменитых красавиц и гейш, куртизанок и служанок из чайных домов, актеров театра, сцены из прошлого и медитативные пейзажи. Запросы горожан были типичными, применение гравюр — утилитарным. Ими украшали интерьеры домов, собирали их в альбомы.
Живописный отпечаток могли поместить в декоративную нишу, либо наклеить на экран или ширму. Создание гравюр было, по некоторым оценкам, ремеслом — особенно на ранних этапах. Но по мере развития укиё-э достигло больших высот. Художники, резчики, печатники совершенствовались в технике, искали индивидуальные решения, придавали моделям портретные черты, создавали психологические портреты и философские пейзажи. Среди выдающихся художников укиё-э — Китагава Утамаро, Тории Киёнага, Кацусика Хокусай, Цукиока Еситоси.
«Несмотря на закрытость Японии, эпоха Эдо подарила миру потрясающих мастеров-ксилографов, работы которых оказали большое влияние на европейское русское искусство. Их наследие продолжат оказывать большое влияние на художественный мир и по сей день», - говорится на информационном стенде музея.
Выставка работает во Дворе Постникова (Псков, ул. О. Кошевого, 2) до 25 мая 2025 года.
Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Смотрите также:
Красота в каждом свитке. Выставка Ван Сюлин всё ещё работает во Дворе Постникова
5 советов от художницы, которая оживляет героинь своих картин
Креативная магия Евгения Шитова
Поделиться с друзьями: