Интернет-газета. Псков
16+

Языческие боги саамов, или Кому поклонялись на Севере

15 апреля 2023 г.

Во время путешествий по России сегодня привычнее видеть православные храмы. О дохристианской эпохе напоминают лишь священные (жертвенные) камни и местность вокруг - но и те производят впечатление только в беседе с хорошим экскурсоводом. Нам довелось увидеть языческое капище на Кольском полуострове. Там, в окрестностях Оленегорска есть район, где проживают саамы. Чтобы привлечь внимание туристов, лет 15 назад они отстроили музей под открытым небом Самь-Сыйт, саамскую деревню, где можно узнать, как жили (а некоторые и поныне живут) представители этой малой коренной народности - на территории стоят чумы и пасутся северные олени. Есть тут и «святое место». Если в средней полосе в музее деревянного зодчества модно увидеть церковь или часовню, то в саамской деревне сакральный центр - аллея идолов.

Про историю этого места здесь рассказывают легенду. Все побывавшие в Самь-Сыйт слышали, что место для статуй указала шаманка. При закладке деревни были проведены священные саамские обряды. По преданию, шаман, если не может передать свою силу другому человеку, передает её месту. Это последнее, что они делают в своей жизни. Женщина, «освящавшая» Самь-Сыйт свою силу передала этой земле и сказала, что люди поедут сюда со всего мира, когда поймут, что загаданные здесь желания исполняются. В Самь-Сыйт, говорят, так и произошло.

Деревянные статуи теперь напоминание: и о том, как всё начиналось, и отчасти о том, во что верили саамы до того, как приняли христианство. 
Считается, что их верования в дохристианский период поддаются реконструкции с большим трудом. Имеются сведения только о тех языческих культах, которые сохранялись до XX века. Гиды, которые проводят экскурсии в саамской деревне, на этой теме подробно не останавливаются. Некоторые сведения о верованиях саамов нам удалось найти в энциклопедии «Карелия 2000. Русский Север». По данным, которые там приводятся, древними источниками по ранним формам религии предков современных саамов большинство исследователей считают сохранившиеся наскальные росписи и петроглифы и рисунки на бубнах шаманов. Другой источник - записки христианских священнослужителей. В энциклопелии приводится в пример работа Иоганна Шеффера, профессора Упсальского университета.

В 1673 году он закончил своё исследование по саамской культуре и назвал его «Лаппония» (по другим источникам - «Лапландия»). Там он рассказывает, что саамы выделяли верхний, средний и нижний миры. Но тут были вариации: у одних нижний мир  находился под землей, другие - восточные саамы - считали, что мир мёртвых был на небе, среди звезд. Ещё они верили в то, что северное сияние возникло из крови людей, которые погибли от насилия. Средним миром саамы называли мир людей и животных, а небо принадлежало богам. Неподвижная Полярная звезда согласно саамской мифологии была «столпом мира» и держала небесный свод. Верховные божества у саамов символизировали  жизненные силы природы, некоторые изображались как антропоморфные существа. Людям и их хозяйственным занятиям покровительствовали духи - "хозяйка оленей", покровительница рыболовства, хозяин леса, домовой.

Широко были распространены реликты культа животных - медведя и дикого оленя. Последний был обязательным спутником саамского шамана в его путешествиях в загробный мир. Шаман, он же нойда или ноайде, осуществлял связь людей с потусторонним миром, мог лечить болезни, даже тяжёлые. Для этого ему надо было войти в состояние транса - считалось, что в этом состоянии его душа воплощается в дикого оленя, отправляется в потусторонний мир и вызволяет оттуда душу страдающего человека.

У саамов существовали языческие идолы - обычно довольно простые и грубые фигуры из дерева или камня. Они долго сохранялись вблизи саамских жилищ или промыслов, и считается, что рядом с ними совершали религиозные обряды и жертвоприношения. В Самь-Сыйт статуи тоже вырезаны из дерева, и они там представляют собирательные образы - судьбы, счастья и четырёх стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мастера поработали над деталями и постарались придать каждой из фигур индивидуальность.

Крещение саамы приняли не раньше XVI века, но и в более поздний период у них сохранялись языческие обряды.А сегодня их языческое прошлое привлекает туристов, которые почему-то искренне верят - положишь монетку к подножию статуи и обретёшь удачу.

На Кольском полуострове сохранились и нерукотворные культовые памятники - священные камни, которые здесь называют сейды или сеиды. По данным  Иоганна Шеффера, саамы выбирали объектами поклонения каменные глыбы на островах, в болотах или на горных вершинах.

Кристина БОРИСОВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Оленье место: умчи меня, олень, в свою страну…

Териберка: что там, на краю света?

Любителям Севера приготовили сюрприз

2082 просмотра.
Теги: По миру

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу