Пора вспомнить, что существуют не только цифровые сервисы
Сбои в работе мобильного интернета к вечеру 17 июня сохраняются в 16 регионах России: Ленинградской, Псковской, Московской, Воронежской, Ростовской, Волгоградской, Тамбовской, Самарской, Челябинской, Тюменской и Магаданской областях, в Республиках Тыва и Якутия, а также в Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях. Такие данные публикует lenta.ru. Отключения по всей стране начались 11 июня. Как пишут федеральные СМИ, ограничения введены «по независящим от региональных органов власти и операторов связи» причинам. Доступ будет восстановлен, «как только позволит обстановка». «Это сделано в целях безопасности граждан», - пишет со ссылкой на Правительство РФ ресурс hi-tech.mail.ru.
Весной этого года была похожая ситуация: в ряде регионов был отключен или работал со сбоями мобильный интернет. Тогда «Российская газета» попросила комментарий у экспертов. Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, настаивал на том, что можно обойтись без цифровых сервисов. По его словам, старый мир никуда не исчез, помимо цифровых существуют аналоговые сервисы, и привёл в пример пожилых людей, которые привыкли решать бытовые вопросы, не пользуясь смартфонами. В самом деле, Госуслуги можно заменить МФЦ, счета оплатить в банке, вызвать такси по телефону, а за покупками сходить в магазин. Но есть системы, полностью зависимые от подключения к интернету. В Москве сбои со связью в апреле в некоторых домах привели к тому, что люди не могли попасть в подъезд. Затрудняется или становится невозможной работа таксистов, курьеров - тех, кто видит и берёт заказы через мобильные приложения, да и по большому счёту всех, кто зарабатывает на жизнь в интернете — многие рабочие задачи решаются не с домашнего компьютера, а со смартфона, через мобильный интернет. Бизнес-процессы ещё сложнее: от качества связи зависит логистика и платёжные операции.
На днях издание secretmag.ru опросило бизнес-сообщество, какой выход возможен в данной ситуации. Владельцы считают единственным рабочим вариантом обеспечить резервные каналы связи: подключить кабельный интернет или использовать мобильный модем с SIM-картой от другого оператора или знать, где можно подсоединиться к Wi-Fi. Курьерские службы, чтобы не останавливать работу, сейчас ежедневно выгружают в офлайн все данные, которые нужны для работы в течение дня, а сотрудникам выдают распечатанные документы. Говорят, что справляются. Тем не менее, даже крупные маркетплейсы при отсутствии интернета сейчас не могут полноценно работать. В отдельных точках выдачи последние дни наблюдался коллапс, покупатели не могли ни забрать заказы, ни оформить возвраты. Что уж говорить о малом бизнесе. Индивидуальным предпринимателям Александр Злобин, основатель сервиса автоматизации маркетинга SalesSnapRussia, посоветовал всё же задуматься о резервных каналах связи. Правда, рекомендовал предварительно посчитать, стоит ли тратиться на оборудование и его обслуживание или дешевле переждать отключения. Для IT-бизнеса он видит новые возможности развития, по его мнению, будут востребованы приложения, которые будут работать в условиях ограниченной или отсутствующей связи. Пока универсальных технических решений нет. Бизнес и производственные процессы поставлены на паузу, а где-то были вынуждены отойти на шаг назад и вернуться к старым подходам в работе. Немногие об этом сейчас рассказывают, но вот один пример есть.
О трудностях в работе сообщила пресс-служба предприятия «Псковские тепловые сети». Сотрудникам приходится мониторить утечки на сетях протяжённостью около 200 километров в ручном режиме. «Когда у нас был мобильный интернет, мы легко могли сориентироваться, где искать утечки, которые возникли после опрессовки сетей. Сейчас же мы видим утечки (по увеличению подпитки) но быстро их найти и ликвидировать не в состоянии. Количество работы, связанной с обходами и поисками утечек, кратно возросло», - сообщается в Телеграм-канале предприятия. Конечно, там признают, что обеспечение безопасности в стране — приоритетная задача. Но поддержание жизнедеятельности целых населённых
пунктов — это тоже вопрос безопасности. И работоспособность цифровых сервисов, от которых зависит огромное множество людей. Ярослав Нилов, глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов говорил ранее, имея в виду как раз цифровые решения, которые внедряются повсеместно, что «задача властей, создавая, развивая любую систему, любое направление, думать о безопасности и иметь всегда запасной механизм, который бы мог подстраховывать». И когда мы, уверенно идя по пути тотальной цифровизации, вдруг вынуждены ставить жизнь на паузу, когда отключают интернет, становится ясно: «страховочного» механизма нет, каждый будет выживать как может. И повезло тем, кто вырос в доцифровую эпоху и не утратил способности ориентироваться в "реальном" мире без помощи гаджетов.
Кирилл ГРАДОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Зарплата в цифровых рублях скоро станет нормой
Боты захватили интернет и становятся опасными
Научные открытия, которые скоро станут нашим будущим
Поделиться с друзьями:
