Когда ваши дети будут играть в разведчиков, расскажите им об Антоне Лихачёве
Антон Петрович Лихачёв всегда ждал этих майских дней и празднования очередного Дня Победы. Хотя для него война 9 мая 1945 года вовсе не закончилась. Как и для многих советских людей, нёсших службу на Дальнем Востоке. Он с первых дней войны руководил оперативными группами, тайно действовавшими на территории Маньчжурии, готовил спецоперации с участием закордонной агентуры, вёл многомесячное противостояние с японской разведкой, служил в приграничных Благовещенске, Хабаровске, Петропавловске. И поэтому для него день Победы наступил значительно позже.
Война с другой стороны
Хотя сама Великая Отечественная война, как и для всех, началась на рассвете 22 июня 1941 года. «Тогда воскресным утром многих сотрудников управления направили в особые отделы, а меня из Хабаровска - в 56-й пограничный отряд, Благовещенский оперпункт УМГБ по Хабаровскому краю. Наставляя меня перед отправкой туда, один из руководителей в управлении кадров, сказал: «Направляем тебя для работы на границе. Если прозеваешь, не упредишь о готовности японской армии напасть на Советский Союз, мы тебя попросту расстреляем»… Спасибо. Ушёл от него вдохновлённый. Сборы были недолгими, небольшой чемодан с пожитками, табельное обмундирование и в дорогу, - вспоминал Антон Петрович.
Обстановка на границе в то время была очень сложной: все ожидали нападения японцев - и надо было постараться не допустить ситуации, которая сложилась в первые недели и месяцы войны на западе страны. Но это было не просто. Не было достоверных сведений о противнике, о его разведывательных и контрразведывательных органах, о личном составе, агентуре, устремлениях и многом другом. При этом появление русского разведчика или оперативного сотрудника среди азиатов – означало стопроцентный провал.
«Китайцев и корейцев, когда-то проживавших в Приамурье, в 1937 году выселили в Казахстан, лишив нас, таким образом, возможности вербовать агентуру на месте. Но эта мера была оправдана. Если бы японцы в те дни напали на Советский Союз и захватили деревни, в которых жили корейцы и китайцы, у них был бы богатейший выбор для подготовки агентуры из числа местных жителей, знающих русский язык».
Если бы у японцев получилось поддержать Гитлера, война была бы другой
А планы у японцев были глобальные, в случае нападения, в первую очередь они собирались отрезать Дальний Восток и Восточную Сибирь вплоть до Байкала от центральной части Советского Союза. А там уже шла жесточайшая война – гитлеровские войска безудержно давили на части Красной Армии. И если бы план японцев удался, то Великую Отечественную войну выиграть было бы очень трудно, практически невозможно, учитывая, что на территорию Урала, Сибири и Дальнего Востока были эвакуированы стратегические предприятия советской промышленности.
«Войной без линии фронта» обычно называли тогда работу разведчиков и контрразведчиков. И эта фраза о многом говорит, практически описывает тот непрерывный бой, в котором приходилось работать и жить. В одной из книг о тех годах есть такое описание ситуации на дальнем Востоке: «вся Маньчжурия, все Приамурье было усеяны диверсионными школами, шпионскими курсами. Система японских военных миссий зловещей паутиной опутала Северный Китай... Тысячи лазутчиков пытались освоить нашу границу путем переходов через кордон в одиночку и группами... Провокации совершались почти ежедневно…».
Антон Лихачёв рассказал об одном из таких ежедневных случаев: «Как-то Хабаровский первый отдел завербовал японца на нашей, советской территории. У нас его подготовили – всё было нормально, шло по плану. Но при переправке его через границу, агент-японец изловчился, выхватил пистолет у сопровождавшего работника и, застрелив его, спокойно перешел границу. Он выполнил задачу своей разведки: выяснил способы, методы и направления подготовки агентуры советскими разведывательными органами».
В 1945 году, когда вся страна уже отпраздновали 9 мая и взятие Берлина, они у себя на востоке ждали развития ситуации с японцами. Мало кто тогда знал: когда начнутся, как долго и с какими последствиями будут идти боевые действия. И в такой неизвестности они пребывали до первых дней августа. Активные боевые действия велись всего двенадцать дней с 9 по 20 августа. Однако локальные бои продолжались и всю первую декаду сентября. Лишь десятого числа была поставлена окончательная точка.
«Но я стал свидетелем исторического и незабываемого зрелища, как японцы колоннами шли сдаваться в плен. Невольно в эти дни вспоминались печальные дни для Русской армии 1904-05 годов, за что Советская армия расплатилась сполна. Приятно было сознавать, что в этом общем деле была и доля моих трудов», - рассказывал Антон Петрович.
Но и тогда война для него ещё не закончилась
«Когда предложили ехать в Псков, то с удовольствием согласился, ведь я любитель истории с раннего детства, а тут такой знаменитый и богатый на прошлое край… да, и родная Смоленщина рядом. Конечно, когда приехал сюда, то было не до давней истории, приходилось заниматься и расследовать то, что произошло совсем недавно, в годы войны и немецкой оккупации. Мы разыскивали скрывающихся фашистских картелей, полицаев, пособников из числа местных жителей и уроженцев соседних регионов. А они после войны попытались хорошо замаскироваться: изменить внешность – отпустить бороды, усы, волосы, сделать другие документы, жениться, переселиться в незнакомые населённые пункты. Ну, кто там будет спрашивать – вернулся человек с фронта, с войны, осел на новом месте – таких много было. Но мы тогда единодушно считали, что злодеи не должны безнаказанно ходить по земле… И делали всё, что могли для этого. Дела были непростыми, и работа по ним велась длительная, требующая терпения, что удавалось не всем».
На псковской земле, например, хорошо тогда помнили казачий охранный батальон под командованием лейтенанта Корна, который дислоцировался в Идрице. На памяти и эстонские охранные батальоны, охранявшие лагеря военнопленных в Моглино и Заполянье. А как забыть тысячи разрушенных и сожжённых деревень и посёлков? Возьмите трагедию деревни Ланёва гора в Псковском районе. Всё это не выдумка, всё зафиксировано в актах чрезвычайных комиссий по расследованию немецко-фашистских злодеяний. Эти свидетельства не только были важны в первые послевоенные годы, чтобы наказать фашистских преступников, они и сегодня чрезвычайно важны и необходимы, учитывая ситуацию, которая складывается в мире с возрождением неофашизма и националистических идеологий в Европе, и в том числе в государствах, которые расположены в непосредственной близости от границ России. И самое горькое, что фашиствующие голоса слышны и на территориях бывших советских республик, граждане которых во время Великой Отечественной войны пожертвовали слишком многим, чтобы победить в той битве с фашизмом. И вот теперь опять…
«К чему может привести попустительство в этих проявлениях, попытка не замечать или своевременно не реагировать на вызовы, мы все хорошо знаем и по Европе 30-40-х годов, и по современной ситуации на Украине. Война на Донбассе – это страшный итог того, что ситуацию упустили, - уверенно говорил в нашем разговоре Антон Петрович.
Братья Лихачёвы, сыновья своего отца, сполна хлебнули войны
«Дмитрий был первым из нас шестерых. У него героические дела были, начиная с ранней юности. Ученик портного, к восемнадцати годам научился шить самостоятельно, чтобы обслуживать сельских жителей. Его продукция, правда, часто походила на мешок с рукавами, и до сих пор вызывает у меня смех. Но по деревне годилась в виде поддевки или рабочей одежды. Таким ремеслом он занимался, пока его не призвали в армию. Отслужил. И ему предложили пойти в милицию, работать в НКВД. И он неплохо справлялся по службе. В 1941-м году лично задержал двух подозрительных лиц - оказались заброшенными немецкими диверсантами. В годы войны он уже был начальником Зарайского горотдела милиции. Формировал истребительные батальоны, потом сам командовал ими. Организовывал поимку немецких диверсантов. Дослужился до подполковника. Я – брат второй, ушел со службы полковником. Наш третий брат – Алексей, получил диплом того же сельскохозяйственного техникума, что и я, только на год позже. Работал участковым агрономом. Потом призвали в армию, окончил Смоленское стрелково-пулеметное училище, присвоили лейтенанта. За неделю до начала войны, в июне 41-го года дал телеграмму: «Состоялся экстренный выпуск. Едем на запад. 15 июня. Если смогу, напишу». Это было последнее сообщение от него. Погиб где-то под Вязьмой… Четвёртый брат Иван учился в том же техникуме, но не закончил - призвали в армию. Потом авиационно-техническое училище, специалист по лётному вооружению: мины, бомбы, пулеметы, пушки. Воевал на трех фронтах. Закончил войну в Кенигсберге. Затем служил на Сахалине. На пенсию уволился в звании майора. Пятый брат, Григорий – химик, учился в химико-технологическом училище. Потом война, фронт, участвовал во взятии Берлина, был тяжело ранен. После ранения поступил и окончил институт, аспирантуру, защитил диссертацию, получил степень кандидата технических наук. Работал преподавателем в институте. Шестого брата Михаила война тоже не затерла. После профессионально-технического училища был призван в армию. Служил шофером - возил боеприпасы на фронт. Вот таких шесть братьев воспитал мой отец - смоленский крестьянин, русский человек – Пётр Лихачёв».
Его день Победы
О своей судьбе, об истории своей семьи в разрезе истории страны, о тяжелейших годах службы Антон Петрович написал в своей книге «Ушёл в разведку», которая вышла в свет в декабре 2015 года в Пскове. Это была его главная мечта накануне своего столетнего юбилея – и он её осуществил. «Этой книгой я отдаю должное памяти своих сверстников, многих из которых уже нет в живых, своим коллегам, которые служили своей Родине, как умели, как понимали и хотели сделать больше, но сделали то, что смогли, - сказал тогда Антон Петрович.
Да он – был тем самым настоящим разведчиком, о которых пишут книги, снимают фильмы. Антон Лихачёв ушёл 23 июля 2017 года в Пскове – ему шёл 102 год. И в нынешнем дне Победы, и в последующих, которые будут отмечать миллионы людей по всему миру – есть частица его жизни.
Александр ВАСНЕЦОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Мы рады вам предложить материалы, опубликованные Pressaparte.ru о жизни Антона Лихачёва, в том числе большое интервью с ним:
Советскому разведчику 99 лет... И он живёт в Пскове
И в сто лет мечты сбываются
Отправился в свою последнюю разведку
Поделиться с друзьями: