Интернет-газета. Псков
16+

Нормальные святые скульптора Кристофа Пёггелера

03 декабря 2021 г.

Немецкий художник и скульптор Кристоф Пёггелер провоцирует поклонников своего творчества — как минимум задать себе странные вопросы. Представьте, говорит он, как чувствует себя человек, который забрался на рекламную стойку. В европейских городах, в Дюссельдорфе в том числе, где живёт Кристоф, эти стойки-тумбы имеют вид цилиндра и высоту около 4 метров. На такую высоту скульптор поместил фигуры в человеческий рост. Его скульптуры, его герои — обычные люди, изображённые за повседневными делами. На одной улице бизнесмен, на другой молодая стройная женщина, дальше молодая пара, офицер, ещё одна пара — таких скульптур в Дюссельдорфе много. Кристоф предполагал вопрос журналистов и общественности, зачем, собственно, такое творчество и что он хотел им сказать, и он в отличие от многих объяснился — написал заметку об этой выставке под открытым небом, он назвал её Säulenheilige, в дословном переводе «Святые на тумбах».

Он подумал, что если совместить самые обычные вещи на свете, шагающего мужчину с портфелем, который оглядывается по сторонам, пару, которая остановилась посреди улицы и держится за руки, - с обычным местом, например, рекламным столбом, можно буквально вызвать сенсацию. «Часто смены местоположения достаточно, чтобы вас заметили», - считает художник. - «Если люди стоят в очереди перед красным светом, но один из них стоит в метре от других на улице, все будут смотреть на него, потому что он подвергает себя опасности. Место влияет на происходящее и на произведение искусства, придаёт ему координаты». 

Проект Кристофа начался с акции, в которой участвовали живые люди. Он просил их какое-то время постоять на рекламных столбах в центре Дюссельдорфа. Они разговаривали, пели или выражались как-то иначе. Это были разные люди — бизнесмен, турецкая девушка, мигрант из Афганистана, бездомный. Они просто на некоторое время стояли на своих столбах и с высоты наблюдали за людьми. Это и была кампания «Säulenheilige-live» в июне и ноябре 2003 года. Автор назвал своих героев «современными святыми», а саму акцию — разговором о Боге и мире.

Художник рассказал, о том, что чувствовали люди, согласившиеся ему помочь. «Требовалось мужество раскрыть себя и рассказать что-то личное, готовность оказаться в странной ситуации, ситуации, которая казалась столь же чуждой первым святым монахам в V веке - как отчуждение и бегство от мира»В обществе потребления самоизоляция, желание уединиться, сосредоточиться на своих мыслях — это тоже явление редкое и неоднозначное, тем более, если человек захотел этого в час пик на центральной улице. Кто-то проходил мимо, но многие откликались, интересовались тем, что происходит. Со стороны горожан было неприятие и непонимание, а также симпатия, любопытство и интерес, или просто озабоченность. 

Акция породила идею выставки. Кристоф захотел поставить на колонны реалистичные человеческие скульптуры. Он понимал: реализм колонны и скульптуры в сочетании дают нереалистичную, даже сюрреалистическую ситуацию. Человек оставляет горизонтальную часть улицы с ее общественной жизнью и перемещается в вертикаль - а это уже категория оценочная. Искусство ставит скульптуры на пьедестал, тем самым подчеркивая их особенность и важность. 

Проект «Säulenheilige» поднимает обычных людей на новую высоту, помещает их над созданным рекламой миром,он показывает их нормальность, но также и их тайну, которую можно найти в их повседневной жизни. 

Выбранные Кристофом персонажи – архетипы, иконы современности: бизнесмен, отдыхающий, художник-постановщик (фотограф). Скульптурными мотивами становятся вечные темы, такие как детство, материнство, старость, странности, счастье и бедность. 

Деловой человек или офисный мужчина – это глобальная икона нашего времени, говорит художник.Отдыхающий с банным полотенцем и шортами - его двойник. Он также является иконой современной эпохи: полуобнажённый, больше не относящийся к определенному социальному статусу за пределами своего отеля, он колонизирует самые далёкие пляжи во время своего курортного сезона. Фотограф в момент съемки: в напряжённой, слегка искривленной позе вырезает картинку из мира, свой субъективный кусок реальности, олицетворяя таким способом «веру в образ». Здесь же - городской бездомный, который раньше сидел на тротуаре с бумажным стаканчиком для монет рядом с ним, он явно достиг дна, потерял всю свою уверенность в себе. Теперь он тоже на пьедестале, и его скульптура, как и скульптура бизнесмена тоже поднята на высоту 4 м, он там, откуда его никто уже не выгонит.

Кристоф тренирует у зрителя умение видеть личность в другом, ставить себя на место другого человека и проявлять внимание, терпимость и уважение к другим в разрозненном, многокультурном обществе. «Когда вы смотрите на лица, неизвестные лица - в трамвае или в других общественных местах - вы можете иногда захотеть узнать: какая жизнь, какая история скрывается за этими лицами? Что от этого отражается наш взгляд? Это любопытство к уникальности каждого человека и в то же время к разнообразию мира», - объясняет он смысл выставки. 

В детстве можно забраться на дерево — и уже кажется, что ты в другом мире. Ребёнку проще вообразить себя невидимкой и исподтишка наблюдать за тем, что происходит внизу. Взрослым возможность отстраниться от мира и взглянуть на него по-другому подарил художник. От человека взамен требуется совсем немного: глаза и уши и хотя бы минута осозанного внимания.

О художнике

Родился в Мюнстере / Вестфалии (Германия) в 1958 году. В 1980-х гг. учился в Боннском университете, проводил исследования в области этнологии, истории искусства и истории искусства Востока. К 1985 гг. успел окончить Государственную академию изящных искусств в Дюссельдорфе, учился в группе наставников профессора Альфонсо Хуппи. В 1993 г. получил премию за продвижение искусства столицы Дюссельдорфа. В 2000-е активно выставлялся, готовил каталоги, выступал с лекциями, писал статьи, работал как арт-куратор. Наиболее известны его персональные выставки: «Stylites», ансамбль скульптур на рекламных столбах, в стадии разработки, Düsseldorf-Grafental (2016), «Это я. Не бойтесь». Искусство на корабле - современные скульптуры на борту крейсера AIDA Prima (2000-2016), «Bildermacher (Image Doer)» Art on Shipboard - современные скульптуры на борту крейсера AIDA Prima (2002-2016), Картины «Auf Milchstraßen und Holzwegen (Млечные пути и лесозаготовки)» в монастыре Камп, Германия (2015).

Кристина БОРИСОВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Фото: christoph-poeggeler.de

Вам также может быть интересно:

Антикоронавирусное предновогоднее путешествие по городам. Гамбург

Черничная гора, на которой сидит насмешливая обезьяна

Почему люксембуржцы смеются над собой

429 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу