Интернет-газета. Псков
16+

Зашли на огонёк в Пскове, а там самурай, сёгун и гейша

15 декабря 2018 г.

Оказывается, Япония может появиться где угодно, даже в Пскове в середине декабря – не надо никуда лететь, просто представьте себе... Попробовали? Не получается? Тогда есть и другой способ, который использовали в Центральной городской библиотеке Пскова, где накануне собрали всех заинтересованных погрузиться в Японию и представили: «Вот самурай, а вот гейша. А вот их сёгун».

Когда сотрудники Центрального городской библиотеки Пскова задумались, как завершить перекрёстный год «Россия – Япония», чтобы эта восточная страна надолго запомнилась в Пскове, то обратились к молодым дизайнерам. К студентам кафедры дизайна и технологии обработки материалов факультета образовательных технологий и дизайна ПсковГУ и предложили воплотить своё отношение к японским мотивам в серии плакатов. Студентам идея понравилась – за работу взялись третьекурсники: Татьяна Бесхлебная, Вероника Пак, Екатерина Герасимович, Елена Кириллова, Юлия Вишнёва, Мария Усова, Андрей Русаков, Анастасия Фёдорова, Яна Сумкина. Куратором всей работы по подготовке к выставке стала Лилия Момотова - её работы тоже представлены в экспозиции.

Сразу скажем, что самураев, гейш, сёгунов нужно было вообразить, поднапрячь воображение и вот они уже здесь. Смотрят на тебя со стен, прячутся за рамками и стеклами, и слушают, о чём здесь говорят собравшиеся люди в далёком от их японского дома городе. Саке тоже не было, поэтому все впечатления абсолютно трезвые.

Студенты-дизайнеры, конечно, молодцы, с увлечением перенеслись в страну Восходящего солнца. И уже даже обрели черты японского отношения к происходящему. Когда их при открытии выставки начали критиковать: «Вся живопись там построена на линии, а тут у вас пятна в композиции», «Никогда японцы и китайцы не работали на тёмных тонах». «Вы не прочувствовали Японию, вы к ней по-западному отнеслись».

Авторы по самурайски выдержали напор критиков, при этом, спокойно посматривая на окружающих, никто из них глазами не сверкал и за меч не хватался… Критика, «у нас» в Японии, это проверка на устойчивость. Была, выдержали. У стороны защиты дизайнеров были свои весьма веские аргументированные доводы, в том числе очень наглядные и известные – контраст и нелинейность восточных символов «инь» и «янь» - тоже были «за» представленный творческий взгляд. А ещё «за» то, что из числа гостей уже слышались вопросы: «а можно ли приобрести работы?».

Плакатная живопись всегда стояла в отдельном ряду. И на это раз не стала исключением. Кроме живописного воплощения, в плакате всегда есть идея, обращение к смотрящему, посыл – политический, экономический, пацифистский, идеологический – поводов для появления плаката всегда много.

Что помогло воспроизвести Японию на плакатах, ведь большинство из вас этой страны никогда не видели? – спрашиваем у дизайнеров.

- Ассоциации. Лично я всё делал по ассоциациям, ведь кроме горы Фудзиямы нам их достаточно известно, - рассказывает Андрей Русаков.

- А я уже давно знакома с японским искусством, с культурой страны, и многие из нас хорошо знают музыку и стихи японских поэтов – всё это, конечно, нашло отражение в работах, - делится Яна Сумкина.

  

Кто-то из них уже грезит, другие только в этом проекте познакомились с особенностями взгляда на жизнь жителей японских островов. Живопись, поэзия, музыка японских мастеров всегда имели множество поклонников и последователей и сегодняшний день не исключение. Конечно, кто-то может сказать, что японский стиль, японский взгляд на действительность – это не наша реальность, не российские обстоятельства жизни. Но это-то и замечательно. Такие творческие эксперименты показывают, что сегодня и в Пскове можно многое, в том числе, создать себе любую среду, учиться любым искусствам и пониманию творчества. Было бы желание…

Нужна ли этим ребятам Япония? Да, конечно, нужна. Им, вообще, нужен весь мир. И постигать они его будут с удовольствием, потому что в их силах воскресить, воссоздать его в своём воображении. И нам тоже нужно, чтобы они смотрели на мир – потому что потом они смогут показать его нам через своё творчество.

  

 А мыслить ассоциациями для художника не менее важно, чем уметь писать с натуры. Ассоциации часто посильнее впечатлений оказываются.

Всем участникам программы художники подарили авторскую открытку за чтение оригинальной японской хайку - легендарного японского трехстишия. Наши читатели японскую хайку не читали, но открытку мы вам дарим с пожеланием хорошего будущего. А на выставку работ можно посмотреть в реальности - Псков, ул.Конная, д.6.

И с лучшими пожеланиями вам иероглиф Счастья

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также: 

Таэко Икеда: однажды поехав в Ирландию, она надолго связала себя с Россией...

Пошли, пообедаем по-японски...

Наш спецпроект "Еда"

2835 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу