Интернет-газета. Псков
16+

Что может женщина

14 мая 2022 г.

На этой неделе, в которую вспоминают жён-мироносиц, не случайно хочется говорить о вечном женском начале, об образе идеальной женщины в литературе, жизни, истории и в том числе о святой Великой царице Тамаре.

 

В поисках «тургеневской девушки»

Женский образ широко представлен в русской литературе. Теме идеальной русской женщины, посвящены тысячи строк, страниц совершенно разных произведений. Вспомнить даже малую часть просто невозможно. Но о значении «тургеневской девушки» напомнить стоит.

В шестидесятом номере журнала «Современные Записки», выходившем в 19 веке, Константин Бальмонт в статье  «Из несобранного» написал, что именно поэт русской прозы Иван Тургенев лучше всех развил и описал образ идеальной русской женщины и девушки. Это они были основным верховным божеством всего тургеневского творчества. Иван Сергеевич, - писал Бальмонт, - был первым литератором, через творчество которого воспитался не только наш язык, но и «многопевная мечтательность», через красивую любовь он научил нас понимать, что лучшая и самая верная сущность в творчестве писателей - это девушка и женщина.

По мнению Бальмонта, путь от Пушкина в развитии утонченной и нежной поэзии идет не столько через творчество Лермонтова, Тютчева и Фета, а именно через Тургенева.  Писатель восхваляет девичье-женское очарование и в своих юношеских поэмах, «Параша» и «Андрей», и в предсмертных произведениях - «Стихотворения в прозе» и «Клара Милич». Для Тургенева ничего в мире нет более убедительного и несомненного, чем зацветающее любовью сердце девушки, чем торжествующая в любви женщина. Он создал столько пленительных девических и женских ликов, что, часто, когда в жизни мы полюбим кого-нибудь, то невольно сближаем свою любимую с той или иной тургеневской героиней. Вспоминает Бальмонт и о том, что самому Тургеневу не суждено было узнать полноту счастья с любимой женщиной: «Кто его любил, тех он не полюбил - кому он всю душу отдал, та бросила ему несколько цветков радости и блаженства, но не дала счастья, не ответила душой, и, если не пробила сердце писателя пулей, то всё равно, его сердце заживо умерло. На протяжении всего творчества тонко чувствующая, зоркая и нежная душа Тургенева всё время бежит по изменчивым, танцующим, пляшущим, поющим, порхающим, зацветающим пламеням, по звенящим остриям и радужному мосту чувств»... «Нужно понять, что в человеческом сердце молния всего вернее возникает, когда оно мгновенно полюбит, - говорит Бальмонт и продолжает. - И художник, который от первоначальных лет до последних своих зорь, не уставал рассказывать встречу сердец, был всегда готов откликнуться звонким сердцем на зов другого сердца, ощутившего свою крылатость, этот художник есть священная кадильница, благовонно курящаяся перед Вечным, он живой факел и тот глубокий колодец, в который глядится Бог».

Пушкин с первых стихов своих становится певцом девственной прелести, женского очарования. Его стихотворения останутся в русской поэзии непревзойденными образцами вознесения женщины и любви. Пушкин говорит примечательные слова, которые хорошо бы знать всем русским на память: «Нет сомнения, что русские женщины лучше образованы, больше читают, больше мыслят, чем мужчины, занятые Бог знает чем».

 

Под защитой царицы Тамары

Эти послепасхальные дни объявлены в православном календаре как неделя жён-мироносиц. Эти семь дней почитают и святую Великую царицу Тамару (её день рождения отмечают 14 мая). По сути именно царица Тамара объявила о праве женщины на брак по любви. С ней связана одна из самых ярких историй любви и ненависти.

На фото:царица Тамара, фреска в Вардзийском монастыре, 12-13 вв., автор неизвестен

Смелая и амбициозная, покровительница независимости всех женщин - царица Тамара сама немало испытала от пьянства и скандалов своего первого мужа. Она первая женщина, причисленная к лику святых, уже в XII веке, объявившая о независимости женщины от мужа, если тот поднял на неё руку или при ней впадал в беспробудное пьянство. Именно она первой в истории православной церкви показала пример развода с мужем, прогнав Юрия, сына князя Андрея Боголюбского из своего дома, но, подарив ему на прощание большие богатства. Так фактически в XII веке в православной церкви был узаконен развод. Тамара оставила после себя пример для многих поколений женщин, в том числе и нашим современницам. За минувшую тысячу лет после царицы Тамары многие женщины продолжают терпеть скандалы, пьянки, побои от своих мужей. Тамара стала покровительницей несчастных жён, оставшихся с детьми на руках и пострадавших от мужей, покровительницей браков по любви. Кроме того, она покровительница строящихся и ремонтирующихся храмов, монастырей, детских приютов, всего детского воспитания, образования, науки. Она - покровительница искусства, памятников зодчества, литературы, музыки, духовной культуры...

В эту неделю Грузия и весь православный мир поют песнопения в честь царицы Тамары. В том числе и в Новгороде Великом. Так сложилось, что судьба царицы, пусть и не напрямую, оказалась связана с Новгородом, со Свято-Юрьевым и Знаменским монастырями.

 

Вернуть любовь женщины силой не получится

Дед первого мужа царицы Тамары, Юрий Долгорукий в качестве своего покровителями и ангела хранителя особо почитал Георгия Победоносца. Осыпая Свято-Юрьев монастырь вниманием и богатыми дарами, Юрий Долгорукий тем самым показывал пример своему родному внуку Юрию Боголюбскому, как нужно почитать своего святого небесного покровителя, чтобы потом иметь возможность, когда возникнет необходимость, просить помощи у Бога.

На фото: Георгиевский храм (1119 г) Свято-Юрьевского монастыря, Великий Новгород

Уже после скандального развода с царицей Тамарой, оказавшись, пусть и с деньгами, в Константинополе, такая острая необходимость у отвергнутого мужа возникла. И тогда Юрий Боголюбский, как и дед, стал засыпать роскошными подарками монастырь в Новгороде. У него была одна просьба к Богу, чтобы тот помог вновь стать мужем царицы Тамары и вернуть ему место царя. В пяти километрах от Новгорода первый русский князь, получивший титул грузинского царя, молил Бога, чтоб в сердце великой грузинской царицы Тамары вновь появилась любовь к нему. Для этого святой Георгий Победоносец должен был помочь ему победить соперника, которому отдала предпочтение Тамара - Давида. Вот так об этих намерениях князя сказано у Лермонтова:

Твоей любви я жду, как дара,

И вечность дам тебе за миг;

В любви, как в злобе, верь, Тамара,

Я неизменен и велик

В великой злобе и воспрянувшей любви Юрий Андреевич пытался добиться и трона, и любви царицы Тамары, но так и не смог. Юрий с войском пытался трижды нагрянуть в Грузию и вернуть себе престол. Но вернуть любовь женщины силой – не получилось. И не только у князя Юрия, но и у многих других исторических персонажей. Не получится и у современников, кто на такие действия решится. Любовь нужно беречь с самого начала.

Но с тех пор покровителем русской монархии стал именно Георгий Победоносец, которому молился и троне первый муж царицы Тамары Юрий Боголюбский.

Другое место в Новгороде, связанное с царицей Тамарой и её первым мужем - Знаменский монастырь и образ Богоматери «Панагия».

Свёкр царицы Тамары - Андрей Юрьевич Боголюбский (в то время суздальский князь), а также дядя Юрия - Ростислав Юрьевич (в то время новгородский князь) из-за жажды власти и денег спровоцировали известное противостояние между новгородцами и суздальцами. Свёкр Тамары с войском суздальцев осадил Новгород.

Именно тогда проявилась чудотворная икона «Знамение» в храме, в котором она находилась (Спас Преображения на Ильиной улице со знаменитыми фресками Феофана Грека, - авт.). Икона была создана по греческим традициям. Образ Богоматери «Панагия», что в переводе с греческого означает «молящаяся», имеет особый взгляд и развёрнутые ладони, обращённые к небу, к Богу, а на груди Богоматери изображён защищающий щит с образом сына. После защиты и ограждения новгородцев от осады суздальских войск иконе Панагия дали имя «Знамение», то есть «ограждающая» - нанесение крестного знамения это ограждение от любого зла и беды. В честь иконы в Новгороде и построили Знаменский монастырь, а в XIX веке - храм в деревне Ракомо на берегу руки Волхов.

 

Она по-прежнему творит невероятное

К теме воплощения вечного женственного присоединился Михаил Лермонтов воссоздавший Тамару в романтичной поэме «Демон». Образ царицы, побеждающей демоничного мужа, перевоплотился в образ молитвенной княжны, побеждающей падшего демона благодаря своей ангельской чистоте.

Русская художественная литература во многом ориентировалась на христианские начала, и изначально ориентировалась на тему спасения грешной души. Следуя традиции, Лермонтов в поэме «Демон» поставил сложный вопрос для русской духовности: «Можно ли проявлять сочувствие и сострадание к падшим и ангелам, и демонам так, как это сделала героиня его поэмы княжна Тамара?». Естественно, речь о людях. Чем демон отличается от человека, если человек ведёт себя чуть ли не хуже демонов? Из истории мы знаем, что первый муж царицы Тамары - Юрий Боголюбский хоть и был крещёным, но проявлял демонические наклонности: пьянствовал, рубил руки несчастным, разбрасывался деньгами, заработанными потом и кровью простым народом... Как когда-то Юрий Адреевич при встрече с Тамарой, так и в лермонтовской поэме демон при встрече с княжной Тамарой восхищается её красотой. И это восхищение Лермонтов описал значительно ярче, чем любой историк:

Клянусь полночною звездой,

Лучом заката и востока,

Властитель Персии златой

И ни единый царь земной

Не целовал такого ока;

Гарема брызжущий фонтан

Ни разу жаркою порою

Своей жемчужною росою

Не омывал подобный стан!

Еще ничья рука земная,

По милому челу блуждая,

Таких волос не расплела;

С тех пор как мир лишился рая,

Клянусь, красавица такая

Под солнцем юга не цвела.

Князь Юрий Боголюбский не смог победить своего соперника - царя Давида. И это тоже отразилось в поэме Лермонтова. Если жениха княжны Тамары демон с лёгкостью победил, как соперника, то ангела хранителя он победить не смог.

Царица Тамара, вспоминаемая в неделю жён-мироносиц, призвана помогать молящимся, так и княжна Тамара из поэмы Лермонтова оказалась в раю, чтобы помогать всем страдающим. Грузины на протяжении веков считали, что их Великая царица Тамара обладала невероятной любовью, добротой и состраданием. Это предание также отразилось в строках поэмы у Лермонтова. Его княжна смогла своей любовью даже демона преобразить. От женской любви открывается рай. Она по-прежнему, как и тысячу лет назад творит невероятное.

Тамара КОСТЕРИНА

Фото Игоря ДОКУЧАЕВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

ДИСТстанция, или В поисках вольных женщин

ДИСТстанция, или чем закончились поиски вольных женщин

Сказки, которые надо читать современным девочкам

403 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу