Интернет-газета. Псков
16+

Все ли сегодня помнят о «Саласпилсской мадонне»?

09 апреля 2019 г.

11 апреля узники концлагеря Бухенвальд, понимая, что нацистской Германии близится конец, подняли восстание. Среди восставших были люди множества национальностей. С тех пор в этот день во всём мире позитивная часть человечества отмечает International Day of Fascist Concentration Camps Prisoners Liberation - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Но достаточно ли нам сегодня просто раз в год отмечать этот день? 

 

Тот самый ящик Пандоры

Все минувшие десятилетия в нашем обществе то тут, то там, в разговорах обычных людей слышалась фраза: «Только б не было войны…». Говорили ее люди, либо познавшие все ужасы Великой Отечественной и Второй мировой войны, либо дети и внуки тех, кому довелось этих ужасов хлебнуть вдоволь. Говорили те, кому больше ни за что на свете не хотелось повторить даже малой толики той войны.

Кадр из фильма «Помни имя своё», Режиссёр: Сергей Колосов, СССР-Польша, 1974

И неслучайно поколения советских людей, граждан европейских стран, столкнувшихся с этими фактами в конце Великой Отечественной войны, скрипели зубами от желания разом покончить со всем этим ужасом. Во всем мире писали плакаты, книги, статьи, слагали песни и пели их с больших и малых сцен, снимали кино. Но поколения, повидавшие ужасы и отголоски большой войны, уходят. Огромного СССР, где практически каждый человек или его семья, так или иначе, пострадали от войны и поэтому всеми силами противостояли новым возможным очагам – уже тридцать лет как нет. И за эти три десятка лет мир со странным спокойствием вновь привык к войне…

Война, теперь практически в открытую признается элитами некоторых стран, как способ достижения явных или тайных целей. Но по формулам тех, кто возвращает войну в число инструментов решения политических, экономических и общественных вопросов, тогда надо открыто признавать, что и Гитлер ничего особенного с миром не сотворил? Он просто жил в соответствии с этими принципами: проводил агрессии и репрессии, уничтожал лишних, в побежденных странах ставил новое руководство и вводил колониальные законы. Это так нужно понимать? Иные головы не остужают даже кадры кинохроники о деятельности фашистских концлагерей на территории оккупированных стран и в Германии. Невероятная трагедия, затронувшая весь мир, сегодня воспринимается, как простое кино. Нам предшественники: наши родители и деды -  оставили память и закрытый ими наглухо ящик со злом, а мы, похоже, крышку этого ящика приоткрыли.

Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто в оккупированных странах Европы и в самой Германии, где в тяжелейших условиях содержались и уничтожались различными методами и средствами люди – составило 14 033 пункта (по данным справки, которую опубликовало РИА «Новости»).

Огромная налаженная система по уничтожению людей, в которой на полную мощность работали лагеря смерти, которые и создавались с одной идеей: не содержать узников, а уничтожать. 27 апреля 1940 года в оккупированной немцами Польше в местечке Аушвиц был создан первый концлагерь, предназначенный для массового уничтожения людей. Конвейер смерти, должен был работать безостановочно, а пленники на территории лагеря могли находиться всего лишь несколько часов. И задержки, которые случались, и давали шанс обречённым на лишний глоток воздуха, случались из-за …перегруженности, мощности не справлялись. Потом появились Майданек, Треблинка, Бухенвальд, Дахау и многие другие – названия этих мест известны, их не смогли скрыть фашисты в конце войны, как ни старались. Из 18 миллионов граждан, прошедших через фашистские лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллиона человек.

 

Кадр из фильма «Помни имя своё», Режиссёр: Сергей Колосов, СССР-Польша, 1974

«Предельная степень сгущения зла»

Так в 18 километрах от Риги с осени 1941 года по конец лета 1944 года работал лагерь в местечке Саласпилс. Здесь содержались и пленные красноармейцы, и взрослые девушки и женщины и многочисленные дети, попадавшие сюда из оккупированных фашистами Псковской, Ленинградской, Новгородской областей, из Белоруссии и самой Латвии. Из тридцати бараков самым большим был именно детский. Официальное название лагеря – Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания. Но по свидетельствам выживших малолетних узников, сами фашисты, не скрывая, называли лагерь «фабрикой крови». Помимо множества медицинских экспериментов, которым подвергали узников, фашисты сделали из детей живые хранилища крови. Из них брали кровь для госпиталей, в которых лечились немецкие солдаты. Многие дети в результате стали «полными донорами» - из них выкачивали всю кровь до последней капли. Потом безжизненное тело уничтожали. По данным из разных источников здесь погибли десятки тысяч человек, не пережившие страшных мук, на которые были обречены. Среди них – 7 тысяч детей.

Кадр из ролика к песне «Детский лагерь Саласпилс», 1973, ВИА «Поющие гитары».

В лагере были и газовые камеры, и печи, где сжигали тела, а также узников здесь расстреливали, вешали, травили. В окрестностях найдены многочисленные могилы, где тела хоронили штабелями. Многие свидетельства чинимых фашистами в Саласпилсе зверств были установлены на основании данных, которые получила Чрезвычайная госкомиссия Президиума Верховного Совета СССР по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Уже в мае 1945 года, после осмотра только пятой части территории лагеря смерти, члены комиссии были шокированы увиденным. Кадры кинохроники показывают штабеля маленьких трупов. Одну из самых страшных фотографий назвали – «Саласпилсская мадонна» - на ней заживо погребённая мать, прижимающая к груди ребёнка. Вообще, читать даже небольшие выдержки из заключения комиссии, невыносимо тяжело. А тем более смотреть на таки фотографии, кадры кинохроники, и даже художественные фильмы.

Кадр из фильма «Помни имя своё», Режиссёр: Сергей Колосов, СССР-Польша, 1974

Лагерь смерти Собибор фашисты устроили на юго-востоке Польши весной 1942 года, и до 14 октября 1943 там были убиты около 250 тысяч человек. Фашисты убили бы здесь и больше, если бы этот счёт в Собиборе не был остановлен лейтенантом Красной Армии Александром Печерским и людьми разных национальностей, которые пошли за ним, чтобы либо вырваться на свободу, либо погибнуть в борьбе за это. Даже смотреть кино, снятое на тему узников фашистских концлагерей нормальным людям больно, потому, что все люди имеют воображение, кто-то больше, кто-то меньше. Видя страшные кадры, многие представляют, как бы они повели себя на месте тех людей, которые попали в фашистские лагеря… И роль героического лейтенанта Печерского рано или поздно должна была попасть на экраны, чтобы как можно больше людей могли включить воображение и представить себя там... Художественный фильм «Собибор» вышел на экраны России и мира год назад – один из первых предпремьерных показов состоялся в Варшаве 24 апреля. Это было только начало - показу фильма на широких киноплощадках не смогли помешать ни политика, ни  кризисы в отношениях между странами, ни денежные отношения, ни зависть, ни корысть, ни другие общественные и личностные преграды. За минувший год фильм увидели жители разных городов и стран. Ещё больше должны увидеть, потому что всех эта тема должна тревожить, она может коснуться каждого, все могут с ней столкнуться уже не только на экранах телевизоров и кинотеатров…

«Тема нацизма, геноцида будет, увы, актуальна всегда, – сказал в первые дни показа кинорежиссер и исполнитель главной роли Константин Хабенский. – Мы видим, что люди ненавидят и убивают друг друга за «неправильный» язык, вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз. Нацизм – предельная степень сгущения зла, сопротивление такому абсолютному злу как раз и порождает беспримерные образцы героизма, остающиеся в веках. Из таких героев был Александр Печерский».

Именно поэтому и смотреть, и делать такие фильмы сегодняшние люди должны вместе. Как это и получилось у создателей «Собибора». В съёмочную группу были приглашены специалисты, актёры из разных стран, многих национальностей: «Мы понимали, что история этого восстания из тех, которые могут быть понятны любому человеку в мире, где бы он ни жил. И значит, наш проект должен быть международным», – объяснял идею фильма Константин Хабенский.

 

Фашисты тщательно скрывали следы

И таких мест, где гитлеровская система и союзники немецких фашистов мучили и уничтожали людей, множество, многие из них только становятся известны. Узниками, и жертвами палачей миллионы людей стали на родной земле. Так, во время оккупации фашистами Пскова, в период с 1941 по 1943 годы, в пригородной деревне Андрохново, на территории бывшего кожевенного завода, и цеха по выгонке сала, который в народе называли «салотопка», немцы организовали место массовых расстрелов и захоронения советских граждан.

Мирное население и военнопленных расстреливали за зданием Салотопки, за складами кожевенного завода - северо-западнее объекта найдено 10 ям, и за домом обходчика Павлова, ещё 32 массовых могилы. Эти участки были локализованы с точностью до 20-30 метров благодаря аэрофотосъёмке, архивным данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. А так же по рассказам местных жителей, которые свидетельствовали, что эстонские и немецкие каратели сгружали людей из грузовиков, расстреливали и тут же закапывали. Всего согласно документам в этом районе нашли смерть более 2,5 тысяч советских граждан. В 44 году, заметая следы, немцы облили ямы с погребёнными горючей смесью и пытались сжечь. Именно из-за того факта, что отступая, фашисты тщательно маскировали следы своих преступлений, в настоящее время затруднено точное установление всех масштабов преступления. 

За послевоенные годы место трагедии окончательно вошло в черту города, не так давно на месте кровавых расправ был поставлен памятный знак.

Или другое трагическое место в Пскове: территория, находящаяся вдоль улицы Юбилейной, напротив братского воинского захоронения – здесь после оккупации Пскова в июле 1941 года фашисты устроили лагерь для советских военнопленных известный как Stalag-372. Позже оккупанты содержали здесь не только пленных красноармейцев, но и мирных жителей, которых готовили к вывозу в Германию и другие страны.

Кадр из ролика к песне «Детский лагерь Саласпилс», 1973, ВИА «Поющие гитары».

Масштаб трагических событий на этом месте с 1941 по 1944 год стал известен лишь случайно. Так как территория все послевоенные годы была занята военными складами, то никакие строительные работы здесь не велись. Небольшой каменный обелиск в память о погибших военнопленных, стоявший на территории складов, не давал современникам представления о количестве жертв нацистов. Начавшиеся строительные работы на этом месте, вскрывшие многочисленные захоронения, были остановлены благодаря настойчивости неравнодушных граждан, общественных организаций и информационной огласке. А позже по инициативе фонда «Достоверная история», на уровне псковской гордумы всем свободным от застройки территориям Шталаг 372 придан статус мемориальной зоны, с запретом любой застройки до обнаружения и перезахоронения останков советских военнопленных.

Теперь фонд «Достоверная история» под руководством Юрия Алексеева, добивается мемориализации Шталаг 372. Совместно с Государственным комитетом Псковской области по охране культурного наследия, администрацией города Пскова и Союзом архитекторов Псковской области, проведён конкурс архитектурных проектов мемориализации. Но у сотрудников фонда есть и свой вариант, как увековечить память погибших узников фашистского лагеря, включая монумент, посвященный страданиям советских военнопленных.

И таких мест содержания советских военнопленных и гражданских лиц, в оккупированном фашистами Пскове было много. По данным фонда «Достоверная история» это: бывшая МТС в Крестах, Пески, свинарники совхоза «Диктатура», Моглино, Черняковицы и другие территории. Полной картины, мы до сих пор представить не можем. Как и по многим другим городам и странам, бывших под немецкой оккупацией.

 

Теперь ответственные за память мы

Но и тем, кто не был угнан фашистами в концлагеря, кто не работал в специальных трудовых зонах, не батрачил на фашистских предприятиях и фермах, а оставался на оккупированных фашистами территориях, было нелегко. Люди разных возрастов, каждый день шли на испытания - на кону которых стояла жизнь.

Кадр из ролика к песне «Детский лагерь Саласпилс», 1973, ВИА «Поющие гитары».

Вспоминаю случай, рассказанный очевидцем событий. Когда немцы забирали молодёжь из псковских деревень на работы в Германию. Те бежали в партизаны, в лес. Так эти жители оказались в лагере небольшого отряда из шести землянок. Внутри – нары в два яруса, в центре – печь. А потом, когда каратели подошли слишком близко, со всех сторон окружая партизанский лагерь, – оставался только один путь – через болота. Похватали, что можно и пошли. В том числе и дети: кто сам, кто на руках у матерей. В том переходе через болота потеряли маленькую девочку. Когда убегали из лагеря, недавно родившуюся девочку укутали в какие-то тряпки и дали под мышку взрослому. Но в трудном переходе малышка выпала из свертка. Обнаружили это только когда добрались до большого холма среди болота. Двое разведчиков вернулись по тропе, чтобы найти потерю, но не успели – малышка замёрзла. Специально не пишу, о каком населённом пункте речь, потому что таких деревень в России, Белоруссии, Украине в годы войны было множество. И таких судеб - тысячи…

 

Концентрационные лагеря фашистов исчезли только с ликвидацией всей нацистской системы. В приговоре Международного военного трибунала, состоявшегося в Нюрнберге, концлагеря были признаны преступлениями против человечества.

 

Обелить и оправдать преступления фашизма невозможно – такой вывод делали и те, кто сами стали очевидцами трагедий, узниками, пленными, и их дети, близкие, знакомые с судьбой своих родных.

Кадры из ролика к песне «Детский лагерь Саласпилс», 1973, ВИА «Поющие гитары».

Но поколения проходят, всё меньше прямых свидетелей преступлений нацизма. И многие молодые люди могут только случайно узнавать об ужасах войны и фашизма, например, наткнувшись в Интернете на ролик песни «Детский лагерь Саласпилс», которую исполнил ещё в 1973 году ВИА «Поющие гитары», и откуда мы взяли несколько кадров для иллюстрации этой статьи, или, посмотрев фильм «Собибор», или, случайно свернув с трассы, постоять у мемориала каких множество стоит по всему бывшему СССР, и у тех, которые обязательно поставит фонд «Достоверная история» в Пскове. Всё это нужно делать, даже если тяжело, больно, невозможно, когда слёзы наворачиваются. Нужно особенно в современной ситуации, когда в мире обострились конфликты, когда фашизм и нацизм – это снова понятия не из прошлого, а сегодняшнего дня. Это нужно видеть сквозь слёзы и печаль, потому что реальность была и снова может быть гораздо страшнее, чем кино об этом.  

Александр ВАСНЕЦОВ

В качестве иллюстраций использованы кадры из фильма «Помни имя своё», Режиссёр: Сергей Колосов, СССР-Польша, 1974,

и кадры из ролика к песне «Детский лагерь Саласпилс», 1973, ВИА «Поющие гитары».

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

9091 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу