Интернет-газета. Псков
16+

Любителям Севера приготовили сюрприз

30 марта 2023 г.

Путешествия на Север всегда особенные. Нельзя предсказать, что случится по пути, какие приключения, открытия, и, если хотите, откровения. Но абсолютно точно - воспоминания о них сохранятся в сердце. Нам довелось, к большому счастью, на собственном опыте в этом убедиться во время недавней поездки на Кольский полуостров. А в Пскове недавно представилась возможность эти воспоминания оживить. В областной библиотеке имени В. Курбатова устроили кинопоказ фильмов-участников фестиваля Arctic Open. Туда отбирают отечественные ленты - документальные и художественные. Каждый год в декабре-январе в Архангельской области проводится смотр-конкурс, определяются победители, а их работы потом могут посмотреть жители других регионов. 

«Наша жизнь здесь»

В библиотеке анонсировали предстоящие показы - в апреле и мае, а прошедший мартовский показ начался с документального короткометражного фильма - «Чумработница. Семья как призвание», где героиня - 48-летняя женщина, Павла Николаевна, у которой муж-оленевод и семеро детей. Чумработница по-нашему - домохозяйка, только ей приходится кочевать вместе со всей семьёй и стадом оленей. Животных много, и они не могут долго пастись на одном месте. Самое большее - пара дней, за это время они съедают в окрестностях весь мох - кормовую базу.  Так что чум приходится перевозить с места на место даже по несколько раз за неделю. Итого за год - сотни переездов и полторы тысячи километров пути.

Ставят чум каждый раз женщины, это их работа.  Потом, когда 8-метровый дом среди снежной пустыни собран, женщины делают его как можно более комфортным - готовят, стирают, убирают. Раз десять, не меньше, им надо сходить на улицу, чтобы набрать снега. Потом поставить на огонь, растопить - это вода, которая пойдёт на то, чтобы приготовить пищу, умыться, искупать детей. При необходимости чум превращается в баню: убирают матрасы, кладут брезент, ставят таз и моются. Городскую квартиру с удобствами в этой семье пока воспринимают только как временное жильё. «Наша жизнь здесь», - говорит Павла Николаевна и спокойно рассказывает на камеру, как приходится жить и работать в морозы в -40-50° - помогать мужу со стадом, заниматься хозяйством. Ничего, говорит она, потом сидишь, пьёшь горячий чай и думаешь - нужно просто дальше работать.

Её дочь, молодая женщина, рассуждает так же. У Лизы была возможность учиться и остаться в городе - не захотела. Попросила родителей забрать её домой. Потом, как и мать, вышла замуж за оленевода. С маленьким ребёнком на руках приходилось трудно. Но она и сама так выросла.

Старшие дети каждый год в конце августа улетали на вертолёте в город - учиться. Не бывали в тундре по полгода, приезжали только на каникулы. Скучали, плакали, общались только письмами и просили забрать их домой. И даже взрослый сын, который на момент съёмок фильма служил в армии, признался, что тоскует по дому. Хотя он уже принял для себя решение не возвращаться в оленеводство, остаться в городе. Его с детства тянуло к технике, а не к животным. Отец с матерью его выбор не осуждают. Они сами всю жизнь отдали любимому делу и убеждены: люди, когда говорят, что надо заработать деньги и поэтому они работают, это несчастливые люди. Когда работаешь не только ради денег, интереснее становится, и хочется работать и работать.

Своим детям они тоже желают найти дорогу в жизни. Точно знают, какой бы она ни была, родителей они не забудут - потому что были воспитаны в любви, а этого ресурса у Павлы Николаевны с лихвой хватает на всех - и на оленей тоже. Она улыбается на камеру - понимает, что странно слышать о привязанностях от человека, который разводит оленей на мясо. Но, в то же время, она совершенно искренне и нежно относится к Пеплу, которого они подобрали четырёхмесячным - он не то отбился от стала, не то сбили на трассе. К женщине он привык - знает её голос, откликается, когда зовут, приходит провожать её, когда за ней прилетает вертолёт.

Скоро Павла Николаевна собирается оставить тундру и стадо. В семье подрастают младшие. Скоро идти в школу сыну, а потом и внуку. Для них она такого детства, как для старших, не хочет, и уже настроилась переехать в город, заниматься их воспитанием и учёбой. Но будущее малышей её беспокоит. В тундре есть электричество и связь, и дети могут сидеть в телефоне, пока не сядет батарея, а когда энергия заканчивается, они просто не знают, чем заниматься, а Павла Николаевна не знает, что с этой зависимостью делать (да и знает ли кто-то?). Она и её старшие дети росли в естественных условиях, на природе, и в них сформировалось трезвое, здоровое и даже радостное отношение к жизни. В их большой семье у всех трудная работа и быт, но по этому поводу никто не рефлексирует - принимают это просто как данность.

У героев этого документального фильма нет высшего образования, у некоторых не закончена школа, но  мысли, которыми они делятся со зрителями, прожитые, никем не навязанные. Со стороны жизнь оленевода в тундре кажется однообразной, но слушаешь, что говорит на камеру эта женщина, её муж, её дети, и понимаешь, что дело не столько в обстоятельствах, в которых человек оказывается, сколько в отношении к ним. Они не выживают в своих непростых условиях, они живут по-настоящему. 

Война тогда докатилась и до Севера

Второй фильм с фестиваля Arctic Open, который показали в областной библиотеке в Пскове, был о поморских крестьянках, назывался «Шёл мальчишка бережком». Картина длительностью около часа, и некоторым зрителям явно показалась слишком затянутой - ушли, не досмотрели до конца. Режиссёр Ксения Хорошавина снимает фильмы, используя фольклорный материал, поморские говоры, некоторые мотивы прозы Фёдора Абрамова. Весь фильм - это инсценировка жизни поморских крестьянок в военные годы. Когда всех мужчин в деревне забрали на фронт, женщины взяли на себя все обязанности по сохранению быта, дома, земли.

Сами пахали и сеяли, собирали урожай, запасали дрова и писали мужьям на фронт, как справляются. Ходили на реку, встречали ледоход, просили воду унести в море все печали, пели песни. Ели мох с болот, мешали с горсткой муки и пекли хлеб - вспоминают, что очень похож был на настоящий, благодаря ему и выжили, хотя животы у всех болели даже после войны. Когда пришло известие о Победе, дети, изголодавшиеся, думали, что речь идёт о хлебе - и пожилые женщины помнят, что когда были детьми, мысли у них были только о том, чего бы в рот положить. Выжили, выросли, запомнили ту войну на всю жизнь, и их воспоминания теперь ложатся в основу фильмов о непростой судьбе наших людей, о трудной жизни. Но истории с Севера не только про трудности. В следующий раз в псковской библиотеке обещали показать фильм про кругосветное путешествие оленевода-кочевника. Получилось ли у него оставить тундру и своё стадо? Узнаем, когда посмотрим. 

Кристина БОРИСОВА

    «Прессапарте»/Pressaparte.ru

Фото: скриншоты к/ф «Чумработница. Семья как призвание»,

реж. Екатерина Кожакина (2021)

921 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу