Легендарному ледоколу «Ленин» в этом году исполняется 65 лет
На фото: Атомный ледокол с 2009 года пришвартован в морском порту в Мурманске
65 лет исполнится в 2024 году с запуска первого в мире атомного ледокола. 3 декабря 1959 года Государственная комиссия подписала акт о введении нового судна в эксплуатацию. Теперь этот день ежегодно отмечается как профессиональный праздник атомфлотцев, а дата - как начало развития атомного ледокольного флота России. Спуску судна на воду предшествовали шесть лет работы, сотни рационализаторских предложений, проб новых образцов судового оборудования.
В строительстве ледокола приняли участие более 500 предприятий СССР. Общее научное руководство проектом создания атомного ледокола «Ленин» осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик Анатолий Александров.
6 мая 1960 года атомный ледокол «Ленин» прибыл в порт приписки Мурманск. С этого времени началась его трудовая вахта. Впервые не авиация, а судно стало доставлять на место полярные станции. Стало возможным оснащать полярные станции для безопасной долгой зимовки и эффективной работы, не ограничиваясь только самым необходимым.
На фото: Атомный ледокол - 13-ти этажное судно длиной 134 м, шириной 27,6 м и высотой 46 м
На фото: Морской порт в Мурманске
Атомный ледокол позволил продлить на зимний период навигацию транспортных судов в Арктике. Первый рейс по маршруту Мурманск – Дудинка – Мурманск состоялся в 1970 году. За большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина.
При деятельном участии атомного ледокольного флота была проработана логистика морской доставки грузов для обеспечения разведки, обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений. Грузы доставлялись независимо от сезона.
В течение 30 лет «Ленин» обеспечивал навигацию на Северном морском пути и служил «атомным университетом», где нарабатывался опыт круглогодичного арктического мореплавания, совершенствовались технологии и готовились кадры для атомного флота нашей страны. Судно провело во льдах Арктики тысячи других судов, а само прошло 654,4 тыс морских миль.
На фото: Панно, посвящённое освоению Северного морского пути
На фото: Строение ледокола: за счёт пологого носа он заползает на льдину и продавливает лёд своим весом
На фото: Схема строения атомного ледокола, который называли "плавучим городом"
На фото: Ходовая рубка ледокола, отсюда осуществлялось управление движением ледокола
На фото: Рулевой телеграф, который обеспечивал маневрирование судна
На фото: Машинное (турбогенераторное) отделение, их на судне два
На фото: Турбины, которые вырабатывают электричество, на судне их четыре
На фото: Паровая турбина со снятой крышкой
В апреле 1970 года, к столетнему юбилею со дня рождения Владимира Ильича Ленина, атомный ледокол оснастили новой атомной энергетической установкой. В июне судно вновь вышло в арктическую навигацию и эксплуатировалось до 1989 года. После 26-ти навигаций комиссия вынесла вердикт: ядерная энергетическая установка ОК-900 продолжала работать безотказно, но проектный ресурс корпуса ледокола выработан. В соответствии с принятым в апреле того же года решением Госкомиссии Совета министров СССР были намечены комплексные испытания и исследования корпуса реактора и другого оборудования с целью выявления их предельных ресурсных возможностей. Навигационная эксплуатация ледокола прекратилась, судно стало опытно-экспериментальным.
На фото: Модель уранового стержня, которые использовались в реакторе
На фото: Аппаратная реакторов, которые были защищены каркасом из железобетона и воды
В 1990-е годы содержание судно стало обременительным для Мурманского морского пароходства. Ледоколу «Ленин» грозила участь быть сданным «на иголки». Помешала общественность. Капитан атомного ледокола «Ленин» Борис Соколов и начальник радиостанции атомного ледокола «Ленин» Виталий Маслов направили в Президиум Верховного Совета СССР письмо с призывом сохранить историческое судно. При областном Фонде культуры была создана проблемная группа по изучению перспективы атомного ледокола после прекращения его активной эксплуатации. В её состав вошли моряки, технические специалисты, журналисты.
29 февраля 2000 года по инициативе Бориса Соколова и под руководством Анатолия Александровича был создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». Этому некоммерческому объединению удалось скоординировать действия людей, видевших атомоход уникальным музеем, пишет Росатомфлот. Фонд продолжает активно работать и сейчас. 5 мая 2009 года ледокол был пришвартован на морском вокзале в Мурманске. Тогда же началось его преобразование в современный выставочный центр. Профессиональная музейная деятельность на борту атомохода началась после передачи судна в состав корпорации «Росатом».
На фото: Медицинское отделение, операционная, где провели больше 200 операций
На фото: Музыкальный салон, в котором выступала Александра Пахмутова
На фото: Среди почётных гостей ледокола был Юрий Гагарин
На фото: Кабинет старшего механика
На фото: Спальня старшего механика
На фото: Столовая рядовых команды
Кристина БОРИСОВА
Фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Как на Севере жить. Мурманск
Ты из Мурманска? Как там?
Териберка: что там, на краю света?
Поделиться с друзьями: