Почему именно Монте-Кристо? От Марселя до заветного острова в поисках Эдмона Дантеса. Окончание истории.
Одним из самых любимых и самых таинственных героев прошлого во всем мире остается граф Монте-Кристо. А, уж, тем более в России, где историю моряка Эдмона Дантеса, которую поведал Александр Дюма в бессмертном романе, с детства знали и знают большинство граждан и в девятнадцатом, и в двадцатом, и нынешнем веке. И как бы ни закончилась та история, какой бы конец не придумал гениальный автор, насколько бы фантастичным ни казался сюжет истории, и как бы ни спорили исследователи о существовании в реальности этого героя или его прототипа, он останется среди людей на веки вечные… Потому что олицетворяет мечту миллионов людей: наказать зло, восстановить справедливость, отдать долги, воздать добром за добро. И в этом отношении «Граф Монте-Кристо» - самая массовая революционная книга.
В первой, второй, третьей, четвёртой и пятой частях нашего путешествия мы задались вопросом: почему автор поселил своего героя в Марселе, сделав город одним из героев книги. И познакомились с далёкими эпохами, в которые уходят корни современных марсельцев. Мы идём вслед за героем и отправляемся вместе с ним к острову в Средиземном море, который дал толчок к новой жизни героя – уже под новым именем.
«...каждый шаг Эдмона по нагретому солнцем граниту спугивал зеленых, как изумруд, ящериц; вдали, на горных склонах, виднелись резвые серны, так привлекающие охотников; словом, остров казался обитаемым, полным жизни, и, несмотря на это, Эдмон чувствовал, что он один, под десницей бога. Его охватило странное чувство, похожее на страх; причиной тому был яркий дневной свет, при котором даже в пустыне нам чудится, что чьи-то пытливые взоры следят за нами».
Остров Монте-Кристо – это высокие скалы, глубокие долины и тихие бухты. На серо-розовых гранитных береговых складках, вгрызаясь корнями в камень, прорастают травы, кустарники и сосновые рощи. Если смотреть с самолета, то по форме остров и сам напоминает алмаз. А на месте поражает нетронутой природой. Не случайно, что уже в современности он стал особо охраняемым природным заповедником. И лишь немногие путешественники за все годы его истории побывали на нем – и это несмотря на то, что остров расположен среди хорошо развитых современных морских маршрутов, на небольшом расстоянии от Италии – всего 65 километров, а от острова Эльба, того самого, где отбывал первую ссылку император Наполеон, и того меньше – 35. Да, на возможности высадиться на берег может сказаться и некоторая изолированность острова, и подводные сложности в подходе к острову, и в поиске места для высадки среди скалистых берегов. Но, может, преграды природы – лишь часть причин? Все-таки случайно или нет, что остров стал сокровищницей для Эдмона Дантеса и дал ему новое имя? Все подсказывает, что Дюма не просто так выбрал этот остров для сюжета своего романа. И более того, тайна острова остается не раскрытой и до сегодняшнего дня.
В середине шестнадцатого века Средиземное море было безраздельной вотчиной пиратов разных мастей и национальностей, которые имели настолько сильный флот, что легко атаковали не только торговые корабли, но и города, расположенные в прибрежной зоне. Они грабили жителей, монастыри, торговцев и быстро скрывались с добычей и пленниками в многочисленных бухтах и островах. Остров Монте-Кристо облюбовали два очень могущественных корсара – один из братьев-пиратов Арудж Барбаросса (возможно, ставший прототипом Гектора Барбоссы из многосерийной киносаги «Пираты Карибского моря»), прозванный Рыжая Борода и Драгут.
Их влияние и могущество было настолько велико, что они считались королями Алжира, а пиратское королевство на западе африканского континента, основанное ими, процветало. Но пираты не были бы пиратами, если награбленное богатство тратили на устроение государственных нужд. И Рыжая Борода, и в большей степени Драгут именно на этом малодоступном в те времена острове прятали многочисленные сокровища, свезенные сюда со всего Средиземноморья.
По видимому, именно эти сокровища и представлялись Дюма, отправившего на остров Монте-Кристо своего героя. Дюма вложил эту тайну, облеченную в другую форму, в уста реального героя - аббата Фариа. Но только ли в книге Эдмон Дантес нашел пиратскую казну? Удалось ли кому-нибудь хотя бы частично воспользоваться скрытым в толще гранитных скал пиратским богатством? В последующие века охотники за сокровищами не раз пытались найти спрятанную на острове кладовую Драгута и Барбароссы, но все безрезультатно. В годы Второй Мировой войны немцы даже настояли перед своими союзниками – итальянцами, об организации на острове военной базы. Это на маленьком, малодоступном островке, рядом с которым были и другие, более удобные для этого, острова. Что фашисты могли тут делать, кроме поиска пиратских драгоценностей?
Сами марсельцы, обсуждая судьбу героя романа, говорят, что в местах обитания пиратов прошлого, и сегодня частенько можно увидеть любителей приключений, ищущих клады в прибрежных и островных скалах, а также затонувшие корабли на дне моря. И время от времени отыскивают какие-то части былых богатств. А вот о находке сокровищ Драгута и Барбароссы на остове Монте-Кристо известий пока не было. Вполне возможно, что ни искатели прошлого, ни фашисты, так и не смогли разгадать загадку заданную пиратами. И представляется, что совсем не случайно итальянские власти в 1971 году объявили остров заповедником, тем самым, ограничив число туристов. До 2008 года только тысяча человек в год могли посетить остров по очень веским основаниям: подтвержденные государственными институтами научные исследования, дипломные работы и т.д. При этом время ожидания разрешения на посещение могло длиться по нескольку лет. Да и после снятия такого жесткого ограничения на посещение, цифра возможных посетителей выросла лишь до трех тысяч человек в год, и только избранные из этого числа могут пройтись по острову в сопровождении гида, остальным показывают лишь музей острова.
По всему выходит, пока только Эдмон Дантес смог добраться до островных сокровищ. А большая часть их до сих пор ждет своего часа и своего открывателя? Или, может быть, их уже нашёл человек, ставший отчасти прототипом главного героя в романе Дюма, и державший историю своей реальной жизни в глубокой тайне. Если это так, то эта тайна до сих пор остаётся нераскрытой.
Как бы там ни было, но мы еще с большей уверенностью можем сказать, что цельный образ Эдмона Дантеса родился в голове у Александра Дюма именно в Марселе. По-видимому, здесь он встретил человека, чья внешность, благородство, стремление к справедливости, жажда свободы, другие черты характера так тронули писателя, что у него быстро созрел сюжет романа с образом главного героя. Сидел ли этот человек в тюрьме по доносу, или история Франсуа Пико, описанная ранее в одной из газет, и попавшаяся на глаза Александру Дюма, пришлась как нельзя кстати, но так или иначе, реальный Эдмон Дантес, конечно, с другим именем жил именно в Марселе. При этом скептики могут считать, что Эдмон – полная выдумка Дюма, но романтики по-прежнему будут думать о нем, как о реальной фигуре, попавшейся на пути гениального автора.
Игорь ДОКУЧАЕВ,
фото автора, cтарые фото и иллюстрации из группы VieuxMarseille в facebook.com и с сайта dumaspere.com
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Начните читать с первой части:
А далее вторая часть:
И родина их - Марсель
Поделиться с друзьями: