Для мира важна прививка против фашизма
В пяти российских регионах вспоминали жертв нацистских палачей
Фото из архива газеты
Когда мы говорим о памяти военных лет, то имеем в виду, конечно, не только прошлое, но и то, как это прошлое отзывается в настоящем, и может проявиться в будущем. Вот поэтому в России очень многим не нравятся любые попытки пересмотреть результаты Второй Мировой войны, в которой множество народов вели справедливую борьбу против немецких захватчиков. И хочется верить, что народы, пережившие фашистскую оккупацию, видевшие зверства обезумевших нацистов, получили мощнейший иммунитет против появления в их среде новых ростков, которые могут превратиться в ужас. Но о прививке для новых поколений нужно думать уже сегодня.
Вот поэтому в российских регионах продолжают помнить и о роли немецких фашистов, и об их помощниках и союзниках, в том числе о латышских и эстонских полицейских формированиях. А также о тысячах настоящих сыновей и дочерей Латвии и Эстонии, которые воевали с фашистами в составе советских воинских частей и в партизанских отрядах, в том числе о воинах 201 стрелковой дивизии (Латышская дивизия) Красной Армии. Одна из таких памятных акций по инициативе Российского военно-исторического общества в течение нескольких мартовских дней проходила на территории пяти российских областей: Ленинградской, Псковской, Новгородской, Московской и Калужской.
В период фашистской оккупации на территории Псковской области местные штабы эстонских и латвийских подразделений полиции безопасности СД, в которых служили в основном члены националистических формирований, были организованы в Гдове, Новоржеве, Острове, Пскове, Печорах, Плюссе, Стругах Красных. Основными задачами, которые ставили перед ними гитлеровцы, были: охрана лагерей и тюрем, проведение карательных операций против населения, агентурная деятельность по выявлению подполья.
Из работ историков, посвящённых истории Великой Отечественной войны, известно, что в период 1941–1944 годов фашистами было создано порядка 45 латышских и 40 эстонских полицейских боевых формирований, в которых служили около 180 тысяч человек. А кроме этого были сформированы легионы СС, в которые вошли в Эстонии более 5 тысяч человек, и в Латвии почти 18 тысяч. В полицейские батальоны в первую половину войны записывались добровольно – военные власти обещали, что у полицейских будет хорошее обмундирование, улучшенное питание и приличное жалование. Конечно, в этих подразделениях оказалось немало и тех, кто таким образом пытались выжить в военное лихолетье и не до конца осознавали, чем будут заниматься в действительности. Но было немало и тех, кто с удивительной исполнительностью и неимоверной жестокостью проявили себя в карательных операциях и массовых издевательствах и убийствах мирных граждан.
Фото из архива газеты
Дно, Старая Русса, Луга, Сольцы, Красное Село, Псков, Великий Новгород, Великие Луки, Невель, Минск, Лепель, Молодечно, Луцк, Дрисса, Слуцк, Полоцк, Днепропетровск, Кривой Рог, Керчь, Овруч, Макеевка, Житомир, Коростень – это лишь некоторые города и села в России, Белоруссии и Украине, в которых наследили национальные полицейские батальоны. И не раз в воспоминаниях о пережитой оккупации псковичи и жители других городов и сёл в Псковской области вспоминали, что наибольший страх внушали именно эстонская и латвийская полиции. Удивительно, но их ничего не останавливало даже на территории родной Латвии. И скорбный список, где совершались злодеяния можно продолжить городами Даугавпилс, Букмуйжа, Лиепая, Лудза, Индра, Зилупе, Виляка, Краслава.
Только за одну карательную акцию с внешне красивым кодовым названием «Зимнее волшебство», проводившуюся в 1942 году на юго-западе Псковской области и белорусской территории были убиты и сожжены заживо около 15 тысяч человек, многие отправлены в лагеря и угнаны в Германию. Хорошо известна своими печальными последствиями карательная операция «Генрих», проводившаяся осенью 1943 года в белорусских и псковских землях в районе Себеж - Пустошка - Невель - Полоцк - Дрисса - Освея, силами немецких карательных отрядов и 11 латышских schuma-батальонов (батальоны вспомогательной полиции) - 12 деревень сожжено, 7 тысяч человек убитых. Также в 1943 году в районе Идрицы, Себежа и Невеля карательные акции осуществлял 1-й полицейский полк «Рига», состоявший из 277-го, 278-го, 312-го и 282-го полицейских батальонов общей численностью более двух тысяч человек.
Деревня Ланёва Гора Псковского района была полностью уничтожена фашистскими карателями
Об этих и других страшных эпизодах Великой Отечественной войны хорошо известно из работ специалистов, проводивших расследования, историков, об этом написано немало журналистских материалов. Всего в Псковской области за три года оккупации немцы при участии националистических формирований провели около пятнадцати крупных и более двухсот малых карательных экспедиций. Эти операции отличались особой жестокостью, когда сжигали целые деревни и уничтожали большое количество мирных жителей. И как тут можно забыть тысячи разрушенных и сожжённых деревень и посёлков? Возьмите трагедию деревни Ланёва Гора в Псковском районе. Всё это не выдумка, всё зафиксировано в актах чрезвычайных комиссий по расследованию немецко-фашистских зверств. Эти свидетельства были важны не только в послевоенные годы, чтобы наказать нацистских преступников, они и сегодня чрезвычайно необходимы, когда фашиствующие голоса слышны на территориях бывших советских республик и некоторых других стран.
Именно поэтому памятная акция, инициированная Российским военно-историческим обществом, активно поддержана обычными людьми во всех пяти регионах, где она проводится. Состоялась она 15 марта и в парке Победы города Острова, у обелиска освободителям города и Островского района от фашистов. Здесь звучали и слова-напоминание о гибельности фашизма, о жертвах палачей, и слова благодарности тем, кто боролся с фашистами, независимо от национальности.
Александр ФУРМАНОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Новый памятник, охраняемый государством может появиться в Пскове
Все ли сегодня помнят о «Саласпилсской мадонне»?
Поделиться с друзьями: