Россия предлагает добрую альтернативу «Евровидению»
В Петербурге подтвердили серьёзность намерений усилить значение межкультурного музыкально-песенного форума «Добровидение», который в седьмой раз громко прошёл в Северной столице.
Замена европейским пустотам
«Даже один хорошо организованный, искренний фестиваль народных искусств принесёт больше пользы, чем многолетние обмены между чиновниками разных ведомств» - написал я несколько лет назад под впечатлением одного известного в мире фестиваля. Этот нехитрый вывод теперь подтверждается раз за разом.
Недостаток таких культурных форумов чувствовался ещё с 90-х. Нет, не пивных, рокерских или иной направленности коммерческих слётов, а именно тех, что развивают и расширяют уровень межкультурной коммуникации в обществе без ожидания финансовой прибыли. Ещё и учитывая, что роль «Евровидения», фестиваля песни в Сопоте, музыкального фестиваля в Зелена Гура и иных международных площадок в минувшие десятилетия резко упала. И вот в России, заполняя потерявшиеся европейские пустоты, наконец-то, утверждаются свои мощные фестивальные площадки, как «Горцы» в Дагестане, «Добровидение» в Петербурге. Что касается последнего, то в представлении фестиваля открыто говорится, что он создавался, как альтернатива «Евровидению», после того, как в мае 2014 года, на сцене этого известного форума победу присудили Кончите Вурст. После этого эпатажного решения европейских музыкальных судей былая популярность этого фестиваля во многих странах начала резко снижаться. В России на волне впечатления от изменения европейских ценностей, депутат Государственной̆ Думы РФ Олег Нилов предложил создать конкурс, где песни исполнялись бы на национальных языках артистов с сохранением народных песенных традиций. Это предложение поддержали, и через два года, в мае 2016 года фестиваль «Добровидение» состоялся в Санкт-Петербурге на площадке Российского Этнографического музея, собрав десятки исполнителей и коллективов народного творчества из многих регионов России и гостей из-за рубежа.
Но не следует думать, что «Добровидение» выстраивается исключительно, как антипод европейскому фестивалю. Нет, его отличие не только в том, что на фестивальных сценах не появляются различные эпатирующие особы – их часто называют «фриками», которые пытаются самовыражаться различными необычными способами, экспериментируя с собственной внешностью, или поступками. «Добровидение» делает акцент на естественность песенных и музыкальных традиций народов. То есть организаторы и, самое главное, публика на этом фестивале ждут не эпатажников, а талантливых исполнителей, которые добротно и ярко преподносят творчество своего народа. А это сегодня очень важно, поскольку, к народным, фольклорным, этническим, национальным творческим коллективам в обществе в минувшие годы складывалось отношение разное. Попавшие в тень популярной эстрады и попсы, взращённых телевидением на рекламные и олигархические деньги, исполнители традиционной песни и музыки, городского романса, фольклора и прочих направлений, чаще всего живут на энтузиазме и альтруизме своих участников, не имея возможности даже организовать концерты в зрительных залах. И поэтому шансы выступать на больших сценах, какие предлагает «Добровидение», для них дорогого стоят.
Достойно. Нечего сказать
«Добровидение» на этот раз в афишах петербургских мероприятий конкурировал за публику с мощными мероприятиями, составляющими праздничную афишу Дней города и 350-летия Петра Великого.
Сделать это, честно говоря, очень непросто любому мероприятию, если только это не Чемпионат Мира или Европы по футболу и не Олимпийские игры. В праздничной афише реально большие и интересные предложения. Например, Санкт-Петербургский международный книжный салон, который захватил своими шатрами и музыкальной сценой больше половины огромной Дворцовой площади у Зимнего дворца. Или открытие Фестиваля тюльпанов на Елагином острове. Или ночные концерты проекта «Поющие мосты», когда под звучащую классическую музыку разводятся знаменитые мосты через Неву. Или театрализованный праздник «Петровская ассамблея» на Якорной площади города Кронштадта. И таких предложений 20, 21 мая звучало множество. Интересно то, что с главными событиями этих дней «Добровидение» не стал конкурировать. А попытался разумно соседствовать, устраивая свои концертные площадки и музыкальные блоки то в Петропавловской крепости, то в Государственной академической капелле, что рядом с Дворцовой площадью на набережной Мойки, то среди популярного фестиваля тюльпанов в ЦПКиО имени С.М.Кирова. Тактика сработала. И «Добровидение» привлекло на свои музыкальные площадки большое количество зрителей.
А на гала-концерт лауреатов и почетных гостей VII Международного фестиваля народной песни «Добровидение» на площадке многофункционального концертно-спортивного «Сибур Арена» и вовсе был аншлаг. Ещё бы, на сцене знаменитые коллективы и вокалисты: Русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, Омский русский народный хор, Русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной, Ансамбль народной музыки «Ватага», иеромонах Фотий, Пётр Захаров, лучшие гармонисты и исполнители из разных российских регионов. Достойно. Нечего сказать. Множество участников фестиваля увидели, как красиво и мощно может звучать народная песня, при этом грамотная современная обработка и исполнение не портят произведения, а только делают их интереснее и лучше. И танцевальные номера, которые тоже были в программе, сильнее подчёркивали силу, которая таится в традиционной народной культуре. В гала-концерте зрители увидели и один из псковских коллективов: «Танцуем скобаря» показали на сцене «Сибур Арены» участники Заслуженного коллектива народного творчества России Театра танца «Русские узоры».
Константин Абабков: будущее за народной песней, музыкой и танцах
Псковскую область на нынешнем «Добровидение» представляли несколько коллективов.
На фото: фестивальные встречи самые радостные, особенно встречи с земляками и друзьями: руководитель Ансамбля «Сказ» Константин Абабков и участники ансамбля "Гармонисты Великих Лук"
На фото: встретились давние друзья: Ансамбли "Сказ" из Пскова и "Сорока" из Великого Новгорода
Кроме танцоров из «Русских узоров», на фестивальных площадках публика увидела Заслуженный коллектив народного творчества России ансамбль «Сказ» им. Виталия Румянцева, Народный самодеятельный фольклорный ансамбль «Уграда», Народный ансамбль «Новоржевские скобари», и ансамбль «Гармонисты Великих Лук». Были на площадках и вокалисты из Новоржева, Острова. Такие вторжения в петербургскую афишу псковских народных коллективов, как и из других российских регионов, надо считать делом очень важным и нужным. И не только для того, чтобы показать петербуржцам, умения артистов из регионов, но и дать возможность своей молодёжи в регионах увериться, что интересная творческая жизнь кипит не только в столицах, но и в родных краях.
- Нам есть с чем сравнивать, наш коллектив давний участник многих фестивалей и в российских регионах, и в разных странах, и от «Добровидения» у нас только положительные эмоции, - говорит руководитель Ансамбля «Сказ», обладатель званий Душа России Константин АБАБКОВ. - Уровень выступающих коллективов был очень высоким. В очередной раз утверждаешься, что будущее за народной песней, музыкой и танцах – в них вся сила.
На фото: Ансамбль "Сказ" им В.Румянцева
«Сказу» действительно есть с чем сравнивать – известный ансамбль, входящий в двадцатку лучших творческих коллективов по всей России, видел многое и многих, и давно сам пропагандирует фестивальное движение, как одну из главных возможностей культурного сотрудничества между разными народами, как инструмент мира и согласия.
Все руководители псковских коллективов, с которыми мы пообщались в ходе фестиваля – Ирина Казимир («Русские узоры»), Галина Березина («Уграда»), отмечают безупречную организацию фестиваля, и атмосферу дружелюбия, которая царила и на сцене, и за кулисами, и в зрительных залах. Видели бы вы, сколько положительных эмоций вскипает в молодых артистах, которые увидели, как работают на сцене признанные во всей стране коллективы. Участницы Театра танца «Русские узоры» из Пскова долго не могли успокоиться после выступления на главной сцене фестиваля и под впечатлением от всей программы гала-концерта. Им хотелось танцевать на улице, прямо на асфальте, повторять увиденные па, придумывать свои движения. Такие эмоциональные встряски, которые бывают на фестивалях с множеством коллективов, молодым исполнителям очень важны, им нужно видеть, чувствовать, что их увлечение, труд, пот и кровь, многочисленные репетиции и отказы от бытовых радостей, от сладких и мучных вкусностей, не проходят даром, все это не напрасно.
На фото: Заслуженный коллектив народного творчества России Театр танца «Русские узоры»
«Узорники» в своей группе в Контакте даже успевали вести весёлые, шутливые прямые репортажи с фестивальной площадки.
Добрая альтернатива «Евровидению»
В идеале, народная культура должна иметь такое влияние, чтобы можно было, наконец-то, перефразировать древнеримского политика и оратора Марка Туллия Цицерона, сказавшего в одной из речей в 52 году до нашей эры: «Когда гремит оружие, законы молчат». Пусть эта фраза останется в прошлом. А в народном разуме всех стран мира закрепится эта: «Когда говорят музы, пушки замолкают». Когда этот принцип будет главным, тогда мы сможем сделать так, чтобы пушки молчали сколь угодно долго, потому что говорить песни, танцы и музыка могут непрерывно, и каждый народ в мире будет иметь возможность спеть песню на родном языке.
То, что «Добровидение» может стать хорошей альтернативой изживающему себя конкурсу «Евровидение» - это бесспорно. И не только потому, что на европейском конкурсе давно правит бал не творчество, а политика. Но и потому, что конкурс, и это очевидно, исчерпал себя. Такое бывает – мир меняется, люди тоже, появляются другие требования и пристрастия и в музыке, и в песнях.
На фото: Галина Березина (на верхнем снимке справа)
На фото: псковский Народный самодеятельный фольклорный ансамбль «Уграда»
- «Евровидение» не ставит своей целью сохранение народной культуры народов Европы. Да, собственно и проявление добра тоже не входит в задачи этого песенного конкурса - это из разных плоскостей, - уверена Галина БЕРЕЗИНА, руководитель Народного самодеятельного фольклорного коллектива «Уграда». - Правда в том, что народная музыка несёт добро, а евромузыка - несёт поток неструктурированной информации. И чем она неструктурированней, тем выше оценивается. В общем, «Евровидение» - это хлеба и зрелищ! А «Добровидение» - это о душе, о душе народа. По форме тоже всё разное у этих двух музыкальных форумов: Евровидение - это постоянная трансляция, навязывание, технические навороты, постоянный шок. «Добровидение» - это никакого шока, постоянный контакт, поиск душевного равновесия, страдания метущейся души, бесшабашный разгул народного веселья.
Именно поэтому, у «Добровидения» есть все шансы заменить иссякший европейский конкурс. И творческие коллективы, исполнители, которые участвовали в «Добровидении» и прониклись атмосферой фестиваля, это уже понимают. А в следующие годы осознание быстро будет приходить и к артистам из других стран мира. И тогда главное, чтобы само «Добровидение» под натиском желающих принять участие, выдержало ту идею, тот запал, с которым этот фестиваль создавался и живёт.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
В Петропавловской крепости отрепетировали встречу Петра Великого
За сорок пять лет столько всего было…
Псковскому Ансамблю «Сказ» Заслуженному коллективу народного творчества России 45 лет.
Поделиться с друзьями: