Варя, Даша и Трёха – спасатели в шубах
Этот материал должен был выйти в свет тринадцать лет назад, в 2007 году на страницах одной из псковских газет, где я тогда работал. Но не вышел. Иногда такое бывает в работе журналиста, вроде бы всё готово: текст, фоторяд, но какие-то неожиданные обстоятельства становятся препятствием для публикации, как будто кто-то рядом рвёт стоп-кран... Тем не менее, рассказ об этих героях постоянно всплывал в образах, и не давал покоя. К тому же, сами о себе они попросить не могли. Ведь главные действующие лица – собаки Аварийно-спасательной службы Псковской области. Знакомили нас с четвероногими спасателями сотрудники АСС и пресс-службы Главного управления МЧС России по Псковской области.
Команда: «Ищи!»
На нас внимательно смотрит спаниель Дэнси, или в просторечии – Даша, она обучена на поиск и обнаружение взрывчатых веществ и уже немало сделала, чтобы избавить мир от грозящих опасностей. «Работает успешно», - коротко отзываются кинологи. Даше – семь лет, и в следующем году она уже уходит на пенсию. А Тори совсем юная – ей годик. Оказывается, «специальности» собаки получают неслучайно. Для поиска взрывчатых веществ нет лучше спаниелей и овчарок – они качественно работают и легче поддаются дрессировке. А овчарки обычно заняты поиском людей. Вернее одна – Варя, которой три года от роду – и уже приступила к работе после обучения, она - дипломированный специалист по поиску людей по следу и в завалах. А другая, по имени Тори, или Трёха, на разговорном языке, еще учится.
В принципе, можно собак и других служебных пород обучить, лучше всего для поисково-спасательных работ подходят лабрадоры. Но овчарке легче преодолевать лесные заросли, высокую траву, которые в Псковской области повсеместно.
А чтобы собака стала дипломированной специалисткой в определённом направлении, ей приходится долго и упорно учиться, и важно, по какой школе она обучается. Но в среднем учеба для собак по обнаружению взрывчатых веществ длится пять месяцев и около семи месяцев для собак, обучаемых поиску людей. Потом молодой четвероногий специалист сдаёт экзамен и после него готов приступить к работе.
«Но и в дальнейшем кинолог с собакой должен продолжать работать, - рассказывают сотрудники АСС. - Желательно, чтобы собака повторяла регулярно всё то, что она умеет, иначе она просто может всё забыть и совсем перестать работать. Навык у собаки должен быть постоянным, на уровне подсознания».
Прошу приоткрыть тайну самого процесса обучения собак, и на удивление мои собеседники легко идут на это, оказывается, никаких особых секретов в этом нет. Например, для обучения поиску людей есть несколько способов. Самый простой, с которого часто всё и начинается: перед собакой ставят миску с едой, потом помощник быстро забирает миску и убегает, где-то прячется – собака ищет. Другой способ, если помощник собаку сильно разозлит и потом убегает и т.д.
Но самое главное в процессе обучения, чтобы собака поняла, что от неё требуется. Надо, чтобы она, услышав команду «Ищи!», воспринимала её однозначно, чтобы сразу нос к земле и начинала искать. У каждого человека есть свой запах, это люди его мало ощущают, а собаки такие запахи хорошо чуют и разбираются в них. Даже если нет точного ориентира, то собака будет проходить по каждому следу и каждый отрабатывать. Например, если человек потерялся в лесу, то во время поиска собака может брать любой след и по нему идти до тех пор, пока не найдёт человека, которому след принадлежит. Если он оказался не тем, кого ищут, собака начнёт отрабатывать другую цепочку следов и так до положительного результата.
«Но надо помнить, что собака берёт максимум двенадцатичасовой след. А о потерявшихся людях, как правило, нам сообщают на второй или третий день, после того как прошло 36, а то и все 72 часа, то есть когда запах следа уже практически не улавливается. Поэтому собакам тяжело приходится», - приоткрывают подробности процесса спасатели.
Прирождённые спасатели
О собаках-сапёрах и собаках-минёрах нам известно со времён Великой Отечественной войны, тогда на фронтах они спасли жизни многим советским солдатам. Но с окончанием войны для собак, работающих по поиску взрывчатых веществ, мирное время не наступило. До сих пор, хотя прошло уже много десятилетий после войны, собаки продолжают работать по поиску остающихся в земле боеприпасов. Да и в горячих точках этих мохнатых бойцов продолжают видеть на передовой – они спасали жизни солдатам и в Афганистане, и в Чечне, и будут это делать, если понадобится, и в дальнейшем. Их работа хорошо видна и в мирное время.
Обучить собаку обнаружению взрывчатых веществ на первый взгляд кажется просто. Берётся кусочек взрывчатого вещества, укладывается в коробочку или в ящичек типа почтового, закрывается крышкой с дырочками, сверху на крышку кладётся кусочек лакомства или, если собака апортеровщица, – палочка-апортеровка. В результате получается комплексный запах, когда собака чувствует знакомый запах вместе с запахом тротила, пластида или другого вещества. Со временем вырабатывается привычка, и если собака чувствует запах взрывчатки, то садится рядом с объектом.
«Но когда мы работаем с собаками по поиску взрывчатки, то должны учитывать многие факторы, всесторонне знать собачий характер и повадки, - продолжают спасатели. - Например, если погода сырая, то моя собака не сядет возле обнаруженного объекта, как бы она сделала в сухую погоду. Такая вот манерная. Но по её поведению уже вижу, что она делает… Она может смотреть то на меня, то на коробку. Для того чтобы знать собаку приходится длительное время её изучать, наблюдать за ней».
Для того чтобы собака и проводник понимали друг друга действительно без слов, на уровне интуиции, мимики и жестов, собак берут для обучения в щенячьем детстве – только так кинолог начинает постигать характер собаки, и она тоже привыкает к тому, кто всегда рядом с ней.
Вы можете понять, о чём собака думает? По её глазам это видно? – спрашиваю у собеседников.
«Если собака умная, то это хорошо заметно. Видим, что понимают, особенно, когда ругаемся на них. Собаки очень понятливые, хорошо чувствуют настроение человека, когда рядом недовольны или, наоборот, говорят о чём-то хорошем, особенно, когда хвалят самого пса».
И ещё всегда хотел спросить у кинологов: если собака воспитана на русском языке, поймёт ли она команды от иностранца?
«Понимание собаки во многом зависит не от языка, а от тона говорящего, от интонации, от произношения, - рассказывают проводники. - Что касается речи, то собака, конечно, не запоминает полностью слова, и что они значат, они запоминают и реагируют на начальный слог. Можно вместо «сидеть» сказать «си...», и собака выполнит команду».
Плата за службу
Даже у людей, когда члены одного коллектива живут рядом долгое время, случаются разные ситуации и конфликты: настроение плохое, самочувствие не очень, обидел кто-то – причин может быть много. У собак тоже так. А вот бывает ли у них дедовщина?
«Была по первости, - рассказывают кинологи. - Но Варя пресекла на корню, показала зубы - теперь дедовщины нет. Но на прогулке вместе с тех пор не гуляют. Теперь по отдельности: до обеда Дэнси гуляет, после обеда Варя и Тори. В конфликте виновата, возможно, и порода: Дэнси – спаниель, маленькая, лохматая, овчарки её, может быть, за кошку принимают».
А что до плохого самочувствия или расстроенных чувств, то, по словам спасателей, бывают такие моменты, когда собака совсем не настроена искать. Правда, на выезды всегда выезжают. «Один раз было, что Дашку покусали, но она всё равно поехала и работала. Наверное, понимает и то, что она по взрывчатке здесь одна, и заменить её некому. Они мобилизуются в нужный момент, как и люди: надо, значит надо».
А вообще в подразделении взаимозаменяемость. И хотя собаки слушаются каждого кинолога, когда кто-то из сотрудников уходит в отпуск, то собаки имеют возможность отдохнуть, для них это тоже отпускной период. И если не для психологической разгрузки, то для физического здоровья собак такие перерывы полезны. Вредна ли служебно-розыскная деятельность собачьему здоровью? На этот вопрос спасатели ответа пока не имеют. «Но вот щенков у наших собак пока не было. Как аномальная зона какая-то – ни одна собака не может принести потомство. Хотя их «вяжут», но всё напрасно. Возможно, такая плата за службу… А в остальном на здоровье собак розыскная деятельность не отражается», - говорят сотрудники АСС.
Тем не менее, работа стала главным в жизни - и для спасателей, и для их четвероногих напарников. Так Дэнси, или Даша по собачьим меркам, уже ветеран службы, её специальность - искать взрывчатку. И уж, умей она говорить, рассказала бы немало захватывающих историй. Но пару недавних случаев работы Дэнси нам рассказали сами спасатели.
«Вызов на улицу 23 июля в Пскове. Там вечером напротив школы была оставлена машина. Приезжаем. Из-под капота машины выходят провода, а прямо перед автомобилем стоит ящик для гранат, закрытый крышкой, под которую входят провода. Весь район оцепили, тем более школа рядом. Осмотрели. Собака ничего не обозначает, ещё раз пробуем. Ничего. Ящик открываем… Он пустой. Провода засунуты и крышкой прижаты. Видно у человека кончился бензин или поломка какая – на дворе поздний вечер, двери машины не закрываются, вот он и сделал противоугонную систему, чтобы никто к его машине не подошёл, а утром за ней вернулся».
Или другой, уже жесточайший случай. «В доме на Максима Горького с помощью самодельного взрывного устройства взорвали кошку. Просто без малейших движений совести привязали самоделку к кошке и выкинули её в окно, пока к земле летела – взорвалась. Мы приезжали искать, но в квартире никаких взрывчатых веществ не нашли». Что чувствовала Дэнси, по поводу погибшей кошки, остаётся только догадываться. Жаль всё-таки, что собаки не умеют говорить, как люди.
А вот для Вари предстоящий весеннее-летне-осенний период будет первым рабочим сезоном после обучения. Раньше в АСС Псковской области не было даже направления по поиску пропавших людей с собакой, работали только на обнаружение взрывоопасных предметов. Поэтому Варя для них особенная собака. Каждый год в регионе фиксируют несколько случаев пропажи людей в лесу. И работа Вари, к сожалению, будет востребована. Но спасатели сразу через нашу газету предупреждают: для того, чтобы найти людей с помощью Вари, надо как можно раньше, в течение первых двенадцати часов заявить о пропаже человека, тогда будет больше шансов, что человека найдут. Если пройдёт несколько суток, то уже никакая собака не поможет…
Не зефир в шоколаде
Люди от работы либо получают удовольствие – и тогда это счастливчики, либо ненавидят то, что делают, либо абсолютно равнодушны. А вот собаки? Могут получать удовольствие от того, что они делают, или для них это сплошное принуждение? Понятно, что в мозг к псу не влезет даже опытный кинолог, если только он не продолжатель дела доктора Павлова. Но псковские спасатели-кинологи уверены, что их собаки знают, что такое служебный долг. Они понимают, что это их работа, за которую они получают свой обед и лакомство – в этом отличие служебных собак от обычных домашних любимцев, которые получают свою миску с кашей просто так, только за то, что живут рядом с людьми. Здесь же собака должна знать, что обед и удовольствие нужно заработать и делать они это должны хорошо. И, как ни странно, собаки и сами чувствуют радость, если находят объект.
Дом у них тоже есть, конечно, это не большая квартира с мягким диваном и тёплым пледом на нём, к каким привыкают многие ручные домашние любимцы. Дом для служебной собаки на Аварийно-спасательной станции – вольер, поделённый на две половины: летнюю и зимнюю. В тёплой части стоят нагревательные лампы, и даже в двадцатиградусный мороз там тепло. Хотя собаки неплохо переносят холод, ведь у них же собственные шубы. Правда, чем прохладней погода, тем больше суточный рацион питания. Так, при температуре ниже 15 градусов уже идёт трёхразовое питание в день, если мороз к тридцати и ниже, то необходимо четырёхразовое питание, потому что большая часть энергии, которую собаки получают с питанием, идёт на обогрев тела. И, как правило, зимой собаки худеют – именно по этой причине.
А едят они здесь хорошо, и лакомство получают регулярно. Базовый паёк – это норма довольствия на собаку. Их ежедневный рацион: каша с мясом. В сутки на одну собаку идет: 600 граммов крупы – рис, или пшено, или греча, мясных субпродуктов один килограмм, 300 граммов овощей, соль – 0,15 граммов, жир. Овощи – картофель, капуста, морковь, свёкла. Все продукты перемалывают на мясорубке, иначе собаки могут мясо съесть, а остальное оставить. А лакомство для них вовсе не зефир в шоколаде, удовольствие собаки получают, например, от сухого корма, или колбаски, особенно они в ней нуждаются на начальной стадии обучения. Уже замечено, что чем приятнее пахнет от лакомого кусочка, тем лучше собака работает и легче учится. Зефира и вообще сладкого собакам нельзя, у них и зубы портятся, и привыкают быстро, могут быть и другие неприятности.
Есть и свои пристрастия в еде, и желания. За некоторое время до нашего появления на АСС собаки вдруг дружно перестали есть гречку, хотя раньше любили, а теперь даже запаха не выносят. Собакам ведь тоже может надоесть, приесться.… Теперь им дают исключительно пшено и рис в смеси. А ещё кинологи приносят своим питомцам из дома и вкусные мясные косточки, которые все трое очень любят, ведь они же настоящие собаки.
Вместо эпилога. Фигаро здесь
Этот материал ждал публикации 13 лет, за это время многое произошло. Наши героини славно послужили людям, на их счету много спасений. Но век собак, к сожалению короток... И если бы я писал сегодня о работе спасателей, кинологов, их четвероногих питомцев, то, возможно, сделал бы это по-другому, рассказал об иных моментах в жизни людей и собак. Но к тексту о Варе, Дэнси и Тори хотелось вернуться и всё-таки опубликовать его таким, каким он был написан - в память о собаках, жизнь которых была посвящена спасению людей.
Сегодня в Аварийно-спасательной службе Псковской области служит один кинолог - Светлана Васильева. И одна собака - лабрадор Фигаро, или, как его ласково называют спасатели, - Федя. На службе он недавно - с ноября 2017 года.
Пока Фигаро прошёл основной курс дрессировки и обучения, поэтому в поисковых операциях принимал участие редко. У него всё в жизни и службе только начинается. Основная специализация Фигаро - поиск людей в природной среде и техногенных завалах.
Всем спасателям, и Фигаро хочется пожелать поменьше реальных поисков, а побольше домашних тренировок.
Фото предоставлены пресс-службой Главного управления МЧС России по Псковской области и фото автора
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: