Из золы к солнцу
На руинах стекольного завода, советского гиганта «Красный май» местные жители до сих пор находят посуду и вазы. Кто-то забирает домой под всякие мелкие нужды. Другие, наоборот, выбрасывают из дома ставшее не модным советское стекло, считают, что это прошлый век. Третьи не брезгуют забрать в частную коллекцию какую-нибудь вазу даже с помойки - понимают, что изделие штучное, ручной работы и потому ценное. И оказываются правы, что дорожат такими вещами.
Мастера-стеклодувы проделали огромный путь, чтобы прийти к тому высокому уровню изделий, какие выпускались у нас в стране в 1950-1970-е. Шедевры советского стеклоделия завода «Красный май», нам удалось увидеть в музее Вышнего Волочка – города расположенного в Тверской области. В музейных фондах несколько сотен экземпляров - коллекция удивительная. В XX веке мастера в совершенстве освоили технику свободного выдувания. Стекло не было ограничено формой, в которую его зальют, творец мог делать с горячим пластичным материалом все, что захочет. И теперь под стеклом в музее стоят смелые, лёгкие, изящные вещи, в которых ощущается полёт мысли и воображения и прекрасный вкус их создателей.
Красный, жёлтый, голубой...
Традиция свободного выдувания древняя, ее знали ещё в Киевской Руси. Работали в маленьких мастерских, которые назывались гутами, поэтому и стекло позже сохранило название - гутное или гутенское. Из стекла, оно было в основном зелёного цвета или с лиловым оттенком, делали сосуды, ювелирные украшения, смальту - цветные стекла для набора мозаичных картин на стенах и полах зданий. Украшали эмалью желтого, белого, красного цветов - яркая роспись придавала свежесть и нарядность изделиям.
В петровское время освоили изготовление хрусталя. Прозрачные толстостенные кубки и вазы хорошо подходили для торжественного стиля барокко, массивные простые формы украшали простым читаемым рисунком. Пытались имитировать китайский фарфор, потому что секрет его производства разгадать не смогли. Посуду «под фарфор» делали из глушеного - матового молочно-белого стекла. По нему рисовали силикатными красками - растительные орнаменты и цветы, сцены из сельской жизни, на тему охоты или «галантные» - дам и кавалеров. Частные купеческие заводы выпускали простой и дешевый товар - графины, бутылки из зеленого, бесцветного и глушеного стекла, рисунок наносили эмалевыми красками.
Михаил Ломоносов, который интересовался в том числе стеклом, возродил древнюю традицию изготовления смальты, искусство настенных и напольных мозаик из стекла. Современники его труды не оценили, они были непривычны резкостью цветов, неровными краями, видимыми швами. Зато впоследствии открытия Ломоносова пригодились зодчим: цветным стеклом стали отделывать комнаты дворцов, и мозаику удачно вписывали в интерьер.
Есть на свете чудеса
Были в русском стеклоделии мастера, делавшие удивительные и забавные вещи. Все знают про подкованную блоху, а в стекольном деле был такой мастер Александр Вершинин. Он происходил из крестьян, был талантлив и многому научился самостоятельно. Работая на Бахметевском заводе, он сделал прозрачный стакан, внутри которого помещались изображения гуляющих дам и кавалеров. Тогда не было понимания, как можно в расплавленное стекло поместить хрупкие лоскутки ткани, бумагу, соломенные миниатюрные зонтики. Натуралистичность, с который была выполнена работа, восхищала всех, включая императора. Секрет был в том, что Вершинин сумел незаметно спаять двойные стенки стакана, так что он казался монолитным, и стекло, из которого он был сделан, было очень прозрачным.
В поисках выгоды
К середине XIX столетия стекольная отрасль в России пришла в упадок. Причин тому было несколько: нехватка у промышленников денег, недостаток в кредитах, использование труда крепостных крестьян, нехватка путей сообщения. Сказалась и запретительная таможенная политика. Ввоз зеркал был запрещен, пошлины на стекло и хрусталь составляли до 500% стоимости изделий. Огражденные от конкуренции с первоклассными фирмами, такими как французская «Баккара», отечественные заводчики не стремились к развитию, к улучшениям технологии производства. Внутренний рынок был колоссальным и поглощал все, что выпускалось. Но когда таможенные сборы вновь были снижены, то отечественные стекольные заводы не выдержали конкуренции и начали закрываться.
В поисках выхода из упадка промышленники искали способы сделать производство стекла дешевле. К концу XIX века стали впервые использовать глауберову соль, сульфат натрия, вместо дорого поташа, соли калия. Резко возрастает производство оконного, лампового, химического, аптечного, тарного стекла, а вот художественное производится всё меньше, а то, что выпускают, не отличается оригинальностью исполнения, художники повторяли самих себя и своих предшественников. В годы Отечественной войны 1812 года и позже некоторое время выпускали кубки с накладными эмблемами в честь сражений, героев, после – в ход пошли очередные годовщины того или иного события. Спустя десятилетия пришлось снова обращаться к картинам великих - копировать их на стекле или снова рисовать однотипные пейзажи и сюжетные сцены.
Великий мастер из Нанси
К началу XX века российские мастера увлеклись французской школой и творчеством Эмиля Галле, под его влиянием стали распространенными вазы самых изощренных форм с растительным орнаментом.
Эмиль Галле родом из города Нанси, взяв лучшее у своих талантливых предшественников Огюста Жана, Эжена Руссо, превзошел их в искусстве стеклоделия и стал самым прославленным мастером во Франции. Он любил природу, часто изображал на стекле цветы и растения. Его интересовали возможности стекла и красок: он вечно был в поиске.
Искусственным загрязнением стеклянной массы он имитировал туман, сумерки, воду, грозу, добивался с помощью обработки сходства стеклянной поверхности с кожей, тканью, добавлял в стекло крошку, пудру, оксиды редких металлов, так что стекло смотрелось как драгоценные камни, применял разные методы резьбы - не только колесами и гравировальной иглой, как было принято, но и кислотой. Вершиной его творчества считается «маркетри» - стеклянная мозаика, при её изготовлении на горячую поверхность послойно накладывались элементы декора.
В одном советском издании творчество эпохи модерна расценивается как упадок в художественном стеклоделии. Тем не менее советские мастера уже к 1940-м годам самостоятельно пришли к некоторым из тех технических приемов, которые использовались на Западе: есть визуальное сходство в отдельных деталях, в манере окрашивания, в использовании «спецэффектов».
Время экспериментов
В 1920-1930-е годы советской стекольной промышленности пришлось заново искать путь развития. Поначалу были проблемы с сырьем, его производство еще не наладили, а импортные химикаты вроде селена, который был нужен для обесцвечивания стекла, поступали с перебоями и использовались по большей части для технических стекол. Когда появилась возможность наладить выпуск художественного стекла, встал вопрос, как это делать, что рисовать, какие идеи должны воплощаться.
Пытались подражать образцам XIX века, но было ощущения, что псевдонародный стиль конца XIX века c его вазами, на которых изображены крестьянские девушки, уже не актуален. Делали стилизации в восточной манере. Переносили на стекло национальные орнаменты с вышивки, резного дерева, и по-прежнему было ощущение, что всё не то, надо было искать новые способы декорирования стекла, которые выявили бы возможности, присущие самому материалу. Стало понятно, что нужны чистые и ясные формы, предметы должны иметь толстые прозрачные стенки и простой, тонкий, изящный декор.
В 1940 году на Ленинградской зеркальной фабрике был создан экспериментальный цех под руководством Веры Мухиной, в котором пригласили работать художников Алексея Успенского и Николая Тырсу, мастеров Михаила Вертузаева и Петра Порохова. Они работали в технике свободного выдувания - это приём, который возник еще в древности. Советские мастера овладели им виртуозно. Художник рисовал эскиз, но изначальный замысел можно было корректировать, что-то улучшая, добавляя деталей, оттенков, блеска. Изделия экспериментальной мастерской отличались плавностью и текучестью очертаний, необычной формой. Блестящая и гладкая поверхность не требовала дополнительной обработки, чистый яркий цвет делал вещь самодостаточной без лишнего декора.
Вера Мухина и ее коллеги по цеху создали новое направление с опорой на народные традиции и мировой опыт и в то же время сделали всё, чтобы их стекло было доступным всем советским гражданам. Необходимость дополнительной механической обработки удорожала изделие, и они отказались от сложных форм. В массовое производство выпускали простую посуду, а нарядной её делали за счёт составных цветов и узоров - один из самых известных – «кракле», или «морозный узор», когда стеклянная поверхность будто покрыта сетью трещинок.
1950-е: эпоха достижений
Ещё разнообразнее стала посуда после войны, когда было освоено и налажено производство сульфидно-цинкового стекла - оно давало ещё больше оттенков и полутонов. Изделия из него были представлены на всемирной выставке «Экспо-58» в Брюсселе - советские мастера тогда удивили весь мир.
В книге «Советское художественное стекло» Екатерины Батановой и Никиты Воронова находим описание павильона СССР, который сам по себе был удивительным сооружением: «Он казался целиком выполненным из стекла. Крыша и стеклянные стены были подвешены на вантах, прикрепленных к стальным опорам. Ограждающие конструкции были покрыты матовым фактурным и прозрачным гофрированным стеклом, светящийся обелиск-флагшток высотой 60 м, установленный перед павильоном, был облицован стеклом. Для облицовки колонн портала была использована золотая смальта и светящиеся стеклянные пластины. Это красивое и легкое здание производило весьма внушительное впечатление благодаря своим пропорциям и ясно выраженной чистой, целостно воспринимаемой форме".
Советское цветное стекло на той выставке получило международное признание, авторы были отмечены высокими наградами. Впервые были представлены изделия из сульфидного стекла. Ленинградскому заводу был присужден почетный диплом. Бронзовыми медалями награждены пять заводов - Дятьковский, Гусь-Хрустальный, «Красный май», белорусский завод «Неман» и Киевский стеклотермосный завод.
В 1950-х на Ленинградском заводе освоили новую технику гравировки - изображение с вибрирующей под действием ультразвуковых волн металлической пластинки переносили на стекло - получалось тонкое рельефное изображение. Научились отделывать посуду стеклотканью - это было похоже на «венецианскую нить», но производство было значительно проще и дешевле. На Дулевском красочном заводе придумали отделывать стекло люстрами - вещи покрывали тонкой пленкой растворимого соединения какого-нибудь металла, потом подвергали температурной обработке, металл восстанавливался, и поверхность сосуда становилась зеркально-блестящей и переливалась.
Опыт «Красного мая»
На Красномайском заводе перенимали опыт коллег и из Ленинграда, и из Москвы. Считается, что художественная традиция «Красного мая» сложилась преимущественно под влиянием ленинградской школы и ее выдающихся мастеров и художников.
На «Красном мае» сумели оценить богатство открытого ленинградцами сульфидного-цинкового стекла и научились с ним работать так, что превзошли учителей. От московских художников с комбината прикладного искусства мастера переняли технику работы с цветом: большое внимание уделяли поиску ярких, сложных цветов, изучали вопрос введения цвета в стекло отдельными пятнами, искали новые способы декорирования изделий.
Мастера из Вышнего Волочка снова обратились к цветным объемным деталям, стали делать декоративную скульптуру из стекла и фигурные сосуды - в их работах зазвучали отголоски народных традиций работы с гутным стеклом. Они дали вторую жизнь хрусталю, отказавшись от обильной огранки бесцветного хрусталя, и стали гранить цветное стекло и окрашенный хрусталь. Глубокий граненый узор заполнял поверхность массивных предметов и придавал им монументальность.
Ученики подают надежды
В 1970-е советские мастера продолжили эксперименты. Вводили в стеклянную массу красящие соединения металлов в виде нитей, пластин, порошка, создавали витражи, светильники, декоративные панно. Заводы, где они работали, давали возможности для творчества всем участникам производственного процесса: они учились у старших, у коллег, узнавали традиции, нарабатывали технику и получали возможность реализовывать свои идеи непосредственно на рабочем месте. Так постепенно люди во всей полноте проявляли свои творческие способности. Вне производства возможности профессионального роста были ограничены.
Сегодня бывшим сотрудникам завода «Красный май» приходится довольствоваться частными мастерскими - они талантливые люди и находят способ заработать, но о производстве, которое ещё 20 лет назад работало, вспоминают с грустью. У молодёжи, которая заинтересована изучать и осваивать сложную профессию стеклодува, к счастью, есть возможность учиться при производстве в городе Гусь-Хрустальный. Во время экскурсии по Вышневолоцкому музею удалось узнать, что их земляк уехал туда, поступил в стекольный колледж и очень хочет восстановить производство «Красного мая».
В соцсетях есть интересное видео про молодого человека - называется «Подростки в провинции» - там Александр Иванов рассказывает, что его интерес к стеклу начался со школьного проекта и прогулок на развалины завода «Красный май». Он самостоятельно изучал историю стекольного производства, в том числе по найденным среди кирпичей документам и фотографиям, собирал, иногда по кусочкам, редкие вазы, скупал на барахолках вещи с клеймом «Красного мая». К окончанию 9 класса у молодого человека была коллекция в тысячу экземпляров, которую он передал в музей - не в городской, где и так богатая коллекция, а в частный. В свои 17 лет Александр чётко понимает, в чём ценность мастерства, таланта, вещей, созданных твоими предшественниками - и его пример вдохновил уже как минимум одного человека, его товарища, тот тоже всерьёз увлекся историей и выбрал себе редкую профессию стеклодува.
Кристина БОРИСОВА,
фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Юрий Леньшин со стеклом может сделать всё, что захочет
Одно чудо на триста тысяч жителей
Как мы открыли в Калининграде сундук метаморфоз
Поделиться с друзьями: